Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы. Виды миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Современное развитие международных экономических отношений невозможно представить без тесного взаимодействия государств и целых регионов. Усиливаются процессы глобализации экономики, происходит дальнейшее международное разделение труда, специализация экономик стран и регионов, возрастает роль транснациональных корпораций в системе международных экономических отношений.
Эти процессы неизбежно порождают миграцию рабочей силы между в международном масштабе. Более того, по мере глобализации экономики международная миграция рабочей силы существенно увеличивается, в ряде случаев порождая проблемы экономического, социального, демографического, этнического и т.д. характера.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы. Виды миграции
2.Объединительные тенденции и трехстороннее Соглашение НАФТА
3. Экономический масштаб НАФТА
4. Экономический эффект НАФТА
Заключение.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Интеллектуальная  миграция. На сегодняшний день еще  одной очень важной проблемой  является отток квалифицированных  кадров из развивающихся стран, называемый «утечкой умов», фактически являющийся составной частью миграционного  процесса.

Термин  «утечка умов» впервые был  использован в 150 г. до н.э. древнегреческим писателем Атениусом, который упомянул об «утечке умов из Греции в Александрию». [5, с.127.]. В 20 веке данный термин был использован в начале 60-х гг. в связи с миграцией квалифицированных работников из Великобритании в США. Сейчас понятие «утечка мозгов» приобрело значение постоянного оттока квалифицированных кадров из развивающихся в развитые страны. Проблема «утечки мозгов» возникла в результате целенаправленной политики промышленно развитых стран, открывшей рынки труда для квалифицированных мигрантов.

В результате «утечки мозгов» появились различные  виды угроз национальной безопасности: экономическая, интеллектуальная, технологическая. Как известно, на Лиссабонском саммите  Европейский союз поставил перед собой амбициозную цель построить динамичную и конкурентоспособную в мире экономику, основанную на знаниях.

В развивающихся  странах различные факторы создают  условия, при которых квалифицированные  работники принимают решение  покинуть свои страны. Среди этих факторов наиболее важным является то, что зачастую в развивающихся странах университетское  обучение часто организовано в соответствии с программами обучения в развитых странах, а не с учетом национальных условий. Следствием этого является нехватка мест, оплачиваемых должным  образом.

Не вызывает сомнения тот факт, что работа за границей способствует профессиональному  росту специалистов в различных  областях. Для страны происхождения  – работа ее граждан за границей может являться не сколько помехой, сколько преимуществом, в особенности, если специалист возвращается с более совершенными навыками и имеет накопления в твердой валюте. Вместе с тем трудно гарантировать возвращение квалифицированного специалиста в свою страну и практически нет никаких гарантий в отношении того, что вернувшиеся мигранты смогут использовать приобретенные навыки. Например, 76 % опрошенных филиппинских работников заявили о том, что они хотели бы основать собственное дело, найти работу, на которой они могли бы использовать навыки, приобретенные за границей. Такое превращение квалифицированных работников в бизнесменов можно рассматривать в качестве потери человеческого капитала, обусловленного интеллектуальной миграцией. [5, с.129].

Таким образом, международная трудовая миграция является исключительно важной составляющей в современных международных  экономических отношениях. Она имеет  различные виды, различается по срокам, характеру миграции и оказывает  существенное влияние на экономическое  развитие государств и мировой экономики  в целом.

  1. Объединительные тенденции и трехстороннее Соглашение НАФТА

 

В 80-е  гг. тенденции к интеграции отчетливо  наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады и  Мексики.

Прежде  всего интеграция в Северной Америке основывается на частно-корпоративной основе, основа такой специфики в регионе Северной Америки - высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь, давно существует свободный режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция населения - рабочей силы.

Американские  корпорации еще с 60-х годов стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет "включения" Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с  Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. А уже  в следующем, 1990 г., президент Дж. Буш в ответ на углубление западноевропейского  альянса выдвинул доктрину, предусматривающую  создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в феврале 1991 г. к  Соглашению США и Канады присоединилась Мексика.

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров в самых разнообразных (практически всех) отраслях экономики  трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной  страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, общего рынка.

НАФТА полностью  вступает в действие не единовременно, а в течение 15-летнего срока  с момента подписания. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания  конкуренции между так называемыми "чувствительными" (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется островка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики.

Документ  содержит 22 главы и, включая тарифные схемы, насчитывает примерно две  тысячи страниц. Безусловно, если бы это  было действительно соглашение о  свободной торговле, то понадобилось бы менее одной (!) страницы для устранения всех ограничений в торговле. В  реальности это:

  • Акт либерализации, способствующий интеграции посредством как сокращения, так и устранения большинства торговых и инвестиционных барьеров;
  • Акт Согласования проводимой политики по мерам, предпринимаемым по обеспечению четкой конкуренции, торговле услугами, государственному регулированию, по защите прав интеллектуальной собственности.

В дополнение, во вступлении к договору выражается стремление к соблюдению основных прав трудящихся.

НАФТА открыла  новый этап в заключении торговых соглашений. Впервые в соглашении о свободной торговле уделяется внимание вопросам экологии путем разработки договоров по стандартизации загрязнителей. Договор устраняет квоты на текстиль и ткани, снимает ограничения в торговле услугами (а это весьма значительный сектор телекоммуникаций и страхования), гарантирует свободный доступ на рынок всей сельскохозяйственной продукции после переходного 15-летнего периода.

НАФТА предусматривает  постепенное (но не прогрессирующее) устранение тарифов. Средняя ставка на мексиканский экспорт составляла 3,9% (2,5% для автотранспорта); средняя тарифная ставка на импорт из СШ составляла 10% (20% для автотранспорта). Большинство тарифов было снято  уже 1 января 194 г., в день вступления НАФТА в действие, остальные - в  течение 5 лет. Тарифы на импорт из Мексики  в наиболее "чувствительных" секторах экономики США будут сведены  к нулю в течение 15 лет. Квоты и  импортные лицензии были отменены, но, тем не менее, каждая сторона оставила за собой право экстренно ограничить торговлю с целью сохранения (при возникновении угрозы) человеческой жизни, жизни животных или существования растений и сохранения окружающей среды. Но момента подписания договора ни одна сторона не сможет ограничить действия экспортера в степени большей, чем ограничивает своего производителя. Но и здесь предусмотрены специальные правила для агросектора, автомобильной промышленности, энергетики и текстильной промышленности.

В целях  контроля использования территории Мексики японскими и другими  иностранными производителями (не канадскими и не американскими) как производственную платформу для льготного экспорта в США, в НАФТА предусмотрены  жесткие условия по правилам происхождения. Это означает, что налоги должны быть уплачены за те товары, значительная часть стоимости которых (вне  зависимости от того, будет ли это  труд, компоненты или материалы) произведено  за пределами Северной Америки. Серьезные  ограничения наложены на автомобили, минимальная доля их стоимости, произведенной  в США для безналогового экспорта в США должна составлять 62,5%.Этот порог превосходит, что установлен в договоре между США и Канадой, что вызвано лоббированием профсоюзов автопромышленности США, так как  сборка японских автомобилей в Мексике  резко снижает их себестоимость. В договоре предусмотрен также "экстренный" вариант установления (восстановления) пошлин, если нарастание экспорта какой-либо категории товаров представит угрозу существования собственному производству.

Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает:

  • ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.;
  • поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
  • смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
  • либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера;
  • урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность;
  • создание трехсторонней арбитражной комиссии.

В 1992 г. эта  долгосрочная задача была достигнута - был подписан договор, который призван  в будущем объединить США, Канаду и Мексику в общий североамериканский рынок (НАФТА) с населением в 1997 г. порядка 410 млн человек. Но и до возникновения НАФТА эта торговля, либерализированная на двустороннем уровне, шла очень интенсивно. Канада - первый, а Мексика - третий по значению рынок для США (на втором месте-Япония). Особенно бурно прогрессируют экономические связи между США и Мексикой: в 80-90-е годы, например, с 1987 по 1997 годы американский экспорт в соседнюю страну рос в среднем на 23% в год.

2. Экономический масштаб  НАФТА

 

Созданный рынок НАФТА огромен. Совокупный валовой продукт трех стран на 1990 г. составил 6,2 трлн. долл. (в 1960-м г. - 560 млрд. долл.). Экспорт региона рос более быстрыми темпами, чем вся экономика: с 28,4 млрд. долл. в 1906 г. до 523,2 млрд. в 1990 г., в то время как импорт рос еще быстрее: с 23,6 млрд. до 659,6 млрд. долл. С 1986 г. экспорт США в Мексику увеличивался в три раза быстрее, чем экспорт в остальные страны. Самый значительный торговый партнер для каждой из трех стран находится среди двух других ее членов. Но, вполне очевидно, что фокус торговли направлен на США. Как Мексика, так и Канада в торговле в наибольшей степени связаны с США.

Североамериканский  рынок, тем не менее, весьма важен  и для США, так как его доля составляет 28,3% всего экспорт страны. Канада - самый значительный торговый партнер для США, Мексика - третий (второй - Япония), но стоимость промышленной продукции, поступающей в Мексику, уже превысила стоимость промышленного экспорта в Японию. Совокупный внутрирегиональный торговый оборот составляет 40% всего торгового оборота трех стран, причем между Мексикой и США он увеличивается более быстрыми темпами, чем с их остальными партнерами (7% в год).

В североамериканском торговом союзе изначально заложен  потенциал роста, что в наибольшей степени относится к Мексике. Каждый процент прироста ВНП Мексики  соотносится с увеличением экспорта США в эту страну на 300 млн. долл., что, в свою очередь, равнозначно  появлению 7000 новых рабочих мест. Душевой доход в Мексике составляет около 1/10 от германского или японского, а импорт на душу населения примерно равен по стоимости. Со снижением  ограничений на торговлю образуются новые возможности для американских экспортеров.

Относительно  низкий уровень душевого ВВП в  Мексике в сравнении с ее северными  соседями, скорее всего, преимущество, нежели недостаток для США, так как  здесь кроется потенциал роста, также как и растущий слой буржуазии  и взаимодополняемость демографической структуры Мексики и США.

Население Северной Америки составляет 362 млн. чел., это больше чем в Европейском  Сообществе. В то время как основной прирост численности населения  США и Канады осуществляется за счет миграции, в Мексике тому причиной было постоянное улучшение системы  здравоохранения.

Несмотря  на то, что естественный прирост  резко снизился в период с 1974 г. (была введена в действие программа  ограничения рождаемости), он все  еще вдвое превосходит уровни естественного прироста в США  и Канаде. Современное население  Мексики моложе. В 2990-м г. более 36% населения Мексики приходилось  на возрастную категорию до 15 лет  и лишь 3% - старше 60 лет. В США и Канаде это соотношение 20% к 10-18%. По мере того, как население двух последних постепенно стареет и выходит с рынка рабочей силы, мексиканская молодежь войдет в него и, как предполагается, будет больше производить, чем потреблять.

В 1992 году Мексика стала вторым по значению потребителем промышленных товаров  из США. Идет своего рода процесс "выравнивания" взаимопроникновения крупного капитала на всей территории североамериканского  континента. В этом смысле континент  в целом становится одним из трех экономических центров, способным  абсолютно доминировать над двумя  другими центрами силы (Западной Европой  и Японией). Американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Интерес к Латинской Америке подкрепляет то обстоятельство, что именно страны в Южном полушарии демонстрируют самые высокие темпы экономического роста и, по прогнозам, сохранят эти темпы в ближайшие годы.

США после  нескольких лет относительного спада  восстанавливает свою конкурентоспособность. Этому помогли снижение курса  доллара (почти на треть с 1985 года), улучшение качества товаров, некоторое  снижение традиционной дороговизны  рабочей силы и радикальные перемены в мышлении американских менеджеров. Если их старшее поколение направляло основные усилия на обширный внутренний рынок, принижая значение экспортного  фактора, то теперь внимание товаропроизводителей все больше обращено к внешнему рынку.

В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, сократить  огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, стабилизировать внутреннее положение. Уже в первом году действия Соглашения (1991) темпы экономического роста  в Мексике составили 4%.В июне 1991 г. США и Мексика приняли совместное заявление о начале переговоров  по Соглашению о свободной торговле. В сентябре президент Буш уведомил конгресс о своем намерении обсудить такое соглашение, при этом, с возможным участием Канады. В феврале 1991 года Канада согласилась присоединиться к США и Мексике в трехсторонних обсуждениях Северо-Американской Зоны Свободной Торговли - НАФТА (NAFTA - North American Free Trade Agreement). Через месяц ими был представлен предварительный текст и назначено время и место подписания Соглашения - 17 октября 1991 года в Сан-Антонио, штат Техас.

Информация о работе Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы. Виды миграции