Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:45, контрольная работа
Таким образом, свободные экономические зоны – создаются для придания благоприятных условий работы частного капитала, они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
Это на современном этапе развития РФ чрезвычайно важно, что и определяет высокую актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить теоретические аспекты развития и образования свободных экономических зон в мировой экономике и России.
Введение
Свободные экономические зоны России
История организации СЭЗ в России
Свободная экономическая зона «Находка»
Калининград: особая экономическая зона
Сахалин: свободная экономическая зона
Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства
Выборг: свободная экономическая зона
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Мировая экономика и международные экономические отношения
тема: Свободные экономические зоны в России
Исполнитель: студентка
Направление: Экономика
Профиль: Экономическая безопасность
Группа:
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение Свободные экономические зоны РоссииИстория организации СЭЗ в России Свободная экономическая зона «Находка»Калининград: особая экономическая зонаСахалин: свободная экономическая зона Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства Выборг: свободная экономическая зона Заключение Список используемой литературы |
3 4 8 10 13 14 15 16 18 19 |
Введение
Переход к рыночной экономике
предполагает повышение степени
ее открытости внешнему миру путем
активизации
Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Создание свободных
экономических зон может
Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
Таким образом, свободные
экономические зоны – создаются
для придания благоприятных условий
работы частного капитала, они могут
привести к привлечению дополнительных
инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим
результатам уже в краткосрочной перспективе.
Это на современном этапе развития РФ
чрезвычайно важно, что и определяет высокую
актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить теоретические аспекты развития и образования свободных экономических зон в мировой экономике и России.
СЭЗ - сравнительно новая
форма организации
Действуют СЭЗ более чем в 80 странах: в промышленно развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах и в странах, переходящих к рыночной экономике. Через свободные экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.
Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров в отдельных промышленных районах.
Свободной экономической
зоной России является территория,
на которой устанавливается особый
режим хозяйственной
Свободные экономические
зоны - области очень высокой
СЭЗ на новейшей стадии развития исправно и мощно несут свою эстафету в новое тысячелетие.
Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.
Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.
Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано с отсутствием законодательной базы.
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Причины создания СЭЗ в России:
Cвободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.
Исходя из задач формирования зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.
К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
Отраслевые зоны (технологические
парки, технополисы и др.) способствуют
ускорению научно-технического прогресса
на основе активизации
В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.
Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья). Но могут создаваться и внутри города.
Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.
Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.
Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом.
Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические и юридические льготы. К ним относятся:
· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
· льготный налоговый режим;
· понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;
· предоставление права на долгосрочную аренду.
Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.
Любая создаваемая зона
должна иметь разработанную