Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:55, курсовая работа
Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня теряют свою действенность, а завтра станут вообще неактуальными. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования предприятий (их реструктуризация, технологические изменения и др.).
Введение
Глава 1. Факторы развития человеческого капитала
Понятие человеческий капитал
Уровень жизни в государстве (образование, здравоохранение, культурные ценности)
Политическая ситуация в стране
Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал
Сущность и виды инвестиций
Эффективность инвестиций
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
Кафедра Экономической теории и инвестирования
Курсовая работа
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий фактор»
Руководитель:
Вершинина А.А.
Выполнил: студент (ка)
группы ЗОЭ-102
Выжигина Л.И.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Факторы развития человеческого капитала
Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В передовых странах мира человеческий
капитал стал неотъемлемой частью социально-экономического
развития общества, становления новой
формы экономики, где инновации, интеллектуальный труд,
наука и новые технологии играют первостепенную
роль. В XXI веке инновации и человеческие
ресурсы стали основными факторами экономического
успеха в бизнесе. Под человеческим капиталом
понимают производительный и социальный
фактор, неразрывно связанный с человеком,
его интеллектуальными
Западные предприниматели давно оценили дивиденды от инвестиций в человеческий капитал. Их подходы в управлении персоналом основываются на максимальном раскрытии потенциала сотрудников. Ключевым фактором развития организации выступает человеческий капитал, определяющий эффективность использования всех других ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.
Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня теряют свою действенность, а завтра станут вообще неактуальными. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования предприятий (их реструктуризация, технологические изменения и др.).
Эти условия ставят большинство компаний в России перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. Кроме этого, в России сформировалась новая прослойка людей с предпринимательскими способностями, мышление которых сформировано по западному образцу. Следовательно, для предпринимателей, работодателей нового поколения наступило понимание необходимости изменения отношения к человеческому капиталу в экономике.
1. Факторы развития
Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода.
Появление теории человеческого капитала связано с научными трудами Уильяма Пэтти, Адама Смита, Альфреда Маршалла. Подтверждение важности данного вопроса для изучения можно найти в «Политической арифметике» У. Пэтти, в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» А. Смита. Окончательное же формирование теории человеческого капитала относится к 50–60 гг. XX в. Теоретические основы были сформулированы американским экономистом Теодором Шульцем, а базовая модель – Гэри Беккером.
Исторический мировой опыт показывает, что именно страны, обладающие высоким уровнем человеческого капитала, достигли самых впечатляющих успехов в экономике и имели самые высокие темпы роста ВВП. Человеческий фактор, человеческие ресурсы, человеческий капитал, а проще, менталитет, знания, предприимчивость, духовное и физическое здоровье населения и определяют способность той или иной страны в условиях мировой
конкуренции создавать и развивать новую экономику. Экономику знаний и информации. И если человеческий капитал не дотягивает до уровня и качества конкурентов, то в силу объективных причин приходится оставаться сырьевым придатком других стран мира. Ситуация такова, что, в принципе, самые новейшие технологии и оборудование можно купить. Но невозможно «купить» культуру и качество труда, эффективную фундаментальную и прикладную науки, венчурный бизнес, предпринимательские способности, этику и традиции, законопослушность граждан, их оптимизм и здоровье. Невозможно «купить» на стороне и нормальную государственность, и развитое и ответственное гражданское общество.
Политическая форма управления в государстве, а также система распределения власти в государственном аппарате оказывают прямое влияние на развитие экономики страны и, следовательно, на человеческий капитал. Наиболее успешной является та форма власти или государственности, цель которой сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Реализация такой цели возможна через достижение прикладных целей:
- экономический рост
- полная занятость
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты
- внешнеэкономическое равновесие
В большинстве крупнейших стран-производителей существует такое понятие как экономическая свобода. Под понятием «экономическая свобода» понимается степень либерализации экономики страны, степень ее открытости внешнему миру, степень ее встроенности в мировую экономику, инвестиционный и предпринимательский климат в стране. Группой экономистов из развитых стран мира для количественной оценки экономической свободы был предложен показатель – индекс экономической свободы. Этот индекс рассчитывается ежегодно по стандартной методике. Определяются 25 показателей, характеризующих уровень экономической свободы в 7 следующих сферах:
- удельный
вес государства в
- структура экономики и распространение рыночных механизмов;
- денежная
политика и ценовая
- свобода
использования иностранной
- господство закона и неприкосновенность частной собственности;
- свобода внешней торговли;
- свобода деятельности на рынках.
Экономическая свобода включает неприкосновенность частной собственности, ограниченное участие государства в потреблении и в перераспределении доходов, ограниченное участие государства в производстве товаров и услуг, в кредитовании экономики, свободу предпринимательства, свободу осуществления сбережений и вложений, свободу внутренней и внешней торговли, свободу перемещений и контактов, свободу ценообразования, свободу доступа к иностранной валюте и т.д.
Рекордсменами роста ВВП на душу населения, по данным работ Андрея Илларионова, в XIX веке была Канада (рост в 4 раза), в XX веке - Тайвань (в 20,8). За оба столетия «чемпионом» по росту экономики стала Япония – в 26,8 раз. Медленнее всего рост ВВП за два века имел место в Бангладеш (в XIX веке - на 9%, за два века - в 2,3 раза). В XX веке наименьший рост ВВП у Кубы (за 1913-98 гг. ВВП на душу населения вырос на 31%).
В работе Андрея Илларионова показано, что рост экономики был много быстрее в странах с высоким уровнем экономической свободы (США, Западная Германия, Италия, Япония, Ирландия, Тайвань, Чили и др.).
Основным фактором роста экономик этих стран, как легко убедиться по их списку, был и остается высокий уровень и высокое качество накопленного и текущего человеческого капитала. Экономические категории «человеческий капитал» и «экономическая свобода» функционально и структурно очень тесно связаны и переплетены между собой. Без экономической свободы в условиях тоталитарной системы невозможно создать и накопить человеческий капитал с высоким качеством и уровнем. С другой стороны, именно человеческий капитал позволяет реализовать преимущества свободных и открытых экономических систем.
Экономисты выделяют четыре вида инвестиций в человеческий капитал:
1. Образование. Оно может состоять и в получении формального
высшего образовании, и в последующем
продолжении его, и в посещении вечерних
курсов по повышению, к примеру, компьютерной
грамотности. Образование в различных
его видах является главным из направлений
деятельности по инвестированию в человеческий
капитал, поскольку требует значительных
затрат времени и средств.
2. Обучение. Оно может быть профессиональным, т.
е. направленным на приобретение знаний
и навыков в области профессиональной
деятельности, или специальным, нацеленным
на приобретение особых умений. Оно может
проводиться как в процессе работы (ученичество),
так и в отрыве от нее - на специальных
курсах. Обучение также может подразделяться
на общее (повышение уровня грамотности)
и специальное (навыки для определенного
вида работы или учреждения). Обучение
также составляет большую часть инвестиций
в человеческий капитал.
3. Миграция и поиск работы. Миграция рабочей силы рассматривается
как инвестиция в человеческий капитал,
поскольку переезд из места с низкими
заработками в тот район, где они высокие,
ведет не только к повышению заработка,
но и к лучшему использованию умений человека.
Поиск работы считается вложением капитала,
поскольку требует значительных усилий
и определенных затрат на сбор информации
о рынке труда.
4. Здравоохранение и питание. Различного рода услуги по охране здоровья
и организации питания также представляют
собой капиталовложение, поскольку они
увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость
и смертность, и помогают сохранить здоровье
и, соответственно, увеличить длительность
продуктивного периода жизни.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Развитые страны поддерживают высокую производительность труда высокими затратами на обучение и относятся к труду, к человеческому капиталу, как к основному фактору производства.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий фактор