Сущность рынка капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть эффективность рынка капитала и определить ее факторы.
Для достижения поставленной цели необходимо определить задачи:
Рассмотреть содержание рынка капитала;
Определить структуру рынка капитала;
Выделить основные функции рынка капитала

Файлы: 1 файл

содержание ф.м.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

Умеренная форма (semistrong form) эффективности. Слабая форма ЕМН характеризует лишь динамику рыночных цен, имевших место в прошлом; умеренная же форма предполагает, что текущие рыночные цены отражают не только изменение цен в прошлом, но также и всю остальную общедоступную информацию. Таким образом, если на фондовом рынке существует умеренная форма эффективности, не имеет смысла изучать ежегодные отчеты фирм и другие опубликованные статистические данные или следить за новостями из финансового мира, поскольку любая общедоступная информация такого рода немедленно отражается на ценах акций до того, как можно использовать ее в своей практике.

Для проверки реальности умеренной  формы эффективности использовались эмпирические исследования двух типов:

    • изучение реакции цен на поступление новой информации;
    • оценка показателей доходности инвестиций у различных профессиональных менеджеров.

В условиях идеального рынка  цены должны моментально реагировать  на поступление новой информации. Например, если фирма IBM сообщила о только что приобретенном ею патенте  на новую компьютерную технологию, которая позволит ей выпускать более  мощные персональные компьютеры значительно  меньших размеров и более дешевые  по сравнению с существующими  моделями, цена акций фирмы должна немедленно возрасти, достигнув нового равновесного значения. Если имеется  тенденция чрезмерного повышения  цен, реагирующих на новую информацию, с последующим их падением или  постепенный выход на новый уровень  в течение нескольких дней, становится возможным получение сверхдоходов от операций с ценными бумагами после  поступления новой важной информации.

Эмпирические изучения реакции  цен на поступление информации называются исследованиями событий, и за последние 30 лет были проведены тысячи таких  исследований[7]. В ходе их изучалась реакция цен на сообщения о дроблении акций, об увеличении дивидендов, слияниях фирм, капитальных вложениях, эмиссии акций и т.д. и т.п. Как и при слабой форме эффективности, были выявлены некоторые аномалии, однако в подавляющем большинстве случаев эмпирические исследования подтверждали логику умеренной формы эффективности.

Второй способ проверки реальности умеренной формы эффективности  заключается в решении вопроса  о том, могут ли профессионалы  — аналитики и менеджеры - «переиграть» рынок: если рынки на самом деле эффективны, то никто не может добиться результатов, превышающих среднерыночные в сколько-нибудь существенной степени.

Были проведены многочисленные исследования, имевшие целью установить, способны ли профессиональные аналитики  и менеджеры по инвестициям обеспечить получение сверхдоходов по управляемым ими портфелям. Результаты этих исследований стали веским доказательством в пользу концепции умеренной формы эффективности.

Как правило, аналитики и  менеджеры имеют доступ только к  общедоступной информации. В отдельные  годы некоторые из них добиваются относительно лучших, другие - относительно худших результатов, однако в среднем  эти специалисты не способны «переиграть» рынок.

Хотя результаты многочисленных исследований и подтверждают существование  умеренной формы эффективности, отдельные исследования и события  подрывают устои этой концепции. Например, бихевиористская теория рыночного  ценообразования утверждает, что  большинство людей, как правило, чрезмерно сильно реагируют на неожиданные  и драматические события. Тем  самым плохие новости обычно снижают  курсы акций сильнее, чем должны были бы; противоположное относится  к хорошим новостям. Если эта теория верна, то сверхдоходы могут быть получены путем инвестирования средств  в ценные бумаги, чьи курсы только что упали ввиду получения  неблагоприятной информации. Хотя данный вопрос остается открытым, имеются  доказательства, свидетельствующие  в пользу этой теории.

Сильная форма (strong form) эффективности. EMH предполагает, что в текущих рыночных ценах отражена вся информация — и общедоступная, и доступная лишь отдельным лицам. Если эта гипотеза верна, то сверхдоходы не могут быть получены даже посвященными — директорами, руководителями и крупнейшими акционерами фирм, или инсайдерами. Почти никто не верит в справедливость такого предположения. Изучение законных приобретений и продаж, совершаемых посвященными, свидетельствует о том, что когда данные лица продают акции своих компаний, доходность этих акций будет, скорее всего, ниже среднерыночной, а в случае покупки ими акций верно противоположное. Еще более очевиден тот факт, что посвященные могут получать прибыли выше обычных за счет незаконных сделок, используя информацию, не оглашаемую публично, например о предложениях по покупке контрольных пакетов, о крупных достижениях в сфере исследований и разработок и т. п.

Важнейшие рынки ценных бумаг являются в основном эффективными, но не идеально эффективными[1]. В большинстве случаев участники рынка обладают лишь ограниченными знаниями, а затраты на поиск информации высоки; кроме того, им необходимо выплачивать налоги и покрывать транзакционные затраты.

Далее, в тех случаях, когда  чрезмерные эмоции вызывают повышение  или понижение курсов ценных бумаг, очень трудно с уверенностью сказать, курсы каких ценных бумаг отклонялись от нормальных значений и насколько велики эти отклонения. Таким образом, в большинстве случаев и инвесторы, и менеджеры должны действовать исходя из предположения, что финансовые рынки эффективны, а курсы ценных бумаг не содержат никаких искажений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Регулирование  российского рынка капитала 

 

3.1 Факторы, определяющие развитие рынка капитала

 

К основным факторам, определявшим развитие рынка капитала относятся:

  • масштабная приватизация и связанные с ней:
  • выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг;
  • выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;
  • развитие практики финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска ценных бумаг, а также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска ценных бумаг;
  • кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов - казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей;
  • выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими структурами, включая нелицензированные финансовые компании;
  • постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации ценным бумагам на международные рынки капиталов.

Масштабная приватизация государственных предприятий привела  к появлению на рынке ценных бумаг  огромного количества новых финансовых инструментов - акций приватизированных  предприятий. Быстрое развитие рынка  акций приватизированных предприятий  и обеспечивающей его инфраструктуры в сочетании с динамичным развитием  рынка государственных и муниципальных  ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высоко рискованных ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг[6]. Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий, уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и мелких предприятий.

Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими  структурами показал высокую  степень готовности населения к  вложению средств в финансовые инструменты  рынка капитала. Вместе с тем значительное количество новых коммерческих структур, активно размещавших свои ценные бумаги на начальном этапе развития рынка, не оправдали ожиданий своих  акционеров и вкладчиков. Первые выпуски  ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка. Ситуация в  этом сегменте рынка предельно обострилась  с появлением нелицензированных  финансовых компаний, активно привлекавших в 1992-1994 годах средства населения  на приобретение не обеспеченных реальными  активами ценных бумаг или суррогатов ценных бумаг.

Характерной особенностью этого  сегмента рынка капитала стало широкое  использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск которых отражает стремление эмитентов  обойти правовые ограничения и уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском классических финансовых инструментов рынка капитала[1].

К настоящему времени сформировались правовые, экономические и организационные  основы для развития рынка капитала, в том числе:

  • приняты федеральные законы, формирующие нормативную правовую основу рынка;
  • издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, способствующих быстрому развитию нормативной правовой базы рынка;
  • создан единый орган государственного регулирования рынка - Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» [1] преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
  • появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;
  • создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка;
  • сформированы основы для развития коллективных инвестиций;
  • разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков.

 

 

3.2 Государственная политика рынка капитала

 

Формирование эффективного рынка капитала должно рассматриваться  в общем контексте социально-экономических и политических реформ. Институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, могущего мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления рыночной экономики[5]. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики.

Рынок капитала постепенно развивается. По целому ряду позиций Россия имеет сходство с наиболее развитыми финансовыми рынками мира, выражающееся:

  • в большом количестве реально функционирующих корпораций, акции которых могут обращаться на рынке;
  • в большом количестве финансовых институтов, действующих на рынке;
  • в склонности населения к операциям с фондовыми ценностями;
  • в высокой степени открытости внутреннего рынка;
  • в многообразии обращающихся на рынке инструментов и значительной концентрации интеллектуальных ресурсов, задействованных в его развитии.

К особенностям российского  рынка капитала относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и  обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка капитала государство  не может исходить только из потребностей экономики в доступности инвестиций, а должно учитывать потребности  населения в целом[4].

Важнейшей задачей государства  является создание условий, при которых  граждане России и другие потенциальные  инвесторы обретут доверие к  рынку ценных бумаг. Для этого  необходимо разъяснить государственную  политику на рынке капитала, чтобы  добиться понимания частными инвесторами  реализуемых экономических концепций, а также разработать образовательную  программу, в том числе в системе  высшего и среднего образования, которая поможет инвесторам пользоваться предоставляемой информацией о  рынке для создания и приумножения своих сбережений.

Частная собственность - основа формирующейся в России социально-экономической  системы. Ее развитие и защита всеми  имеющимися у государства средствами является стержнем государственной  политики в области развития рынка  капиталов.

Особенность рынка капитала состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой  совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему  регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. При этом система  регулирования будет развиваться  в сторону большей детализации  и ужесточения государственного контроля деятельности рынка капитала[1].

Информация о работе Сущность рынка капитала