Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, свободные экономические зоны – создаются для придания благоприятных условий работы частного капитала, они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
Это на современном этапе развития РФ чрезвычайно важно, что и определяет высокую актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить теоретические аспекты развития и образования свободных экономических зон в мировой экономике и России.

Содержание работы

Введение
Свободные экономические зоны России
История организации СЭЗ в России
Свободная экономическая зона «Находка»
Калининград: особая экономическая зона
Сахалин: свободная экономическая зона
Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства
Выборг: свободная экономическая зона
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Своб экон зоны в РФ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Мировая экономика и международные экономические отношения

тема: Свободные экономические зоны в России

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка 

Направление: Экономика 

Профиль: Экономическая  безопасность

Группа:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

 

Введение

Свободные экономические  зоны России

История организации  СЭЗ в России

Свободная экономическая  зона «Находка»

Калининград: особая экономическая зона

Сахалин: свободная экономическая  зона

Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства

Выборг: свободная  экономическая зона

Заключение

Список используемой литературы

3

4

8

10

13

14

15

16

18

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике  предполагает повышение степени  ее открытости внешнему миру путем  активизации внешнеэкономической  деятельности. Одной из важнейших  форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Создание свободных  экономических зон - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Создание свободных  экономических зон может стимулировать  экономический рост России и обеспечить ее развитие.

Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Таким образом, свободные  экономические зоны – создаются  для придания благоприятных условий  работы частного капитала, они могут  привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.  
Это на современном этапе развития РФ чрезвычайно важно, что и определяет высокую актуальность выбранной темы.

Цель работы – изучить  теоретические аспекты развития и образования свободных экономических зон в мировой экономике и России.

Свободные экономические  зоны России

СЭЗ - сравнительно новая  форма организации хозяйственной  деятельности, появившаяся в мировой  практике в конце 1950 - начале 1960-х  годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон. Однако термин "свободная экономическая зона" в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят.

Действуют СЭЗ более  чем в 80 странах: в промышленно  развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах  и в странах, переходящих к  рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.

Свободные экономические  зоны формируются, как правило, в  морских и речных портах, международных  аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.

Свободной экономической  зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.

Свободные экономические  зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

СЭЗ на новейшей стадии развития исправно и мощно несут свою эстафету в новое тысячелетие.

Свободные экономические  зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.

Создание свободных  экономических зон способствует решению ряда задач.

  1. Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда
  2. Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
  3. Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
  4. Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
  5. Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
  6. Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Свободные экономические  зоны рассматриваются в мире как  активное средство государственной  политики. В истории постсоветской  России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано с отсутствием законодательной базы.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался  принципиально новый этап проекта  по развитию свободных экономических  зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Cвободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Исходя из задач формирования зоны предъявляются соответствующие  требования и к ее размещению.

К требованиям общего порядка по размещению свободных  экономических зон относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам;
  • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом.

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение  по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным  республикам, а также располагают  морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

Основной отличительной  чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

На территории России в зависимости от целей и задач  выделяют несколько типов зон:

  • комплексные специальные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
  • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в  том числе и за счет консигнационных  складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

Отраслевые зоны (технологические  парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса  на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов  отечественной науки, а также  разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

В зависимости от способа  оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и  интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью  ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья). Но могут создаваться и внутри города.

Интеграционные зоны тесно связаны  с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим  их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой  практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс  среди свободных экономических  зон. Их главное отличие состоит  в том, что зарегистрированные в  них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом.

Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются  особые экономические и юридические  льготы. К ним относятся:

·         упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

·         льготный налоговый режим;

·         понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

·         предоставление права на долгосрочную аренду.

Предусмотрен также  особый таможенный режим с установлением  пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок  пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплексную  программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

Информация о работе Свободные экономические зоны России