Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы. Виды миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Современное развитие международных экономических отношений невозможно представить без тесного взаимодействия государств и целых регионов. Усиливаются процессы глобализации экономики, происходит дальнейшее международное разделение труда, специализация экономик стран и регионов, возрастает роль транснациональных корпораций в системе международных экономических отношений.
Эти процессы неизбежно порождают миграцию рабочей силы между в международном масштабе. Более того, по мере глобализации экономики международная миграция рабочей силы существенно увеличивается, в ряде случаев порождая проблемы экономического, социального, демографического, этнического и т.д. характера.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы. Виды миграции
2.Объединительные тенденции и трехстороннее Соглашение НАФТА
3. Экономический масштаб НАФТА
4. Экономический эффект НАФТА
Заключение.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

В 1991 г. Соединенные  Штаты зафиксировали впервые  с 1981 г. положительное сальдо торгового  баланса с Мексикой. Как и в 1980-м году, Мексика являлась тогда  третьим по величине поставщиком  американского импорта и покупателем  экспорта (без учета незаконных операций). США были и остаются для Мексики  торговым партнером номер один. В 1991 г. на Мексику приходилось менее 10% объема внешней торговли США, на США  приходилось более 70% объема внешней  торговли Мексики. Увеличение объема экспорта США в Мексику за период с 1986 по 1991 г. составило 18% роста американского  экспорта в другие страны. В 1990-м  и в 1991-м гг. Впервые после 1982 г. США зафиксировали положительное  сальдо в торговле услугами. Экспорт  США в Мексику составил 40,6 млрд. долл. в 1992 г., что в 1,78 раза больше, чем  в 1987 г.

Практически все штаты (48 из 50) увеличили объемы экспорт в Мексику за период с 1987 по 1995 г. Две трети штатов как  минимум удвоили объемы экспорта в Мексику. Из них 25 - более чем утроили эти показатели, а 13 из последних - увеличили более чем в 4 раза. Десять различных штатов-экспортеров находятся в различных районах США. Лидируют - Техас (18,8 млрд. долл.), Калифорния (6,6 млрд.), Аризона (1,8 млрд.), Мичиган (1,4), Иллинойс (1,3), Нью-Йорк (0,9 млрд. долл.), Луизиана (0,7), Пенсильвания (0,7), Огайо (0,7) и Флорида (0,6). Но набольшее увеличение экспорта в Мексику испытали промышленные штаты Востока и Среднего Запада. Наибольший объем прироста пришелся на Техас (+12,4 млрд. долл.), Калифорнию (+4,3), Аризону (+1,2), Иллинойс (+1,1), Пенсильванию (+0,5), Вашингтон (+0,4), Огайо (+0,4), Флориду (+0,4). На штаты, не граничащие с Мексикой, пришелся наибольший процент прироста экспорта в Мексику, как-то: Гавайи за период с 1987 по 1992 г. увеличили экспорт на 71360%. Невада - на 1638%, Мэн - на 774%, Вермонт - на 723%, Вашингтон - на 578%, Делавэр - на 463% и еще три штата в среднем на 360%. Львиная доля прироста приходится на продукцию сложного машиностроения, электроники и продукцию нефтехимии. Более 90% экспорта США - продукция обрабатывающей промышленности.

3. Экономический эффект  НАФТА

 

Рассматривая  потенциальное воздействие НАФТА  на экономику США, Канады и Мексики, необходимо помнить, что целью договора является приближение к..., а не начало интеграционного процесса, который начался с миграцией рабочих мест и был поддержан увеличением объемов торговли благодаря либерализации мексиканской экономики. Он привел к развитию уникального приграничного региона и Приграничной экспортной промышленности.

Существует  довод против НАФТА, заключающийся  в том, что все инвестиции в  Мексику идут в счет инвестиций у  себя дома. Многие фирмы, экспортирующие товары обратно в США, экспортируют и то, что ранее производилось  в США. Это действительно имеет  место. Однако исследования показали, что 70% инвестиций США в Мексике  идет на развитие ее рынка, что вполне совпадет с общей тенденцией воздействия  иностранных инвестиций по всему  миру. Около 75% всех инвестиций США вложено  в высокоразвитые страны. За последние 7-8 лет только 15% ежегодных инвестиций были вложены в развивающиеся страны. Более 2/3 всего объема инвестиций пришлось на 7 стран; одно из них была Мексика.

Основной  характеристикой всех этих семи стран  является то, что каждая из них располагает  большим внутренним рынком, чьи потребности  не могут быть удовлетворены ни экспортом (в связи с довольно пошлинами  его доступность ограничена), ни местными производителями (несоответствие спроса масштабу и качеству производства). Инвестирование за границей не всегда идет за счет внутреннего. Вложение капитала в развитие иностранных рынков стимулирует развитие собственных производств, впоследствии обслуживающих все возрастающие потребности этих же рынков.

С целью  оценки потенциального эффекта НАФТА  на экономику США американские экономисты использовали множество оценочных  равновесных моделей. Некоторые  из этих моделей оценивают эффект, производимый на американскую, канадскую  и мексиканскую экономики; другие оценивали  воздействие на различные сектора  экономик. Некоторые модели - статические, другие - динамические применялись  в попытке измерить эффект от устранения торговых барьеров на саму торговлю, рост, инвестиции и другие экономические  переменные. Четыре независимых исследования оценили потерю рабочих мест в США в пределах от 19 до 900 тыс. Принимая во внимание, что 55 тыс. нетто рабочих мест создавались каждую неделю в США в начале 90-х гг., даже самая высокая оценка потери рабочих мест на протяжении десятилетия не слишком значима.

Мексиканская  экономика составляет только 4% от экономики  США, а экспорт Мексики составляет 6% от импорта США. Следовательно, суммарное  воздействие НАФТА на США не будет  слишком масштабным. Следует принимать  во внимание этот факт при оценке воздействия  НАФТА на обе экономики. Но вполне очевидно, что масштаб воздействия  крайне различен.

Первоочередные  результаты от вступления договора в  силу таковы:

  1. Резко возрос (до 2 млрд. долл. в неделю). объем торговли между США и Мексикой за счет удовлетворения Мексикой отсроченной потребности в промышленной продукции США
  2. К концу 1994 г. оборот торговли внутри нового блока превысил 348 млрд. долл. Объем торговли между Мексикой и США составил более 100 млрд. долл. (в 1993 г.- 71,5 млрд. долл.), экспорт Мексики - 49,3 млрд. долл., импорт - 50.6 млрд. долл. Дефицит в торговле с США - 1,3 млрд. долл., что на 400 млн. долл. меньше, чем в 1993 г.
  3. В США было поддержано существование 130 тыс. рабочих мест (в случае незаключения договора они были бы потеряны) .

Самыми  непримиримыми противниками НАФТА  выступали американские профсоюзы. Их доводы сводились к тому, что  свободная торговля с Мексикой - это лицензия для американских компаний закрыть повсеместно заводы и  переместить производство за южную  границу, чтобы эксплуатировать  дешевый рынок рабочей силы. Совместно  с профсоюзами выступали небольшие  компании и объединения фермеров, уже пострадавшие от международной  конкуренции. Представители профсоюзов опубликовали доклад в сентябре 1992 г., обвиняя НАФТА в несправедливости и невзаимности, что он усугубит экономические и социальные проблемы, стоящие перед США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, следует отметить, что по мере глобализации экономики  усиливаются международные миграционные процессы. Международная миграция рабочей  силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены  практически все страны. Международная  трудовая миграция приобрела большие масштабы и становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира.

Проблема  международной миграции рабочей  силы является комплексной и многогранной, на ее разрешение направлены усилия отдельных  государств, универсальных международных  и региональных организаций.

Очень важной проблемой является отток квалифицированных  кадров из развивающихся стран, называемый «утечкой умов», фактически являющийся составной частью миграционного  процесса.

Существуют  различные формы и виды международной  трудовой миграции, которые регламентируются законодательно.

Международными  организациями - ООН, ЮНЕСКО, Международной  организации труда (МОТ), Европейского союза и т.д. - принят ряд законодательных  актов в сфере регулирования  международной миграции рабочей  силы Кроме этого, в каждом государстве существует собственная нормативно-правовая база, регламентирующая управление миграционными потоками. Она включает в себя комплекс мер административного, экономического и социального характера.

В настоящее  время в мире сложились устоявшиеся  центры притяжения рабочей силы и как правило, эмиграция идет из менее развитых в более развитые страны.

В данной работе так же рассмотрены вопросы интеграции Северной Америки.

Американские  корпорации еще с 60-х годов стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет "включения" Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с  Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. В 1992 г. эта  долгосрочная задача была достигнута - был подписан договор, который призван  в будущем объединить США, Канаду и Мексику в общий североамериканский рынок НАФТА. Договор предусматривает  постепенное снижение и к концу  столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле. В 1992 году Мексика стала вторым по значению потребителем промышленных товаров  из США. Идет своего рода процесс "выравнивания" взаимопроникновения крупного капитала на всей территории североамериканского  континента.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бланкенбург Э. Юристы и правовые инновации в Германии и США. // Государство и право. 1997. № 5. С. 100-108.
  2. Киреев А. Международная экономика. Ч.1. – М.: «Международные отношения», 1999. - 416 с.
  3. Кирт Р. Шенгенские соглашения – пилотный проект политического союза. // Компас. 2001. № 28.
  4. Миграционная политика Европейского Союза / Л.М. Хухлындина, Е.Ю. Леонова, Т.В. Сакович, А.В. Слижева. Под ред. Л.В. Лойко – Мн.: РИВШ, 2004 – 206 с.
  5. Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие. Под ред. А.С. Маныкина. М., 2001.
  6. Киреев А. Международная экономика. М., 1997. С. 361-387.
  7. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е.Рыбалкина. М., 1998.
  8. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научная конференция. // США: экономика, политика, идеология, 1995, № 4.
  9. Портной М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов. // США: экономика, политика, идеология, 1997, № 8.
  10. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000.
  11. Шишков Ю.В. НАФТА: истоки, надежды, перспективы. // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, роль и значение международной миграции рабочей силы. Виды миграции