Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: показать особенности инвестиций в человеческий капитал.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение особенности человеческого капитала, значимости инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

Содержание работы

Введение
1. Концепция человеческого капитала и его роль в экономическом процессе
1.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе
1.2 Подходы к формированию человеческого капитала
1.3 Основные методики оценки человеческого капитала
2. Инвестиции в человеческий капитал
2.1 Сущность инвестиций в человеческий капитал
2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал
2.3 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ч.кап.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

- расходы на образование, включая  общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

- расходы на здравоохранение,  складывающиеся из расходов на  профилактику заболеваний, медицинское  обслуживание, диетическое питание,  улучшение жилищных условий;

- расходы на мобильность, благодаря  которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся  все затраты, необходимые для  физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал  во всех странах являются расходы  на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют  на формальные и неформальные[9]. Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий  капитал непосредственно зависит  от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного  периода). Чем раньше делаются  вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2. Человеческий капитал не только  подвержен физическому и моральному  износу, но и способен накапливаться  и умножаться.

3. По мере накопления человеческого  капитала его доходность повышается  до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека  могут быть призваны вложениями  в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

5. Характер и виды вложений  в человека обусловлены историческими,  национальными, культурными особенностями  и традициями.

6. По сравнению с инвестициями  в иные различные формы капитала  инвестиции в человеческий капитал  являются наиболее выгодными  как с точки зрения отдельного  человека, так и с точки зрения  всего общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства  в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала - в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого  капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в  качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют  условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени  и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал  на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого  капитала приобретаются и увеличиваются  посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей - это источник удовлетворений, но с другой стороны - воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и  психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом  для дальнейшего развития и постоянного  совершенствования человеческого  капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

На основе сказанного можно сделать  вывод, что существует несколько  видов инвестиций в человеческий капитал, наиболее важными из которых  являются инвестиции в здоровье и в образование, так как благодаря этим факторам повышается эффективность труда человека и увеличивается его трудоспособность, то есть инвестиции в эти сферы жизни человека с большой вероятностью в дальнейшем окупятся и принесут доход.

График 1 График зависимости среднегодовых доходов от образования в Америке на 2009г.

2.3 Показатели эффективности инвестиций  в человеческий капитал

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства  предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

- окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения  средств в человеческий капитал);

- в какие сроки можно ожидать  результата от вложения средств;

- в каких объёмах потребуется  вложить средства;

- каковы возможные варианты инвестиций;

- как оценить целесообразность  вложения средств в развитие  человеческого капитала.

Одним из показателей экономической  эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

УИ = ФО / ВНП, где [7]

ВНП - валовой национальный продукт

ФО - денежная оценка общего фонда  образования.

По методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна  стоимости одного года обучения каждого  уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков.

Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого  капитала является инвестирование в  интеллектуальный капитал.

Ваганян О.Г. предлагает следующую  методику оценки эффективности  инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы). Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

Z = Х2-Х1 / Y, где [4]

Z - коэффициент эффективности инвестиций;

X2 - величина интеллектуального  капитала в конце периода;

X1 - величина интеллектуального капитала в начале периода;

Y - инвестиции в интеллектуальный  капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется  учитывать следующие составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

Yn = X0 + RCn, где [7]

 

Yn - заработки человека, имеющего n лет образования;

Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование;

R - текущая норма отдачи вложений  в образование;

Сn - объем инвестиций в течение n лет обучения.

После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.

Здесь необходимо учитывать то, что  величина приведенной стоимости  пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования - достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от 0 до n рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при  которой приведенная величина будущих  выгод обучения равна приведенной  величине его издержек.

Чем выше внутренняя норма отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

 

r = (DB - Dc) / Со, где [7]

DB - пожизненные заработки лиц  с высшим образованием;

Dc - пожизненные заработки лиц  со средним образованием;

Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в  образование по доходам стран  на душу населения. В большинстве  беднейших развивающихся стран  с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего - 15%, а отдача высшего - 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего - 10%, высшего - 8%.

Отметим, что при разработке государственной  политики в области образования  ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные  или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8% при оценке проектов в области  общественного образования.

Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование  показали, что в среднем отдача первых 16%, а вторых - 11%. И здесь  решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование [11].

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал