Сущность субфедеральной долговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение особенностей формирования субфедеральной долговой политики РФ.
Для достижения обозначенной цели будут решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования субфедеральной долговой политики;
- понять сущность государственного долга субъекта РФ;
- выделить особенности управления государственным долгом на субфедеральном уровне;
- провести оценку эмиссии и обращения государственных облигаций Удмуртской Республики;
- охарактеризовать состояние государственного долга Удмуртской Республики;
- и, наконец, разработать рекомендации по совершенствованию формирования субфедеральной долговой политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность субфедеральной долговой политики…………………………5
1.1. Государственный долг субъекта РФ: сущность, формы, особенности…………………………………………………………………...5
1.2 Управление государственным долгом на субфедеральном уровне………………………………………………………………………...11
Глава 2. Формирование субфедеральной долговой политики УР………………13
2.1 Состояние государственного долга УР……………………………………….13
2.2 Условия эмиссии и обращения государственных облигаций УР…………...17
3. Проблемы и перспективы субфедеральных заимствований и пути их решения……………………………………………………………………………..21
3.1 Совершенствование формирования субфедеральной долговой политики ……………………………………………………………………..21
Заключение …………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………………………...25
Приложение…………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

гос.долг готово.docx

— 132.86 Кб (Скачать файл)

 В-третьих, в проведении  долговой политики субфедеральные  образования во многом зависят  от действующего федерального  законодательства. Осуществляя прямое  или косвенное регулирование  основных параметров их долга,  федеральные власти тем самым  становятся соответчиками по  долговым обязательствам Федерации.

 Взаимосвязь между  национальным долгом и долгом  субъектов Федерации проявляется  как на этапе осуществления  заимствований, так при непосредственном  выполнении долговых обязательств. На первом этапе наиболее наглядно  ее можно наблюдать в процессе  рыночного размещения займов, где  взаимосвязь между субфедеральным  и федеральным долгом может  реализовываться в двух основных  формах:

- опосредованно, через  влияние параметров долга на  конъюнктуру денежного и финансового  рынков, а, следовательно, и на  общие условия заимствования  и инвестирования денежных средств;

- напрямую, через конкуренцию  на рынке государственных долговых  инструментов различного статуса.

На этапе выполнения долговых обязательств указанная взаимосвязь  реализуется, прежде всего, в распределении ответственности (формальной и реальной) за выполнение обязательств по обслуживанию и погашению долга. Причем именно критерий распределения бремени ответственности зачастую является основополагающим при установлении прав и границ заимствований для каждого уровня государственной власти.

 

1.2 Управление государственным долгом на субфедеральном уровне

 

Политика управления государственным  долгом на субфедеральном уровне существенно  отличается от политики управления федеральным  долгом. Эти отличия прежде всего обусловлены разным уровнем компетенции федеральной и региональной власти, отсутствием у субъектов РФ достаточного числа собственных доходных источников и невозможностью для них долгосрочного планирования доходов в связи с вероятностью перераспределения федеральным центром нормативов отчислений от федеральных налогов.

Другой причиной, обусловливающей  особенности управления субфедеральным долгом, является наличие определенной конкуренции между регионами. Она  возникает в силу того, что для  потенциальных инвесторов важную роль играют не только наличие и качество гарантий по субфедеральному займу, но и экономическая привлекательность  осуществляющего его региона. Таким  образом, меры направленные на поддержание  высокого инвестиционного рейтинга последнего, фактически выступают одной  из основных частей управления субфедеральным долгом.

Организация управления государственным  долгом на субфедеральном уровне мало отличается от организации управления федеральными займами. Субъекты федерации  также оформляют свои обязательства  в виде облигационных займов. Инструментами  их осуществления на субфедеральном уровне являются облигации субъектов федерации, векселя. Контролируют выпуск субфедеральных займов Министерство финансов РФ, а также законодательные и исполнительный органы власти региона-эмитента.

Привлеченные в результате целевых займов средства используются для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, идут на покрытие текущих бюджетных расходов или дефицита бюджета, а также для рефинансирования текущей задолженности.

В мировой практике несколько  схем контроля за субфедеральными заимствованиями:

1) Рыночный контроль. В  данном случае регионы не имеют  легальных ограничений по своим  заимствованиям и не подконтрольны  по данному вопросу федеральному  правительству. Все решения, принимаемые  региональными органами власти, основываются только на целесообразности  и эффективности каждого конкретного  проекта.

2) Совместный контроль, при  котором все параметры субфедеральной  задолженности устанавливаются  в результате проведения переговоров  между федеральными региональными  уровнями власти.

3) Контроль на основе  жестких правил, которые прописаны  в Конституции РФ или в законах.

4) Прямой административный  контроль. Эта форма контроля  характерна в большей степени  для унитарных государств.

В России применяется контроль за субфедеральными заимствованиями на основе правил, определенных БК РФ. Этот метод представляется недостаточно эффективным хотя бы потому, что ограничения на предельный объем и права заимствований предполагают определенную унификацию всех субъектов РФ. В реальности разброс в их экономическом потенциале и текущем финансовом состоянии очень высок. Поэтому гораздо более эффективным был бы смешанный вариант контроля, предполагающий, с одной стороны, коллегиальное решение вопросов о внешних субфедеральных заимствованиях, а с другой – в законодательном порядке ограничивающий некоторые их параметры, такие как обеспечение займов.

 

Глава 2. Формирование субфедеральной долговой политики УР

2.1 Состояние государственного долга УР

Таблица 2.1 Размер и структура просроченной кредиторской задолженности 
по видам экономической деятельности

на конец месяца

 

Октябрь 
2012г., 
млрд.рублей

В % к

октябрю 
2011г.

сентябрю 
2012г.

итогу

Всего

1260,0

104,5

101,9

100

в том числе: 
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

24,6

105,0

99,1

2,0

рыболовство, рыбоводство

2,5

114,6

99,7

0,2

добыча полезных ископаемых

129,2

97,2

108,1

10,3

в том числе: 
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

116,2

94,9

108,5

9,2

добыча полезных ископаемых,  
кроме топливно-энергетических

13,0

123,5

105,3

1,1

обрабатывающие производства

370,7

107,4

102,1

29,4

из них: 
производство пищевых продуктов,  
включая напитки, и табака

28,0

121,6

99,9

2,2

текстильное и швейное  производство

3,3

62,8

92,3

0,3

производство кожи, изделий  из кожи  
и производство обуви

0,3

62,6

74,4

0,0

обработка древесины и  производство изделий из дерева

4,0

86,5

103,7

0,3

целлюлозно-бумажное производство;  
издательская и полиграфическая деятельность

12,4

100,7

113,2

1,0

производство кокса и  нефтепродуктов

50,5

130,7

109,6

4,0

химическое производство

32,7

106,4

106,8

2,6

производство резиновых  и пластмассовых изделий

4,4

58,9

76,7

0,4

производство прочих неметаллических 
минеральных продуктов

26,1

119,1

105,7

2,1

металлургическое производство  
и производство готовых металлических изделий

78,7

123,6

98,6

6,2

в том числе: 
металлургическое производство

66,0

119,7

98,9

5,2

производство готовых  металлических изделий

12,7

148,6

96,6

1,0

производство машин и  оборудования

27,9

124,6

103,1

2,2

производство электрооборудования, электронного  
и оптического оборудования

14,8

97,1

98,5

1,2

производство транспортных средств и оборудования

62,5

86,1

101,9

5,0

производство и распределение  электроэнергии,  
газа и воды

263,6

130,0

98,2

20,9

из них производство, передача и распределение  
электроэнергии, газа, пара и горячей воды

249,4

130,1

98,3

19,8

из них: 
производство, передача и распределение электроэнергии

87,3

126,1

98,0

6,9

производство и распределение  газообразного топлива

47,5

119,7

98,2

3,8

Строительство

76,5

83,4

101,2

6,1

оптовая и розничная торговля;  
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,  
бытовых изделий и предметов личного пользования

275,5

93,5

101,3

21,9

в том числе: 
торговля автотранспортными средствами  
и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

3,7

56,4

86,9

0,3

оптовая торговля, включая  торговлю  
через агентов, кроме торговли  
автотранспортными средствами и мотоциклами

269,5

94,1

101,6

21,4

розничная торговля, кроме  торговли автотранспортными  
средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий  
и предметов личного пользования

2,3

136,5

98,8

0,2

гостиницы и рестораны

1,1

152,8

102,6

0,1

транспорт и связь

48,4

92,3

119,8

3,8

из них: 
деятельность железнодорожного транспорта

1,0

91,4

115,5

0,1

транспортирование по трубопроводам

4,5

24,9

78,7

0,4

Связь

3,8

86,9

102,4

0,3

финансовая деятельность

0,1

в 2,5р.

80,8

0,0

операции с недвижимым имуществом,  
аренда и предоставление услуг

62,3

115,3

97,9

4,9

из них: 
управление эксплуатацией жилого фонда

16,5

99,2

91,7

1,3

научные исследования и разработки

15,1

113,9

105,7

1,2

государственное управление и обеспечение военной  
безопасности; социальное страхование

0,1

27,6

131,3

0,0

Образование

0,1

65,2

46,0

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,4

134,3

102,5

0,0

предоставление прочих коммунальных, социальных  
и персональных услуг

4,9

102,7

96,9

0,4


 

Отношение объема государственного долга Удмуртской Республики к объему доходов бюджета без учета  финансовой помощи находится на уровне ниже среднего по субъектам РФ. Большая  доля собственных доходов в их общем объеме (82% при средних по России 65%) говорит об относительной финансовой независимости региона от федерального центра. Отношение дефицита к доходам находится на приемлемом уровне. Вместе с тем отношение текущих расходов к суммарным все еще находится на достаточно высоком уровне, то есть довольно большая часть бюджета республики идет на содержание бюджетной и социальной сферы, а также госаппарата и обслуживание госдолга, что ограничивает возможности направления бюджетных инвестиций на капитальное строительство.

Ситуация с госдолгом  Удмуртской Республики выглядит неоднозначно. С одной стороны, высокий рейтинг  кредитоспособности республики, с другой – возросшая за последнее время  долговая нагрузка и предстоящее  погашение первого облигационного займа в конце текущего 2008 года. Нагрузку на расходную часть бюджета  Удмуртии и, как следствие, на увеличение дефицита бюджета оказали увеличение заработной платы бюджетникам, празднование 450–летия вступления Удмуртии в РФ.

 

  График 2.1 Объем и структура

государственного  долга Удмуртской Республики на 01.01.2013 г.

 

 

Расходы на обслуживания государственного долга Удмуртской Республики на 01.01.2013 года составили 1 109,1 млн. руб.

Просроченная задолженность  по государственному долгу Удмуртской Республики отсутствуют.

 

График 2.2 Объем и структура муниципального долга муниципальных образований Удмуртской Республики на 01.01.2013 года

Верхний предел государственного внутреннего долга Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2013 года установлен в размере 17 435,9 млн. рублей, в том числе по государственным гарантиям Удмуртской Республики в размере 1500 млн. рублей.

 

2.2 Условия эмиссии  и обращения государственных  облигаций Удмуртской Республики

Данные условия утверждены в соответствии с Постановлением Правительства УР от 28 января 2008 г. N 10 "Об утверждении Условий эмиссии  и обращения государственных  облигаций Удмуртской Республики со сроком обращения от одного года до пяти лет с постоянным купонным доходом".

Эмитентом облигаций от имени  субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики выступает Правительство  Удмуртской Республики. Облигации являются государственными документарными ценными бумагами на предъявителя с постоянным купонным доходом с обязательным централизованным хранением (учетом) в Уполномоченном депозитарии. Срок обращения облигаций устанавливается в решении об эмиссии отдельного выпуска облигаций и не может быть менее 1 года и более 5 лет. Номинальная стоимость одной облигации выражается в валюте Российской Федерации.

Весь выпуск облигаций  оформляется глобальным сертификатом, который удостоверяет совокупность прав на облигации, указанные в нем, и передается на хранение (учет) в  Уполномоченный депозитарий. Глобальный сертификат на руки владельцам облигаций  не выдается. Право собственности  на облигации переходит в момент осуществления приходной записи по счету "депо" приобретателя.

Владельцами облигаций могут  быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Они имеют  право на получение ее номинальной  стоимости в установленную решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций  дату погашения, а также  на получение купонного дохода по облигации в установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций даты купонных выплат.

Доходом по облигациям является постоянный купонный доход, а также  разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки облигаций  с исключением накопленных на момент реализации (погашения) и покупки  купонных доходов. Размер купонного дохода определяется исходя из купонной ставки в виде процента к номинальной стоимости облигации и длительности купонного периода. Размер купонной ставки в процентах годовых на весь период обращения облигаций устанавливается эмитентом в решении об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Величина купонного дохода рассчитывается по формуле:

K = Nom * C * T/365/100 %,

где: К - размер купонного дохода, руб.;

Nom - номинальная стоимость одной облигации, руб.;

С - размер процентной ставки, в процентах годовых;

Т - длительность купонного  периода, в днях.

При обращении облигации  образуется накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости  облигации, рассчитываемого пропорционально  количеству дней, прошедших от даты выпуска облигации или даты выплаты  предшествующего купонного дохода.

Величина накопленного купонного  дохода по облигациям на текущую дату рассчитывается по формуле:

НКД - Nom * С* ((Т - Tj-1)/365)/100 %,

где: НКД - накопленный купонный доход, руб.;

Nom - номинальная стоимость одной облигации, руб.;

С - размер процентной ставки, в процентах годовых;

Т - текущая дата;

T(j-1) - дата окончания купонного  периода облигаций с порядковым  номером (j-1);

j - порядковый номер купонного  периода.

Погашение облигаций осуществляется Платежным агентом за счет и по поручению Эмитента в безналичной  форме путем перевода в день погашения  облигаций суммы средств, равной номинальной стоимости облигаций, на банковские счета владельцев и  номинальных держателей, являющихся депонентами Уполномоченного депозитария  на дату, установленную в решении  об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Информация о работе Сущность субфедеральной долговой политики