Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, свободные экономические зоны – создаются для придания благоприятных условий работы частного капитала, они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
Это на современном этапе развития РФ чрезвычайно важно, что и определяет высокую актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить теоретические аспекты развития и образования свободных экономических зон в мировой экономике и России.

Содержание работы

Введение
Свободные экономические зоны России
История организации СЭЗ в России
Свободная экономическая зона «Находка»
Калининград: особая экономическая зона
Сахалин: свободная экономическая зона
Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства
Выборг: свободная экономическая зона
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Своб экон зоны в РФ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Калининград: особая экономическая  зона

Идея создания Калининградской  СЭЗ была предложена в конце 80-х  годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась немного позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей название «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так:

- ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

- повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

- обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;

- развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

- отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.       

Свободная экономическая  зона «Янтарь» создается в административных границах Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа. Зона будет специализироваться на развитии радиоэлектроники и электронной промышленности, судостроении, производстве оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокой переработке рыбы и других морепродуктов, а также на производстве товаров народного потребления и международном туризме.

По своему географическому  положению она больше других регионов России подходит для создания СЭЗ (государственная  граница, отделяющая ее от других территорий страны, выход в международные воды). Положительным фактором в пользу создания здесь СЭЗ служат и природные богатства области - на ее территории сконцентрировано 90% мировых запасов янтаря, его добыча не имеет равных в мире, добываются и другие полезные ископаемые; хорошо развиты целлюлозно-бумажная и рыбная отрасли промышленности.

В дальнейшем свободная  экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭС). Основным законодательным актом, определяющим правовые и экономические основы создания и функционирования такой зоны, является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. Особая экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации. Этим законом были созданы предпосылки для преодоления сложностей эксклавного положения Калининградской области и успешного осуществления ее внешнеэкономической деятельности. Ведь экономика Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря, где сосредоточено более 85 % мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Янтарь  используется в радиотехнической промышленности, в изготовлении музыкальных инструментов, а также в производстве ювелирных украшений. На территории области, включая приобретенный шельф, добываются другие полезные ископаемые. В регионе разведаны крупные запасы нефти. Более того, область располагает рекреационными ресурсами, благоприятствующим» развитию курортно-туристского комплекса, где имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Свидетельством тому уже имеющиеся широко известные курортно-оздоровительные зоны Светоогорска и 3еленограда.                  

 

Сахалин: свободная  экономическая зона

 

Свободной экономической  зоной «Сахалин» является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, «Курилы», которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.

В настоящее время  в рамках СЭЗ «Сахалин» действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления - администрация СЭЗ «Сахалин». В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ «Сахалин». В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.

Свободная экономическая  зона «Сахалин» должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и море-продуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне «Курилы» Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Курильских островов. Здесь предусматривается строительство и реконструкция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны «Курилы» - рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

Важнейшие направления  экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в  значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия  предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон - в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.

 

Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства

 

Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург» формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербургской зоны эффективным является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.

 

Выборг: свободная  экономическая зона

 

Свободная экономическая  зона «Выборг» (г. Выборг Ленинградской области) создана на территории одноименного административного региона. Она создана с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии - Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге - 126 км, а по автомобильной - 156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.

Разнообразие природных  условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным  международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.

Общая стратегия развития зоны ориентируется на реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное использование научно-технического потенциала. Предусматривается также развитие туризма на базе использования рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Идея свободных экономических  зон не является для нашей страны неожиданной. Уже давно многие советские ученые считали, что уровень техники и технологии в большинстве отраслей народного хозяйства весьма низок, и как один из путей выхода из создавшегося положения предлагали создание анклавных территорий.

Несмотря на существующие различия в мнениях по решению ряда конкретных вопросов организации свободных экономических зон, определился и общий подход.

Свободные экономические зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

Сейчас в России насчитывается  много СЭЗ,  развитие которых началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполитической политики и способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

В России свободные или  особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.  

Список используемой литературы

1. Федеральный закон  РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых  экономических зонах в РФ»  (в ред. Федерального закона  от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

2. Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. к.ю.н. СПб., 2008.

4. Гумилевский А., Максимов В., Шишков  А. СЭЗ: какими им быть? // Внешняя  торговля. - 2009.

5. Данько Т. П. Окрут  З. Н. Свободные экономические  зоны Учебное пособие - М.: ИНФРА 2008.

6. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006.




Информация о работе Свободные экономические зоны России