Свободные экономические зоны и их виды. Роль и значение свободных экономических зон в международных экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………........3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания…....5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………………...5
1.2 Типы свободных экономических зон…………………………………………...6
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………….....11
Глава 2. Особые экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………........................16
2.1 Специфика создания ОЭЗ в Российской Федерации………………………....16
2.2 Особая экономическая зона «Липецк».........................................................22
2.3 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….......25
Заключение………………………………………………………………………......28
Список использованной литературы………………………………………….........30

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………........3

Глава 1. Свободные экономические  зоны: сущность, типы и цели создания…....5

1.1 Сущность и цели создания  свободных экономических зон…………………...5

1.2 Типы свободных экономических  зон…………………………………………...6

1.3 Мировой опыт создания  и функционирования свободных  экономических зон………………………………………………………………………………….....11

Глава 2. Особые экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………........................16

2.1 Специфика создания  ОЭЗ в Российской Федерации………………………....16

2.2 Особая экономическая  зона «Липецк».........................................................22

2.3 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….......25

Заключение………………………………………………………………………......28

Список использованной литературы………………………………………….........30

 

Введение

Создание свободных экономических  зон – действенное направление  развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система  льгот, устанавливаемых в свободных  экономических зонах, должна быть в  достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В последнее время свободные  экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных  экономических зон. В зависимости  от поставленных задач они могут  быть ориентированы на расширение экспортного  производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том  числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Свободные экономические  зоны существуют в более 120 странах  мира, стимулируя в этих странах  рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные  экономические зоны будет приходиться  от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономики постоянно  растет.1

Цели создания свободных (особых) экономических зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения  конкурентоспособности отдельных  производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для  бизнеса направлениям: налоговые  и таможенные льготы, государственное  финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание  этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным  для инвесторов, хотя каждый из них  в отдельности не так и велик. На сегодняшний день в России созданы  или планируются к созданию свободные  экономические зоны почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно  их создание в условиях экономики  нашей страны.

К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических  зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

 

Глава 1. Свободные  экономические зоны: сущность, виды и цели создания.

1.1 Сущность и  цели создания СЭЗ

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась  единая

трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона». В самой общей форме принято определять СЭЗ как

обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть

страны, где устанавливается  беспошлинный или льготный экспортно-импортный

режим и достигается его  некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной

может быть не только часть  страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото,18 мая 1973г.) установлено  понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.2

Цели создания СЭЗ с точки зрения государства:

    • привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;
    • создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
    • развитие экспортной базы;
    • импортозамещение;
    • апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания СЭЗ с точки зрения инвесторов:

    • приближение производства к потребителю;
    • минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;
    • доступ к инфраструктуре;
    • использование более дешёвой рабочей силы;
    • снижение административных барьеров;
    • развитие территории.

Характерные черты СЭЗ:

а) применение различных  видов льгот и стимулов, в том  числе:

- внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.;

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре;

в) всесторонняя поддержка  со стороны центральной государственной  власти.

Создание СЭЗ - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических программ и проектов.3

1.2 Типы свободных  экономических зон

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно

выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-

производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции  которых в основном сводятся к  ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки.

ЗСТ существуют в форме  таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового  типов и магазинов беспошлинной торговли. Режим таможенных складов  установлен для хранения ввезенных  товаров без взимания таможенных пошлин, а так же для вывозимых  товаров с возвратом пошлин или  освобождением от них. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям – клиентам налоговые кредиты. Таможенные зоны предоставляют возможность  ведения любой производственной и коммерческой деятельности. Свободные  таможенные зоны производственного  типа создаются на участках, имеющих  развитую производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные  условия для развития предпринимательской  деятельности. В этих зонах разрешается  совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В таких зонах наряду с коммерческими  и складскими организациями допускаются  улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины "Дьюти фри", которые располагаются в крупнейших международных аэропортах. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров.

Экспортно-производственные зоны (СЭПЗ) создаются исключительно  для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки  сырья). Обычно предприятия в таких  зонах работают на импортных комплектующих  и полуфабрикатах, местном сырье  и импортном оборудовании, которые  легче доставить в зону, привлекая  отечественные и иностранные  капиталы. СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные структурные сдвиги в  национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.

Оффшорные зоны - это страны и территории, осуществляющие регистрацию  иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Такие зоны составляют особый класс среди свободных  экономических зон. Их главное отличие  от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют  права осуществлять никакую производственную деятельность. Налоговые льготы для  компаний, зарегистрированных в оффшорных  зонах, весьма существенны и, как  правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных  налогов. Оффшорные компании обязаны  уплатить лишь разовый регистрационный  сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы. Это, а так же высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования, анонимность  реальных владельцев компаний, привлекают клиентов в оффшоры. 4

Научно - промышленные зоны, чаще именуемые технопарками или технополисами, специализируются на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон – те же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основное отличие НПЗ от СЭПЗ в том, что в экспортно-производственных зонах создавалось в основном крупносерийное, трудоемкое производство, а в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. Наиболее известные технопарки: в США - "Кремниевая долина" (Силикон-Вэлли), в Англии - технопарк Кембриджского университета, в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета), в России - Международный центр развития науки и технологий (МЦРНТ) "Дубна", технополис "Зеленоград".

Заслуживают специального выделения  сервисные свободные экономические  зоны, концентрирующие банковское и  страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие собой  сектор экспортно-производственных зон, где сосредоточены страховые  и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон могут  быть так же отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан.

Новым явлением в практике создания особых экономических зон  стало появление нового их вида - эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено  в развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как  правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Важным отличием ЭЭР от других видов особых экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской  деятельности. Эколого-экономические  регионы специализируются на таких  сферах бизнеса, которые не загрязняют природную среду, это туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь  и телекоммуникации, дизайн, др.), сфера  образования и др. ЭЭР можно  считать отдельные кантоны Швейцарии. В России статус ЭЭР носит Республика Алтай. Эколого-экономический регион - это, во-первых, экспериментальная  площадка для формирования экологической  мини-модели будущего, где гармонично существуют и взаимодействуют природа  и человек. Такая гармония обеспечивается безопасной во всех отношениях безопасной во всех отношениях хозяйственной деятельностью  человека. Во-вторых, это прообраз будущего духовного центра. Эти две задачи определяют рамки деятельности предприятий на территории ЭЭР.5

Информация о работе Свободные экономические зоны и их виды. Роль и значение свободных экономических зон в международных экономических отношениях