Свободные экономческие зоны китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

В начале XXI века в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в КИТАЕ.
1.Особенности свободных экономических зон и их эволюция в мировой практике………………………………..................................................................
2. Правовая база СЭЗ в Китае…………………………………………………..
3. Современная классификация СЭЗ в Китае………………………………….
Заключение………………………………………………………………….........
Список использованных источников……………………………………...........

Файлы: 1 файл

Курсова ВЭД.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

задолженности, непосредственной заинтересованности иностранного инвестора  в наиболее результативном освоении и использовании предоставляемых  им средств и др.

С начала 80-х гг. Китай, предприняв все возможные меры, привлек  огромные материальные, финансовые и людские ресурсы на строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов, системы связи, электростанций, объектов водоснабжения и т.д., тем самым создал благоприятные условия для иностранных инвесторов. Вместе с тем, Китай повысил «гибкость» в привлечении иностранных инвестиций. В КНР было разработано и опубликовано более 500 законов и законоположений, касающихся экономической деятельности иностранных граждан в Китае. Все это создало правовую основу и 115 предоставило юридические гарантии для иностранцев, вкладывающих капитал в Китае.

Не останавливаясь на достигнутом и полностью осознав  важность формирования инвестиционного  климата в привлечении иностранного капитала в СЭЗ, китайское правительство  прилагает все больше усилия в  этой области. В докладе на Всекитайском съезде КПК (12.09.1997 г.) Цзян Цзиминя было отмечено, что нужно «активно, рационально и эффективно использовать иностранный капитал. В соответствии с законом охранять права и интересы предприятий с иностранным капиталом, предоставлять им национальный статус. Совершенствовать и соблюдать законы и нормы, регулирующие внешнеэкономические связи и внешнюю торговлю. Правильно регулировать отношения открытости внешнему миру и независимости и самостоятельности, опоры на собственные силы, поддержать экономическую безопасность государства». Это замечание конкретизировало серьезные намерения китайского руководства — больше, дольше и лучше работать с иностранным капиталом.

3. Современная классификация  СЭЗ в Китае.

 

Уже длительное время  внимание экономистов и широкой общественности в мире привлекает «китайское экономическое чудо». Действительно, Китай совершает в мощный экономический рывок. В течение нескольких лет по темпам роста он является лидером даже в таком динамично развивающемся регионе, как Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Успехи, демонстрируемые сегодня Китаем миру, свидетельствуют  об  эффективности  избранной   им   модели  развития, включающей в себя реформу экономической системы и политику внешней открытости. Политика «открытости внешнему миру» имеет целью формирование, и предоставление благоприятных условий, стимулирующих приток в страну иностранного капитала, передового зарубежного оборудования и технологий, современных методов управления в сферах производства и сервиса. В партийных и правительственных документах она неизменно называется долгосрочной государственной политикой, что должно убедить иностранных инвесторов в стабильности данного курса и повысить их доверие. Посредством политики «открытых дверей» предполагалось привлечь в страну иностранных инвесторов, провести на этой основе коренную модернизацию экономики, резко увеличить экспортность хозяйства и тем самым найти пути решения вечных проблем Китая — продовольственной и занятости. Свободные экономические зоны в Китае были задуманы как инструмент открытой экономической политики.

Перед СЭЗ при их создании в Китае ставились многообразные  задачи. В их числе — интенсивное  привлечение из-за рубежа иностранных  инвестиций и передовой технологии, совершенствование отраслевой структуры  производства и социально-экономического развития территорий, расширение экспортной базы и увеличение валютных поступлений, подготовка квалифицированных технических и управленческих кадров и др. Китайская практика устройства свободных экономических зон насчитывает более 20 лет, но демонстрирует свою высокую эффективность. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования специальных зон в других странах. Наиболее активно изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В настоящий момент в Китае действует несколько моделей свободных экономических зон:

  • особые экономические зоны;
  • открытые города и территории;
  • зоны экономического и технологического развития;
  • зоны экономического развития;
  • зоны свободной торговли;
  • зоны приграничного экономического сотрудничества.

За последние годы в крупных и средних городах  страны создано 14 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического развития и 53 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения.9 Режим в этих зонах различается видами и уровнем экономических льгот, объемом полномочий органов власти и юридических лиц в сфере внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, условиями аренды земли иностранным и национальным инвесторам.

Начиная с 1980 года, Китай создал пять СЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун), Сямэнь (провинция Фуцзянь), а также остров Хайнань, который является одновременно провинцией страны. Эти особые экономические районы ориентированы, прежде всего, на внешние рынки. Достаточно сказать, что на экспорт из пяти СЭЗ поступает более половины производимой там продукции. В СЭЗ развивается главным образом обрабатывающая промышленность, включающая, кроме собственного производства, также научно-экспериментальную базу и торгово-сбыточную сеть. На территории СЭЗ производится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются на территории СЭЗ многими льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Все это дает свои плоды, позволяя Китаю приобретать передовую технику и технологии, заимствовать современные методы управления бизнесом, получать информацию о положении на мировых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Наряду с созданием  СЭЗ с 1985 года начинается распространение льготного режима для иностранного капитала в 14 приморских городах, расположенных вдоль восточного побережья страны. В этих городах, а также некоторых других создаются зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). Наибольшее развитие они получили в таких городах, как Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гаунчжоу. Официально в Китае зарегистрировано 53 ЗТЭР к 2004 г. Особое место среди ЗТЭР занимает зона г. Куныпань, которая создавалась практически без государственной материальной поддержки по принципу опоры на собственные силы.

Открытые приморские города играют роль «окон» и посредников  на внешнем рынке, а созданные  на их территориях зоны технико-экономического развития стали очень привлекательными для иностранных инвесторов. Число  совместных предприятии исчисляется здесь тысячами, а объем привлекаемых капитальных ресурсов достигает несколько десятков миллиардов долларов США. Кроме того, с 1985 года стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

Наиболее масштабным проектом, который реализуется с 1990 года в Шанхае, является открытие и освоение шанхайской «зоны экономического развития» Пудун. Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства в Китае, но, и призвана способствовать превращению Шанхая в крупный торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского   региона.   Словом,   создание   нового   района   Пудун явилось важной составной частью стратегических установок Китая в области экономического строительства на завершающее десятилетие XX века и на начало XXI века. Правительство Китая предоставило новому району Пудун более широкие льготы по сравнению с ОЭР. Сейчас в Пудуне функционирует зона свободной торговли, зона экспортной переработки, зона развития новой и высокой технологии и первая в Китае зона, специализирующаяся на развитии финансового сектора. В 1990 году китайское правительство приняло решение о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве «головной открытой зоны»10.

Помимо упомянутых выше СЭЗ и ЗТЭР, с середины 80-х годов  в Китае заметное развитие получают зоны развития новой и высокой  технологии (ЗРНВТ). Последние представляют собой технопарки, созданные в  районах концентрации кадрового  и материального научно-технического потенциала. Они, как правило, располагаются в непосредственной близости от крупных промышленных центров Китая, там, где сосредоточены университеты, крупные НИИ и лаборатории. С начала 90-х годов в портовых городах, в СЭЗ и ЗТЭР появляются свободные таможенные территории — зоны свободной торговли (ЗСТ). Первая из них «Вайгаоцяо» была образована в 1990 году в Шанхае, а к настоящему времени их число уже достигло 30.

В отличие от СЭЗ в  зонах свободной торговли существует более льготный и гибкий режим, обеспечивающий свободный приток товаров, инвестиций, рабочей силы. В них, в частности, отсутствует контроль над свободным обращением иностранной валюты, и всем расположенным там предприятиям предоставляются права осуществления внешнеторговых операций. ЗСТ должны служить связующим звеном между китайской и мировой экономикой, обеспечив тем районам (городам), где они расположены, выход на международный рынок. По свидетельству китайского руководства, развитие, ЗСТ явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики КНР.

Начиная с марта 1992 года, Китай открыл внешнему миру 13 приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция  Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ванъдин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-ЧжуанскиЙ автономный район). Некоторое время спустя китайское правительство приняло решение открыть еще и административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов), а именно города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.

Приграничные города обладают существенными географическими  преимуществами для развития сотрудничества с соседними странами, включая Россию, с которой у Китая наиболее протяженная граница. В настоящее время в этих городах интенсивно создается необходимая инфраструктура, разворачивается приграничная торговля на основе бартера. Это оказывается не только взаимополезным делом для заинтересованных сторон, но и позволяет извлекать такую выгоду, которую невозможно получить иным способом.

В 2000 г. Госсовет Китая  принял решение « большого освоения запада», открыты 11 внутриконтинентальные  провинции и автономные районы на западе Китая. С этих пор совершилась разработанная система открытости «точка - линия - поверхность»

Итак, создание свободных  экономических зон стало одним  из важных направлений активизации  внешнеэкономической деятельности. СЭЗ получили широкое распространение как в развитых странах, так и в развивающихся    странах,    и    играют    важную    роль    в    мировой экономической жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                            

Начало XXI века характеризуется активной деятельностью разного рода свободных экономических зон в мировом хозяйстве. Создание свободных экономических зон стало одним из важных направлений активизации внешнеэкономической деятельности, СЭЗ получили широкое распространение, как в развитых странах, так и в развивающихся странах, и играют в важную роль в мировой экономической жизни.

СЭЗ способствует привлечению  иностранного капитала и зарубежной технологии, расширению экспорта и  притоку валюты, увеличению занятости, ускорению процесса структурных изменений в производстве, открытию границ для сотрудничества.

80-е и 90-е годы  для КНР были периодом перехода  к последовательному проведению  открытой экономической политики, включению национального хозяйства  в мировое хозяйство и более  активному участию в интеграционных процессах. Такая стратегия получила воплощение в создании свободных экономических зон. Эти зоны относятся к числу наиболее развитых регионов Китая, имеют выгодное географическое расположение, хорошую производственную базу и выпускают почти четверть всей валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции страны.

Функционирование СЭЗ  показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального  использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. И это доказывается тем фактом, что темпы роста экономики в этих районах значительно выше, чем в других регионах КНР. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.

Как показывает китайский  опыт, распространение элементов  рыночного механизма в экономике  СЭЗ должно сопровождаться разработкой и активным применением экономических рычагов государственного регулирования, а также усилением экономической обоснованности административных и правовых методов управления экономикой.

Стремление СЭЗ Китая  достичь больше эффективности в  использовании иностранного капитала выражается в расширении в последние годы диапазона каналов и форм сотрудничества с зарубежными партнерами. Изучение и анализ современного состояния разных форм иностранных инвестиций позволяет выявить некоторые тенденции их развития: заметно снижается доля компенсационных и поручительных соглашений в общем объеме инвестиций; контрактные СП, являющиеся лидером и по числу проектов, и по объему инвестиций в 80-е годы, теперь стали уступать как паевым СП, так и чисто иностранным предприятиям; набирает оборот развитие акционерной формы вложения финансовых средств; лидером инвестиций пока остаются паевые СП, но наблюдается тенденция, дающая основание предполагать, что их место со времени займут чисто иностранные предприятия.

Под государственным контролем иностранный капитал в СЭЗ направляется на развитие экспортной базы, причем предпочтение отдается таким отраслям, как электроника, производство средств механизации и автоматизации производства, технологического и химического оборудования, приобретению современных технологий. Государственная отраслевая политика позволяет изменить структуру промышленного    производства    Китая    в    направлении    налаживания выпуска и экспорта новых видов продукции, расширения ассортимента экспортируемых товаров, а также замены ряда импортируемых изделий отечественными.

Информация о работе Свободные экономческие зоны китая