Свободные экономческие зоны китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

В начале XXI века в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в КИТАЕ.
1.Особенности свободных экономических зон и их эволюция в мировой практике………………………………..................................................................
2. Правовая база СЭЗ в Китае…………………………………………………..
3. Современная классификация СЭЗ в Китае………………………………….
Заключение………………………………………………………………….........
Список использованных источников……………………………………...........

Файлы: 1 файл

Курсова ВЭД.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)
  • Инициирующую роль в осуществлении передовых структурных преобразований   в   смежных   отсталых   районах   путем   ускоренного развития самих СЭЗ.
  • Роль  передаточного  механизма структурных преобразований производства. С помощью внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций стимулируется развитие отсталых отраслей производства и отсталых районов в целом.
  • Роль      распространителя      структурных      преобразований производства.  Осваивая передовую технологию производства и опыт современного управления, СЭЗ распространяют затем их на внутренние районы страны, на все отрасли народного хозяйства.
  • Роль образца, концентрирующего опыт открытости внешнему миру    и    преобразований    производства,    открывающего    путь    для преобразований всего народного хозяйства.

Планируя создание СЭЗ, необходимо, прежде всего, хорошо продумать местонахождение будущей СЭЗ. Это может быть район вблизи международного морского или аэропорта, вблизи развитого в транспортном отношении узла внутри страны, наконец, вблизи крупного города. В целом СЭЗ чаще всего располагаются на побережье моря, реки, озера, разумеется, судоходного, вдоль железной дороги или крупной автомагистрали, в приграничных частях страны, в которых развиты сеть железных и автомобильных дорог, водного или воздушного транспорта, где имеются хорошие средства связи и информации, а также хорошо налажены внешнеэкономические связи. Это идеальные условия для образования СЭЗ.

Если говорить о специальных  зонах торговли, задача которых состоит, прежде всего, в том, чтобы стимулировать  и ускорять транспортировку зарубежных грузов, то они определенно должны располагаться в морских портах или, во всяком случае, на побережье моря, в месте, которое может быть обустроено. Деятельность таких зон крайне тесно связана с географическим местоположением.

Торгово-промышленные зоны также тесно связаны с географическим местоположением, однако, прежде всего  в направлении внутренних районов своей страны. Их поле деятельности распространяется от морского побережья в направлении к крупным и средним городам, к районам, которые богаты природными ресурсами, к сельским районам. Географическое местоположение таких зон, конечно, менее определенно, чем для торговых зон, они меньше зависят от географических условий.

Специальные научно-технические  парки, создаваемые, прежде всего для  развития производств, использующих высокие  технологии, как правило, располагаются  при известных высших учебных  заведениях или научно-исследовательских и информационных центрах; они требуют хорошего обустройства, даже комфорта для работников. Здесь должно быть все, что необходимо для работников высокоинтеллектуального творческого труда.

Необходимо продумать  политику преференциального режима. Экономические меры по привлечению иностранного капитала весьма разнообразны. К ним можно отнести следующие:

  • полное и частичное освобождение от таможенных пошлин на импортируемое оборудование, сырье и другие компоненты производства;
  • льготное налогообложение прибылей. 

В Китае совместные и  иностранные   предприятия   имеют   целый   ряд   льгот.   С   Совместных предприятий     взимается     значительно     меньший     налог,     чем     с государственных  предприятий (30%).  Если  иностранное предприятие расположено в специальной экономической зоне, то с него взимается налог всего в 15% (в Гонконге - 17%);

  • освобождение (полное или частичное) от подоходного налога;
  • введение экспортных льгот и стимулов на все оборудование, сырье и компоненты, ввезенные в СЭЗ из других районов страны, иными словами, они рассматриваются как экспортные товары;
  • льготные условия экспорта;
  • освобождение от местных налогов либо льготное налогообложение;
  • разрешение на любые формы иностранных инвестиций;
  • льготное экспортное и импортное лицензирование;
  • свободная    репатриация    прибыли;    очень    важное    условие нормального функционирования иностранного капитала. В большинстве стран  предусматривается  свободная  репатриация  прибылей  из  СЭЗ. Китай был вынужден отменить в 1983 г. налог (10%) на вывоз прибылей как барьер для привлечения капитала;
  • создание в СЭЗ особого валютного режима, обеспечивающего полную или частичную конверсию национальной валюты;
  • повышенные банковские ставки на валютные вклады;
  • пониженная    арендная    плата    за    коммунальные     услуги, транспортные тарифы;
  • ускоренная амортизация;
  • создание современной рыночной инфраструктуры и сервисной сети;
  • представление государственных (иногда беспроцентных) займов и кредитов иностранным и смешанным предприятиям.

Система поощрения иностранных  инвестиций сочетается с мерами государственного регулирования деятельности СП и  иностранных корпораций. В Китае  применяются рычаги экономического и административного стимулирования вложения капиталов в отдельные отрасли, существуют дополнительные льготы для предприятий, действующие в сфере сельского и лесного хозяйства.

Значительную роль для  эффективного функционирования СЭЗ  играет обеспечение юридических  гарантий. Для СЭЗ должно быть выработано четкое положение об иностранных вкладах капитала, установлены четкие юридические нормы деятельности иностранного капитала в зоне. Юридические положения должны защищать интересы иностранных граждан и предприятий иностранного капитала, вкладывающих свои средства в предпринимательскую деятельность в зоне или участвующих в экономическом сотрудничестве в других формах. Они должны вселять чувство безопасности за вложенный капитал, чувство уверенности в перспективности предпринимательской деятельности в зоне.

В зависимости от ранжирования поставленных целей строится и стратегия развития СЭЗ. Однако во всех случаях центральными вопросами являются способы привлечения иностранного капитала и стимулирования совместных и иностранных предприятий. В разных странах применяются различные меры юридического, экономического, административного характера. Что касается юридических мер, то это, прежде всего, относится к созданию правовых гарантий иностранных инвестиций. Во многих странах это решается на конституционной основе.

Как известно, 400 с лишним лет назад люди начали создавать в развитых в транспортном отношении местах и в портах особые зоны, которые хотя и были подконтрольны местным таможням, однако таможенная пошлина здесь не взималась. Вообще в таких зонах проводилась политика, отличная от принятой в других зонах страны. Торговые суда других стран свободно входили в такие порты, их товары не облагались пошлиной, что способствовало развитию торговли, обмену опытом в области техники и управления, увеличивало финансовые доходы,   давало   работу   людям,   что   в   общем,       стимулировало экономическое развитие торгующих сторон, было источником их процветания.

В 90-е гг. международные  инвесторы рассматривают такие  зоны, как зоны с благоприятным  инвестиционным климатом. В результате длительной эволюции и развития к настоящему времени такие районы преобразовались в свободные порты, зоны свободной торговли, районы обработки продукции на экспорт и зоны наукоемкой продукции. При всем различии наименований таких зон и районов они весьма близки по своему характеру и функциям и взаимосвязаны в своей деятельности.

Следует отметить, что  колыбелью зарождения и развития свободных портов и свободных  торговых зон является Европа. Принято  считать, что первым официально признанным, открытым в 1547 г., в Италии портом был порт Ливорно в Генуэзском заливе. Первая зона открытой торговли была создана в Гамбурге в 1888 г3. Ко времени второй мировой войны в 26 странах было создано 75 открытых портов и зон открытой торговли. Особенностями СЭЗ в тот период были: немногочисленность, малораспространенность, монофункциональность, ориентация исключительно на внешний рынок и транзитную торговлю.

Считается, что после  второй мировой войны прошло три  этапа подъема мировых СЭЗ. Первый из них — это период после окончания  войны и до конца 50-х годов. Это время восстановления и создания открытых портов и зон открытой торговли в качестве типичного вида их деятельности, ориентированные на коммерциализацию транзитной торговли в качестве основы экономики.

Второй этап развития — 60-е и 70-е годы. В 1959 г. в Шэннон (Ирландия) была создана первая в мире зона, ориентированная на переработку и экспорт. Однако в 60-е годы проблема создания подобных зон еще не привлекала всеобщего внимания. К 1970 г. во всем мире было лишь 9 зон, ориентированных на переработку и экспорт. С начала 70-х годов начинается взлет создания зон переработки и экспорта, ставшими предшественниками формирования СЭЗ. В центре их экономической деятельности было создание промышленности, ориентированной исключительно на экспортное замещение.

В конце 70-х — начале 80-х годов наступил третий этап развития СЭЗ, когда образцом их быстрого становления  стали научно-промышленные парки (технопарки). В центре их экономической деятельности стало концентрированное производство, ориентированное на экспорт и сочетающее знания и технологии.

Начиная с середины 80-х  годов, СЭЗ получили новое развитие, в конце 90-х гг. во всем мире существовало свыше 600 СЭЗ в почти ста странах  и регионах. В настоящее время  общее количество всех в мире свободных экономических зон более 1000. 4 За это время СЭЗ приобрели следующие особенности:

Во-первых, развитие СЭЗ  способствовало преодолению рамок  моноэкономической деятельности. Их функционирование прошло процесс перехода от моноэкономики к многопрофильной  экономической деятельности. Начиная с 60-х годов XX столетия, сфера объектов деятельности в СЭЗ остается различной. В некоторых делают упор на торговлю в сочетании с другими отраслями. В других — на промышленность в сочетании с торговлей.

Во-вторых — сочетая развитие и торговли, и промышленности, уделяют внимание комплексному развитию сельского хозяйства и животноводства, транспорта и связи, финансов и страхового дела, жилищного строительства, туризма и сферы обслуживания, а также науки, культуры и спорта.

В-третьих, развитие СЭЗ способствовало расширению рамок местных условий экономической деятельности. СЭЗ из Западной Европы перешли на пять континентов. За исключением Океании, в Азии, Африке, Европе и Америке существует  более чем 200 различного рода СЭЗ.

В-четвертых, развитие СЭЗ способствовало расширению рамок экономического развития.

СЭЗ из развитых стран перешли в  развивающиеся. Из более чем 1000 СЭЗ  в 82 странах 30%, находились в развитых государствах. Из них больше всего  в США — более 130. В 67 развивающихся странах было создано остальные 70% СЭЗ.

СЭЗ в мире развиваются параллельно  с развитием мировой экономики  и торговли, в соответствии с колебаниями  в мировой экономике. Их развитие неодинаково, но они обладают большими потенциальными возможностями и  имеют благоприятные перспективы. Исходя из современной ситуации в мировых СЭЗ, перспективы их развития можно разделить на 4 категории:

  • СЭЗ все активнее срастаются с мировым рынком и, используя для развития производства продукции с высокой добавочной стоимостью все   более   интенсифицированные    техноемкости,    станут   наиболее инициативной силой, заинтересованной в постоянной конкуренции на мировом рынке. Гибкость СЭЗ, их приспосабливаемость к меняющейся международной   экономической  обстановке,   а  также   возможность   в некоторых случаях избегать ограничения протекционизма торговли — это главный фактор дальнейшего развития СЭЗ.
  • Многие   СЭЗ   выходят   на   новый   виток  развития.   Главной моделью  СЭЗ  становятся  зоны  открытой  торговли  и   зоны  научно-промышленных парков. Высокие технологии — главное достижение XX
  • Многие страны и регионы главной стратегической и эффективной мерой по стимулированию экономического развития и оживлению общественной жизни сделали создание зон научно-промышленных парков и развитие производств высоких технологий. 90-е годы были не только годами дальнейшего развития зон научно-промышленных парков, но и сыграли всевозрастающую роль в развитии высоких технологий и повышении производства.
  • Количество СЭЗ будет расти, одновременно будет развиваться их многопрофильность и многофункциональность.
  • Вклад СЭЗ в экономический баланс и развитие территорий, на которых они расположены, превратит их в источник подъема экономики, «источник энергии» для развития близлежащих районов.

2. Правовая база СЭЗ в Китае.

 

Существенным для китайских  СЭЗ элементом инвестиционного  климата    нужно    назвать    развитие         законодательства.         Если

инфраструктура является той экономической базой, на фоне которой должны раскрываться преимущества СЭЗ, то законодательство — это юридическая, а в условиях Китая, можно сказать, политическая основа их функционирования.

Новизна дела, отсутствие прочного доверия со стороны иностранных  партнеров в начале развития СЭЗ, значительно поднимают важность этого компонента инвестиционного климата в КНР. Необходимо отметить, что с 1979 г. в стране предприняты радикальные меры по формированию внешнеэкономического законодательства, что в принципе создало фундамент активного включения Китая в международное разделение труда.5

Информация о работе Свободные экономческие зоны китая