Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня теряют свою действенность, а завтра станут вообще неактуальными. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования предприятий (их реструктуризация, технологические изменения и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Факторы развития человеческого капитала
Понятие человеческий капитал
Уровень жизни в государстве (образование, здравоохранение, культурные ценности)
Политическая ситуация в стране
Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал
Сущность и виды инвестиций
Эффективность инвестиций
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 66.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра Экономической теории и инвестирования

 

Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий фактор»

 

Руководитель:   

Вершинина А.А.

                           Выполнил: студент (ка)

группы ЗОЭ-102

Выжигина Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Факторы развития человеческого капитала

    1. Понятие человеческий капитал
    2. Уровень жизни в государстве (образование, здравоохранение, культурные ценности)
    3. Политическая ситуация в стране

Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал

    1. Сущность и виды инвестиций
    2. Эффективность инвестиций

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В передовых странах мира человеческий капитал стал неотъемлемой частью социально-экономического развития общества, становления новой формы экономики, где инновации, интеллектуальный труд, наука и новые технологии играют первостепенную роль. В XXI веке инновации и человеческие ресурсы стали основными факторами экономического успеха в бизнесе. Под человеческим капиталом понимают производительный и социальный фактор, неразрывно связанный с человеком, его интеллектуальными способностями.

Западные предприниматели давно оценили дивиденды от инвестиций в человеческий капитал. Их подходы в управлении персоналом основываются на максимальном раскрытии потенциала сотрудников. Ключевым фактором развития организации выступает человеческий капитал, определяющий эффективность использования всех других ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.

Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня теряют свою действенность, а завтра станут вообще неактуальными. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования предприятий (их реструктуризация, технологические изменения и др.).

Эти условия ставят большинство компаний в России перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. Кроме этого, в России сформировалась новая прослойка людей с предпринимательскими способностями, мышление которых сформировано по западному образцу. Следовательно, для предпринимателей, работодателей нового поколения наступило понимание необходимости изменения отношения к человеческому капиталу в экономике.

 

1. Факторы развития человеческого  капитала

    1. Человеческий капитал – это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и работы, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода.

Появление теории человеческого капитала связано с научными трудами Уильяма Пэтти, Адама Смита, Альфреда Маршалла. Подтверждение важности данного вопроса для изучения можно найти в «Политической арифметике» У. Пэтти, в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» А. Смита. Окончательное же формирование теории человеческого капитала относится к 50–60 гг. XX в. Теоретические основы были сформулированы американским экономистом Теодором Шульцем, а базовая модель – Гэри Беккером.

    1. Развитие общества и уровень жизни в государстве играет ключевую роль в формировании человеческого капитала. При низком уровне жизни населения в целом, образование, не является столь важным и ключевым аспектом, лишь немногие могут себе позволить отправить ребенка учиться за границу или позволить ему быть иждивенцем в течении срока обучения в вузе, тоже можно сказать о системе здравоохранения и культуре. Как правило, государства с низким уровнем жизни неспособны должным образом накапливать и использовать человеческий капитал. Но при правильной политике государства, нередко малоразвитые страны превращаются в ведущих производителей.

Исторический мировой опыт показывает, что именно страны, обладающие высоким уровнем человеческого капитала, достигли самых впечатляющих успехов в экономике и имели самые высокие темпы роста ВВП. Человеческий фактор, человеческие ресурсы, человеческий капитал, а проще, менталитет, знания, предприимчивость, духовное и физическое здоровье населения и определяют способность той или иной страны в условиях мировой

конкуренции создавать и развивать новую экономику. Экономику знаний и информации. И если человеческий капитал не дотягивает до уровня и качества конкурентов, то в силу объективных причин приходится оставаться сырьевым придатком других стран мира. Ситуация такова, что, в принципе, самые новейшие технологии и оборудование можно купить. Но невозможно «купить» культуру и качество труда, эффективную фундаментальную и прикладную науки, венчурный бизнес, предпринимательские способности, этику и традиции, законопослушность граждан, их оптимизм и здоровье. Невозможно «купить» на стороне и нормальную государственность, и развитое и ответственное гражданское общество.

    1. Политическая нестабильность в стране, частая смена власти, и как следствие военные действия приводят к ухудшению экономического положения, разрушению налаженных внешнегосударственных отношений, оттоку капитала. На восстановление экономики уходят десятилетия, и не имеет смысла говорить о человеческом капитале, на фоне общей разрухи.

Политическая форма управления в государстве, а также система распределения власти в государственном аппарате оказывают прямое влияние на развитие экономики страны и, следовательно, на человеческий капитал. Наиболее успешной является та форма власти или государственности, цель которой сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Реализация такой цели возможна через достижение прикладных целей:

- экономический  рост

- полная  занятость

- стабильность  уровня цен и устойчивость  национальной валюты

- внешнеэкономическое  равновесие

В большинстве крупнейших стран-производителей существует такое понятие как экономическая свобода. Под понятием «экономическая свобода» понимается степень либерализации экономики страны, степень ее открытости внешнему миру, степень ее встроенности в мировую экономику, инвестиционный и предпринимательский климат в стране. Группой экономистов из развитых стран мира для количественной оценки экономической свободы был предложен показатель – индекс экономической свободы. Этот индекс рассчитывается ежегодно по стандартной методике. Определяются 25 показателей, характеризующих уровень экономической свободы в 7 следующих сферах:

- удельный  вес государства в экономической  жизни;

- структура  экономики и распространение  рыночных механизмов;

- денежная  политика и ценовая стабильность;

- свобода  использования иностранной валюты;

- господство  закона и неприкосновенность  частной собственности;

- свобода  внешней торговли;

- свобода  деятельности на рынках.

Экономическая свобода включает неприкосновенность частной собственности, ограниченное участие государства в потреблении и в перераспределении доходов, ограниченное участие государства в производстве товаров и услуг, в кредитовании экономики, свободу предпринимательства, свободу осуществления сбережений и вложений, свободу внутренней и внешней торговли, свободу перемещений и контактов, свободу ценообразования, свободу доступа к иностранной валюте и т.д.

Рекордсменами роста ВВП на душу населения, по данным работ Андрея Илларионова, в XIX веке была Канада (рост в 4 раза), в XX веке - Тайвань (в 20,8). За оба столетия «чемпионом» по росту экономики стала Япония – в 26,8 раз. Медленнее всего рост ВВП за два века имел место в Бангладеш (в XIX веке - на 9%, за два века - в 2,3 раза). В XX веке наименьший рост ВВП у Кубы (за 1913-98 гг. ВВП на душу населения вырос на 31%).

В работе Андрея Илларионова показано, что рост экономики был много быстрее в странах с высоким уровнем экономической свободы (США, Западная Германия, Италия, Япония, Ирландия, Тайвань, Чили и др.).

Основным фактором роста экономик этих стран, как легко убедиться по их списку, был и остается высокий уровень и высокое качество накопленного и текущего человеческого капитала. Экономические категории «человеческий капитал» и «экономическая свобода» функционально и структурно очень тесно связаны и переплетены между собой. Без экономической свободы в условиях тоталитарной системы невозможно создать и накопить человеческий капитал с высоким качеством и уровнем. С другой стороны, именно человеческий капитал позволяет реализовать преимущества свободных и открытых экономических систем.

  1. Инвестиции в человеческий капитал.
    1. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала. Беккер первым осуществил статистически объективный подсчет экономической эффективности процесса образования, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к расходам. По оценкам Г. Беккера, эффективность составляет 12–14 % годовой прибыли. Его книга «Человеческий капитал» до сих пор считается основным научным трудом в этой области.

Экономисты выделяют четыре вида инвестиций в человеческий капитал:

1. Образование. Оно может состоять и в получении формального высшего образовании, и в последующем продолжении его, и в посещении вечерних курсов по повышению, к примеру, компьютерной грамотности. Образование в различных его видах является главным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств. 
2. Обучение. Оно может быть профессиональным, т. е. направленным на приобретение знаний и навыков в области профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений. Оно может проводиться как в процессе работы (ученичество), так и в отрыве от нее - на специальных курсах. Обучение также может подразделяться на общее (повышение уровня грамотности) и специальное (навыки для определенного вида работы или учреждения). Обучение также составляет большую часть инвестиций в человеческий капитал. 
3. Миграция и поиск работы. Миграция рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда. 
4. Здравоохранение и питание. Различного рода услуги по охране здоровья и организации питания также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Развитые страны поддерживают высокую производительность труда высокими затратами на обучение и относятся к труду, к человеческому капиталу, как к основному фактору производства.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий фактор