Развитие системы правоприменения
как одного из ключевых элементов
системообразующей функции государства
будет приоритетным направлением государственной
политики.
Государство выступает крупнейшим
заемщиком на рынке капитала и
оказывает прямое влияние на его
количественные и качественные характеристики.
Государство так же является
крупнейшим держателем ценных бумаг российских
предприятий и выступает крупнейшим продавцом
на рынке корпоративных ценных бумаг.
К важнейшим принципам
государственной политики на рынке
капитала относятся:
- принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке;
- принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
- принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации;
- минимизировать затраты из федерального бюджета при создании инфраструктуры рынка;
- отказаться от навязывания централизованных решений при создании инфраструктуры рынка;
- обеспечить гласность нормотворчества и обязательность участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы;
- принцип равных возможностей, означающий:
- стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
- равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
- гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
- отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
- запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
- отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).
- принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;
- принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из материала курсовой
работы, можно сделать следующие
выводы.
В настоящее время сформировались
правовые, экономические и организационные
основы для развития отечественного
рынка капитала, в том числе: приняты
федеральные законы, формирующие нормативную
правовую основу рынка, издан ряд указов
Президента Российской Федерации и постановлений
Правительства Российской Федерации,
способствующих быстрому развитию нормативной
правовой базы рынка, появилось значительное
количество профессиональных участников
рынка, имеющих опыт практической работы
на нем; создан определенный задел в развитии
инфраструктуры рынка, сформированы основы
для развития коллективных инвестиций,
разработана Комплексная программа защиты
прав акционеров и вкладчиков.
Вместе с тем остается
нерешенным ряд значительных проблем,
основными из которых являются: низкий
уровень капитализации рынка и ликвидности
ценных бумаг мелких и средних эмитентов,
высокая стоимость заимствований на рынке
государственного долга, отставание в
развитии инфраструктуры рынка, в том
числе информационной и телекоммуникационной
систем, недоиспользование возможностей
отечественных систем в этой сфере, недостаточный
уровень развития инфраструктуры с точки
зрения снижения рисков и их качества,
а также комплекса предоставляемых услуг,
слабое развитие нормативной правовой
базы, устанавливающей ответственность
за правонарушения на рынке, недостаточность
полномочий органов государственного
регулирования по привлечению к ответственности
организаций и лиц, нарушающих законодательство
Российской Федерации и правовые нормы
на рынке, непроработанность вопросов
взаимодействия регулирующих органов
с правоохранительными органами и судебной
системой.
Для решения этих проблем
необходимо обеспечить проведение активной
государственной политики, направленной
на дальнейшее развитие самостоятельного
российского рынка ценных бумаг,
отвечающего национальным интересам
России, интегрированного в мировой
фондовый рынок и обеспечивающего
привлечение инвестиций в российскую
экономику.