Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.
Введение…………………………………………………………………………........3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания…....5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………………...5
1.2 Типы свободных экономических зон…………………………………………...6
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………….....11
Глава 2. Особые экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………........................16
2.1 Специфика создания ОЭЗ в Российской Федерации………………………....16
2.2 Особая экономическая зона «Липецк».........................................................22
2.3 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….......25
Заключение………………………………………………………………………......28
Список использованной литературы………………………………………….........30
Другие территории активизировали
свои усилия, направленные либо на воссоздание
прежних, либо на получение новых
индивидуальных преференций. Так, Администрация
Калининградской области
Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключается в том, что на протяжении 90-х гг. она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов - намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ создавались не на основе федерального закона, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным свободным экономическим зонам.
Большинство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушало федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.13
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования особых экономических зон. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России- главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
В зависимости от условий, в которых будет осуществляться экономическая деятельность, созданные в России особые зоны делятся на промышленно-производственные и технико-внедренческие, важным элементом которых являются технопарки - своеобразные "инкубаторы" для "выращивания" их будущих резидентов. Ведется создание ОЭЗ еще двух типов – туристско-рекреационных и торговых.
Победителями конкурса, который проводился МЭРТ и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ, стали:
- Липецкая область (Грязинский район - производство бытовой техники и комплектующих для нее);
- Республика Татарстан (Елабуга - выпуск автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичное химическое производство)
- Дубна (информационные и ядерно-физические технологии),
- Томск (промышленная электроника и биотехнологии),
- Зеленоград (микро- и наноэлектроника),
- Санкт - Петербург (аналитическое приборостроение) .14
Новые российские свободные экономические зоны15
Таблица 1
Место расположения СЭЗ |
Территория зоны |
Специализация СЭЗ |
Государственные инвестиции в инфраструктуру |
г. Санкт-Петербург |
Два земельных участка общей площадью 200 гектаров |
Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов |
Около 1,5 млрд руб., в том числе 50 % из федерального бюджета |
г. Дубна, Московская область |
Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара |
Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии |
2,5 млрд руб., из них 65 % - за счет федерального бюджета |
г. Зеленоград |
Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров |
Разработка и освоение
микросхем, изделий интегральной оптики,
оптоэлектроники и |
Около 5 млрд руб., в том числе 50 % из федерального бюджета |
г. Томск |
Два земельных участка общей площадью 197 гектаров |
Информационно- коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов |
Около 1,9 млрд руб., из них 70 % - за счет федерального бюджета |
г. Липецк |
10,3 квадратных километра |
Производство бытовой техники и комплектующих к ней |
Около 1,8 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 42% |
г. Елабуга, Татарстан |
20 квадратных километров |
Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство |
1,6 млрд руб., из них 49 % - за счет федерального бюджета |
2.2 Особая экономическая зона «Липецк»
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» создана в соответствии с Постановлением № №782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Грязинского района Липецкой области. Общая площадь территории особой экономической зоны — 1024 га. Срок действия ОЭЗ 49 лет. Государственные инвестиции: запланированные - 17 789 млн. руб., осуществленные – 7 533,58 млн.руб.
В 2005 году на уровне правительства
РФ было принято решение о создании
в России шести особых экономических
зон разного типа (две зоны —
промышленно-производственного
Целью данного проекта
является создание условий для масштабного
привлечения инвестиций, как отечественных,
так и иностранных. По замыслу
инициаторов проекта на избранных
путём конкурсного отбора территориях
в кратчайшие сроки должны быть созданы
современные промышленные и научные
территориально-экономические
Заявки на размещение ОЭЗ на своей территории подало 43 региона, но конкурсный отбор прошли единицы. Среди победителей оказалась Липецкая область как регион, наиболее подготовленный к реализации этого важного проекта:
Во-первых, область является донором федерального бюджета;
Во-вторых, отнесена, по экспертным оценкам, к регионам с уровнем развития выше среднего;
В-третьих, первой в РФ получила национальный рейтинг международного агентства Fitch «А +», что означает хорошие бюджетные показатели, отсутствие долгов, высокую кредитоспособность, а также прозрачность экономики и финансовой отчетности;
В-четвертых, в области уже имеется успешный опыт привлечения иностранных инвестиций, причем их количество давно уже превысило объем ее консолидированного бюджета. По этому соотношению Липецк опережает даже столицу, известную размахом своего бизнеса. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал здесь составляет 20 процентов.16
Место расположения ОЭЗ является выигрышным в плане транспортной доступности, близости крупных потребителей, поставщиков сырья и энергии.
Транспортные преимущества:
Имеется выход на федеральные трассы М4 «Дон» и М6 «Каспий», а также на их широтную составляющую — трассу Р119 Орёл — Липецк — Тамбов. С окончанием же ведущегося в настоящее время строительства ЛКАД этот выход станет более удобным. Непосредственно вдоль территории ОЭЗ проходит Грязинское шоссе, имеющее четыре полосы движения и пропускную способность 7 тыс. автомобилей в сутки.
Возможность использования воздушного транспорта. Аэропорт «Липецк» находится в 25 км от ОЭЗ. В 2008 году он получил статус международного.
Крупный железнодорожный узел на станции Грязи-Воронежские даёт возможность получать и отправлять грузы по любым направлениям, с возможным вагонооборотом 4200 вагонов в сутки.
Инфраструктура:
На самой же территории,
выделенной под размещение ОЭЗ, есть
практически всё необходимое
— железнодорожная ветка, подъездные
пути, электростанция, газопроводы
высокого давления, очистные сооружения.
Сегодня продолжают строиться дополнительные
объекты для обеспечения
Экономические преимущества:
Предусмотрены особые меры государственной поддержки:
Полностью освоить территорию планируется до 2016 года, к тому времени в ОЭЗ будет работать предположительно около 50 предприятий.
Уже работают:
Объем инвестиций: 10,135 млн евро. Площадь земельного участка: 3 га
Объем инвестиций: 39,1 млн евро. Площадь земельного участка: 12,5 га.
Уже строятся и должны открыться в ближайший год:
2.3 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации
Существующие, в настоящее время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Поэтому современные СЭЗ делают только первые шаги, согласно новым разработанным нормативно - правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.
Проблемы свободных экономических зон, созданных в 90-х годах привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием СЭЗ:
Программно-целевые проблемы:
- отсутствие государственной концепции создания СЭЗ;
- отсутствие законодательной и нормативной базы.
Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
Социально-экономические проблемы:
- разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;
- отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
- наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
- проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
- проблема доверия к власти.
Правовое регулирование создания и функционирования этих зон проводилось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима предыдущих экономических зон, находили отражение в правительственных распоряжениях и постановлениях, президентских указах, международных договорах и других нормативных актах.18
По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.
Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали.
Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих не сырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.