Свободные экономческие зоны китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

В начале XXI века в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в КИТАЕ.
1.Особенности свободных экономических зон и их эволюция в мировой практике………………………………..................................................................
2. Правовая база СЭЗ в Китае…………………………………………………..
3. Современная классификация СЭЗ в Китае………………………………….
Заключение………………………………………………………………….........
Список использованных источников……………………………………...........

Файлы: 1 файл

Курсова ВЭД.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН в КИТАЕ.

1.Особенности  свободных экономических зон  и их эволюция в мировой  практике………………………………..................................................................

2.  Правовая база СЭЗ в Китае…………………………………………………..

3. Современная классификация СЭЗ в Китае………………………………….

Заключение………………………………………………………………….........

Список использованных источников……………………………………...........

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В   начале  XXI  века   в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение    внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

В 80-е гг. Китай, который  до этого периода долгое время  проводил политику замкнутости в  области внешних экономических связей, вступил на путь экономических реформ. Этот путь Китаем был пройден в несколько этапов. Неотъемлемой частью реформ в Китае являлась разработка стратегии развития внешних экономических отношений и вхождение КНР в мировую экономику. Развитие этого процесса было продиктовано необходимостью использовать возможности китайской экономики и ее научно-технических связей с зарубежными странами для всесторонней перестройки экономики, интенсификации производства, совершенствования общественно производственных отношений в Китае.

Участие Китая в международном  разделении труда уже в течение  двадцати с лишним лет дало положительные  результаты. За этот период (1980-2006 г.) Китай совершил грандиозный экономический рывок. Более того, Китай стал лидером  в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (ATP). К началу нового столетия Китай успешно развивал торговые отношения с 192 странами мира. Экономические успехи современного Китая доказывают эффективность избранной им модели социально-экономического развития. Международные экономические отношения могут развиваться в различных формах, но в Китае они наиболее четко проявились в форме свободных экономических зон (СЭЗ). Именно в форме СЭЗ стала реализовываться открытая экономическая политика в Китае. Поэтому, в данной работе основное внимание уделено рассмотрению СЭЗ, их понятию, классификации, функционированию и перспективам их развития. СЭЗ в Китае — это не только нововведение и эксперимент, но и возможно одна из лучших действующих экономических моделей реформирования национальной экономики. СЭЗ — это доказательство того, что в одном государстве, могут ужиться и существовать два различных строя. Для изучения СЭЗ необходимо учитывать теоретическую основу их создания и результаты их деятельности, практические возможности их расширения и перспективы усиления их деятельности СЭЗ.

До сего времени теоретические  основы еще до конца не разработаны, но достаточно хорошо изучена будущая  роль свободных экономических зон  в Китае. И касаясь практических результатов их деятельности, можно отметить как позитивные, так и негативные стороны в развитии СЭЗ. Это проявляется в решении некоторых правовых, экономических и даже политических проблем, в условиях реформирования экономики КНР.

Известно, что Китай  является стратегическим партнером России, поэтому возникает прикладной аспект анализа, а именно — возможность изучения   Китая как партнера  по  широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству  с Россией и выявления наиболее перспективных направлений и форм экономического сотрудничества.

В России также имеются  свободные экономические зоны, и  поэтому опыт развития СЭЗ в Китае  имеет определенный интерес для  России. Для каждой конкретной зоны необходима своя разработанная концепция  развития, которая бы соответствовала  географическому расположению, природным, трудовым, научным, финансовым и прочим ресурсам данной страны.

Анализ функционирования СЭЗ в Китае показывает, что  свободные экономические зоны могут  стать основой для реализации поставленных задач экономической  реформы, проводимой в государстве. СЭЗ — это прямая дорога к осуществлению экономических реформ и включению страны в международное экономическое сотрудничество.

 

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в КИТАЕ.

1.Особенности свободных  экономических зон и их эволюция в мировой практике.

 

В экономической литературе понятие «свободной экономической  зоны» (СЭЗ) зачастую используется для  характеристики территорий, совершенно разных по своему статусу и целям, которым они служат. В наиболее традиционном смысле под СЭЗ подразумевается часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. В настоящее время под СЭЗ понимают, прежде всего особые территории, которые предназначены служить местом прямых иностранных инвестиций в промышленность и услуги, в которых устанавливается особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

При более детальном рассмотрении понятия СЭЗ можно увидеть в нем органическое единство трех подсистем: экономической (в широком понимании: производство, обмен, распределение и потребление), природно-географической (территория со всем комплексом природно-климатических условий и ресурсов, особенностями географического положения) и социальной (население и весь комплекс социальной инфраструктуры).

В этой связи создание и функционирование свободных экономических  зон предполагает наличие целого ряда взаимоувязанных хозяйственных   сфер,  главные  из   которых:   производственная   сфера, включающая строительные организации и стройиндустрию; промышленно-коммунальная сфера, в состав которой входят вспомогательные и обеспечивающие предприятия и организации, необходимые как для производства, так и для населения; социальная сфера, включающая жилые объекты и объекты социально-культурного и бытового назначения. Только вместе эти звенья, при определяющем положении производства составляют тот социально-экономический механизм, который представляет собой свободная экономическая зона.

Главная задача, стоящая  перед свободными экономическими зонами, заключается в привлечении инвестиций и технологий из-за рубежа, содействии научно-техническому прогрессу и  экономическому развитию. Зоны создаются  для решения внешнеторговых, общеэкономических, научно-технических, социальных и региональных проблем, конкретных приоритетных экономических задач, реализации стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и мало связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами.

Для мирового сообщества в начале XXI столетия, еще больше, чем раньше характерно усиление экономической взаимозависимости. Экономическая конкуренция на мировых рынках товаров и капиталов на современном этапе все более и более заставляет промышленные компании искать пути и формы приспособления к быстро меняющейся конъюнктуре мирового рынка. Одним из них выступает интернационализация производства, которая главным образом принимает формы прямых инвестиций, совместного предпринимательства и др.

Включение в интеграционные процессы мировой экономики является одним из важнейших условий повышения  эффективности национального       общественного       производства,       особенно       для развивающихся стран. Последние стремятся получить в свое распоряжение научно-технические достижения, технологические знания и опыт более развитых стран в целях ускорения процесса прогрессивных преобразований в своей экономике, сокращения экономического отставания от передового мирового уровня. Мировая практика знает немало ярких примеров, когда участие в международном обмене научными разработками, товарами и услугами приводило к успешным результатам.

Их опыт свидетельствует также, что роль внешних условий воспроизводства в отдельных странах возрастает по мере прогресса национальной науки и техники, интенсификации экономического развития, достижения большей зрелости общественных отношений и более высокого уровня развития производительных сил. Воздействие внешнего фактора на перестройку национальных хозяйственных структур во многом зависит и от прилагаемых в этом же направлении собственных усилий, увязки последних с национальной политикой в области привлечения из-за рубежа передовых технических и технологических решений, от того, в какой степени эта политика соответствует общемировым прогрессивным тенденциям.

Как известно, развивающиеся  страны повсеместно испытывают нехватку капитала. Создание экспортно-производственных зон — один из важных путей получения капитала. Несмотря на скромные размеры предприятий по обработке продукции на экспорт, они создают благоприятный для политики открытости миру «микроклимат», да и сами по себе способны привлечь значительный зарубежный капитал. По статистике, с начала 60-х г.г., ежегодные капиталовложения развитых стран в развивающиеся страны составили менее 2 млрд. американских долларов. В 2005 г. эта сумма увеличилась до 358 млрд. долл. В этом процессе важную роль сыграли СЭЗ мира1.

Влияние СЭЗ на народное хозяйство и общество глубоко и разнообразно. Прежде всего, СЭЗ способствуют расширению возможностей привлечения иностранного капитала, в частности по каналам прямых инвестиций путем создания совместных предприятий для повышения эффективности экономики. Для активного притока иностранного капитала необходимо разработать законодательную базу, более льготный режим налогообложения. Мировой опыт убедительно доказывает, что благоприятный инвестиционный климат стимулирует приток иностранного капитала.

СЭЗ благоприятствуют привлечению передовой зарубежной технологии. Создание зон, где местные предприятия производят обработку продукции на экспорт, — важный путь привлечения передовой зарубежной технологии. Предприятия с иностранным капиталом обеспечивают высокое качество продукции, повышают конкурентоспособность товаров на мировом рынке, серьезно влияют на внедрение высоких мировых стандартов во всей производственной системе. Путем создания предприятий по обработке продукции на экспорт, работающих на иностранном капитале, можно извлечь богатый опыт в области использования передовой техники и современного управления. Роль СЭЗ в этом деле самая непосредственная.

СЭЗ способствуют расширению экспорта. Развитые страны участвуют  в создании свободных портов, СЭЗ, прежде всего, ради расширения своей внешней торговли, в особенности транзитной. Создание предприятий по обработке продукции на экспорт — составная    часть   общей    стратегии развитых стран, цель которой — придать производству экспортное направление. В начале XXI в. общий товарооборот СЭЗ мира составлял 30-40% мировой торговли.2

СЭЗ способствуют притоку  валюты. Транзитная торговля и обработка  продукции на экспорт обеспечивают значительный приток валюты. Кроме  того, иностранные предприятия оплачивают в валюте расходы на первичное сырье, труд местных рабочих и служащих, расходы на аренду, уплату различных налогов, на бытовое обслуживание, а также другие общественные расходы. Все это — ощутимый источник валюты для государства. По общему правилу, этот источник занимает большой удельный вес в общих поступлениях валюты в казну государства.

СЭЗ способствуют увеличению занятости населения. Развивающиеся  страны чаще всего создают зоны по обработке продукции на экспорт  в сфере трудоемких производств. При этом преследуется цель: используя иностранный капитал, привлечь свою рабочую силу и тем самым смягчить положение с безработицей. В 90-е годы некоторые страны создавали зоны свободных предприятий чаще всего в СЭЗ, в которых было отсталое производство и много безработных. Новое производство в таких случаях смягчало условия безработицы.

СЭЗ способствуют открытию границ для сотрудничества. Несмотря на очень крупные затраты на строительство  СЭЗ в отдаленных необустроенных районах, развитые и развивающиеся  страны добились в этой области значительных успехов. Япония, к примеру, — одна из высокоиндустриальных стран, владела отдаленными островами Амами, которые были отсталыми. Япония создала там зону свободной торговли, что в немалой степени способствовало возрождению этого района. Россия  также в последнее   время   создала СЭЗ   в «Восточный» и в Хабаровске. Цель создания этих СЭЗ также состоит в том, чтобы ускорить экономическое развитие отсталых, относительно западных районов России, дальневосточных районов. Бразилия создала крупную свободную зону в бассейне Амазонки (Манаус). Правительство Филиппин создало Бадангскую зону по обработке продукции на экспорт. Две таких же зоны создано в Индии. Опыт этих стран показывает, что, как правило, за исключением Индии, создание СЭЗ вполне оправдывает возлагаемые на них надежды.

Создание СЭЗ ускоряет процесс структурных изменений в производстве. Начиная с 70-х годов развитые индустриальные страны, удовлетворяя требования научно-технической революции, своевременно произвели структурную перестройку производства. При этом хлопотные производства они перебазировали в новые индустриальные страны, а последние, в свою очередь, перенесли свое отсталое традиционное производство в развивающиеся страны. Это явление получило название «поэтапной» структурной перестройки в системе развитые — новые индустриальные — развивающиеся страны. СЭЗ оказались на «переднем крае» восприятия структурной перестройки в указанной системе. Они явились инициирующим фактором таких изменений внутри своих стран, фактором, играющим роль передаточного механизма «поэтапной» структурной перестройки. В целом СЭЗ выступают в качестве проводника прогрессивных структурных изменений производства, выводящих его на новые передовые рубежи.

Создание СЭЗ способствует перестройке всего производственного механизма страны. Большинство развивающихся стран, создавая СЭЗ, не считает это самоцелью. В стратегическом развитии страны на СЭЗ возлагаются задачи стимулирования перестройки производства в смежных районах внутри страны, всего народного хозяйства. При этом стратегия состоит в том, чтобы СЭЗ выполнили, прежде всего, следующие функции:

Информация о работе Свободные экономческие зоны китая