Свободные экономические зоны и их виды. Роль и значение свободных экономических зон в международных экономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон, существующих или планирующихся в Российской Федерации, насколько целесообразно их создание в условиях экономики нашей страны.
К задачам, решаемым для достижения поставленной цели, относятся изучение сущности и типов свободных экономических зон, а так же анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………........3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания…....5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………………...5
1.2 Типы свободных экономических зон…………………………………………...6
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон………………………………………………………………………………….....11
Глава 2. Особые экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния……………………………………........................16
2.1 Специфика создания ОЭЗ в Российской Федерации………………………....16
2.2 Особая экономическая зона «Липецк».........................................................22
2.3 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….......25
Заключение………………………………………………………………………......28
Список использованной литературы………………………………………….........30

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

Наконец, типичными становятся комплексные свободно – экономические  зоны многофункционального характера, сочетающие различные направления  деятельности. Они характеризуются  масштабами деятельности, большими объемами привлекаемого капитала, более высокой концентрацией производства. Помимо обычных целей, ставится задача обеспечения большей открытости экономики, практического опыта управления хозяйством в условиях рынка. Комплексные зоны образуются путем установления особых льгот по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности на территории страны. Их функции включают развитие экспортноориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и др.

Особое место во внешнеэкономической  политике занимает формирование международных  экономических зон, осуществление  международных программ по развитию приграничных районов. Такие СЭЗ  в более полной мере отвечают актуальным условиям глобализации мирохозяйственных  связей, когда в их систему непосредственно  включаются определенные экономические  регионы стран. Это создает новые  возможности эффективного внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйств. Создание международных свободных  экономических зон помогло бы существенно продвинуть проекты  международного сотрудничества, облегчило  бы постепенное формирование совместного  экономического пространства в рамках согласованной правовой базы. Возможны и другие подобные варианты, создающие  предпосылки для развития некоторых  политических узлов.

Первоначально свободные  экономические зоны ориентировались  на решение внешнеторговых задач, но постепенно акцент в их деятельности переместился на производственные, научно - технические, инновационные цели. В соответствии с этим изменялись конкретные формы СЭЗ: от внешнеторговых, таможенно- складских до экспортно-производственных, научно-технологических, комплексных. 6

1.3. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон

Особенность создания и функционирования свободных экономических зон  зависят от типа экономики страны, в которой они создаются. 

СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и  уровнем развития их экономики, которая  глубоко интернационализирована. Свободные  экономические зоны в этих странах  представлены всеми типами, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические  свободные зоны.

Начало современным СЭЗ  в странах развитой рыночной экономики  положила зона внешней торговли, созданная  в США в 1934г. для активизации  внешнеторговой деятельности посредством  снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады, доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались  товары, которые использовались для  экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все  таможенные процедуры.

Позже развитым вариантом  такой зоны стала зона благоприятствования, созданная в 1957г. в Ирландии с  центром в аэропорту "Шеннон" с целью обеспечить дополнительно 300 рабочих мест. Впоследствии компании SFADKO, созданной в 1959г. по парламентскому закону, было поручено формирование «здорового будущего» в регионе через развитие промышленности, торговли и туризма с учетом специфики базовых условий.7

Результат этой зоны превзошел  все ожидания. Последующая эволюция первой торговой зоны привела к их развитию и созданию модели, которая  лучше всего вписывается в  экономику стран развитой рыночной экономики. В этих странах зоны свободной  торговли никогда не рассматривались  в качестве районов сосредоточения обрабатывающей промышленности, целиком  экспортирующей свою продукцию. В настоящее  время основным стимулом создания таких  зон выступает возможность существенно  снизить тарифы на импортируемые  детали и компоненты для ряда отраслей .

Зоны свободной торговли имеются практически во всех странах  Западной Европы. В Германии находятся  шесть городов-портов, являющихся свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах производится погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, сортировка, маркировка и продажа товаров, организуются выставки товаров и торги, ремонтируются суда, предоставляются банковские и страховые услуги. Портовые зоны в Германии могут быть отнесены к категории комплексных. Особый преференциальный режим на их территории создается, главным образом, путем отмены таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость , образуемую в результате доработки и переработки товаров на территории зоны-порта.

Важное место в странах  развитой рыночной экономики занимают научно-технологические зоны.

В США этот тип зон представлен  научными парками (НП). Для их со здания в стране существовали все необходимые предпосылки: наличие большого числа инновационных идей; доступ к источникам венчурного капитала; наличие развитой инфраструктуры НИОКР и промышленности; привлекательные условия жизни и отдыха.

Широкое применение технополисы получили также в странах Европы: Голландии, Великобритании, ФРГ и Японии. Такие зоны формируют научно – техническое ядро национальной, а иногда и мировой, экономики.8

Наиболее показателен  опыт научно- технических зон в Японии. Они начали создаваться в 80-х гг. по программе «Технополис», разработанной Министерством внешней торговли и промышленности Японии. В соответствии с этой программой предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 200 научно – технических зон, получивших название технополисов, которое расшифровывалось как город и прилегающая к нему территория. На этой территории должны быть размещены в органичном единстве предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой.

В развивающихся странах  распространение получили экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что  главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение более высокой  степени индустриализации страны, включение  страны в мировое хозяйство, в  международную торговлю или изменение  ее места в них с учетом достигнутой  трансформации в отдельных ее отраслях или экономики в целом.

Наибольшее количество свободных  экономических зон развивающихся  стран приходится на Латинскую Америку (свыше 60), Азию (более 20). Есть они в  Африке (Заир, Либерия, Тунис), на Дальнем  и Ближнем Востоке.

Особый интерес представляет опыт Южной Кореи, которой в наибольшей степени удалось использовать экспортно-производственную зону по ее прямому назначению. Эта  зона была создана в 1970г в порту  Массан, расположение которого облегчило привлечение в Корею капитала техники различных развитых стран (Японии, США) и одновременно упростило путь товаров, производимых в Массанской зоне (MAFEZ) на внешние рынки.

Инфраструктура MAFEZ включает в себя железнодорожный и морской  транспорт, разгрузочные, упаковочные, ремонтные и другие службы.

Создание и функционирование свободных экономических зон  в социалистических странах были связаны с несовместимостью двух типов экономик. И это требовало  особо тщательной проработки законодательной  базы. В социалистических странах, на первых этапах создания СЭЗ, регламенты, их регулирующие, были логическим продолжением национального законодательства о  совместном предпринимательстве. Для  анклавных свободных зон в этих странах нужна была разработка специальных правовых норм, в которых четко нормировались бы специальные льготы для иностранных и национальных инвесторов, действующих на территории СЭЗ.9

В бывших европейских социалистических странах СЭЗ организуются главным  образом как зоны свободного предпринимательства. По нашей классификации - это экспортно-производственные зоны. Их специфическая черта состоит в том, что это своеобразные предприятия, главное назначение которых - экспорт услуг и обеспечение производственной деятельности национальных и иностранных хозяйственных субъектов. Они могут быть государственными (Румыния, Венгрия, Болгария), акционерными (Польша) и смешанными (Венгрия). На выделенной им территории создается соответствующая инфраструктура, ее арендуют национальные экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Наиболее успешный опыт создания свободных экономических зон  не только в странах с переходной экономикой, но и среди развивающихся  стран приобрел Китай. Китайские  СЭЗ, прежде всего, основываются на привлечении  зарубежного китайского и иностранного капиталов, использовании многочисленной и дешевой рабочей силы, финансовой поддержке правительства страны и местных органов власти. Большие  льготы предоставляются иностранному капиталу, действующему в экспортоориентированных  и технологически емких проектах, посредством дополнительных налоговых  скидок, ускоренной амортизации основных фондов, государственных субсидий на оплату земельных участков и рабочей  силы, предоставления дополнительных прав в сбыте продукции на внутреннем рынке Китая и другие. Все это  привело к тому, что в зонах  сложился инвестиционный климат, отвечающий принятым международным требованиям.

Китайская политика зонирования  осуществляется главным образом  на базе четырех небольших приморских городов на юге Китая, выбранных  исходя из таких благоприятных факторов, как близость к морским торговым путям и наличие традиционных хозяйственных связей с зарубежными  общинами китайских эмигрантов. Несмотря на определенные трудности, стоящие  перед китайскими свободными экономическими зонами, связанные с повышением эффективности  их работы, функционирование СЭЗ способствует переходу от закрытой административно-распределительной к открытой рыночной экономике, развитию национальной экономики. Это подтверждается данными о привлечении в зоны многомиллиардных инвестиций, ростом числа промышленных предприятий и рабочих мест, резким увеличением производительности труда на объектах иностранного капитала, прогрессивными сдвигами в отраслевой структуре промышленности, бурным ростом объема экспорта из СЭЗ и диверсификацией его структуры. 10

 

Глава 2. Особые экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния

2.1 Специфика создания  ОЭЗ в Российской Федерации

Особые экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания экономических зон отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990г. по июнь 1991г. Верховный Совет России официально закрепил статус свободных экономических зон за 11 регионами, включая Приморский край, г.Находка, Алтайский край, г.Санкт - Петербург, Ленинградскую область, г.Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1млн км2 (7% территории), население - 18,5млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.11

Наряду с огромными  размерами создаваемых зон процесс  их создания характеризовался также  отсутствием четкого понимания  их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением  местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием  нормативно-правовой базы для их создания и функционирования.

Принятие в 1991г. Закона РСФСР  «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором была глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом свободные экономические зоны создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.

В 1992г. отношение к созданию свободных зон в России значительно  изменилось в связи с преобразованием  экономики и либерализацией хозяйственной  жизни. Принятые в России законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особый режим  хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах  льготы и привилегии формально никто  не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.

Такая неопределенность в  законодательно-правовом положении  свободных экономических зон  вызвала беспокойство у иностранных  инвесторов, расценивших складывавшуюся ситуацию как отход российского  Правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ», в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.

Тем не менее, в Правительстве  РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати  зон путем урезания и лишения  их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микрозон, главным образом свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В результате вокруг свободных  экономических зон сложилась  атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших  экспортных территорий. Да и эта  перспектива была туманной, так как  решение создавать свободные  таможенные зоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.12

Для поддержания государственной  линии на формирование преимущественно  двух видов локальных зон российское Правительство в 1994-1995гг. предприняло  ряд шагов по улучшению инвестиционного  климата для иностранных и  отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и другие.

Принятые меры способствовали тому, что с середины 90-х гг. создание в России свободных экономических  зон несколько активизировалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих  законодательных решений, начал  интенсивную работу по реализации проектов создания локальных функциональных зон. Первой по такому пути пошла Администрация СЭЗ «Находка». Опираясь на правительственные документы о возможностях создания на своей территории таможенных зон, а также предоставленный на эти цели бюджетный кредит, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки действовали Правительство Московской области, Мэрия Санкт -Петербурга, Администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их виды. Роль и значение свободных экономических зон в международных экономических отношениях