Свободные экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, свободные экономические зоны – создаются для придания благоприятных условий работы частного капитала, они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.
Это на современном этапе развития РФ чрезвычайно важно, что и определяет высокую актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить теоретические аспекты развития и образования свободных экономических зон в мировой экономике и России.

Содержание работы

Введение
Свободные экономические зоны России
История организации СЭЗ в России
Свободная экономическая зона «Находка»
Калининград: особая экономическая зона
Сахалин: свободная экономическая зона
Санкт-Петербург: зона свободного предпринимательства
Выборг: свободная экономическая зона
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Своб экон зоны в РФ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения об образовании в России свободных экономических зон: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

Объявленные в то время  в России СЭЗ по экономико-географическому  потенциалу, профилю соответствовали  существующим мировым аналогам. Они  должны были размещаться главным  образом в центре крупных экономических  районов, морских портах, железнодорожных  узлах, имеющих удобную связь с внутренними районами страны, а также с внешним миром.

В настоящее время  относительно активно развиваются  СЭЗ в Находке, в Калининградской  области, возрождается и деятельность СЭЗ на Сахалине. Формирование многих зон находится лишь на первоначальном этапе.

Большие перспективы  для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический  район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это означает, что наличие четкого законодательства по данному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования.

 

История организации  СЭЗ в России

 

Процесс создания свободных  зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80-х годов, может  быть разделен на несколько этапов.

На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

К началу 90-х годов  государственная концепция свободных  зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик  рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 2000 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области.

Хотя принятые решения  способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

В конце 2001-начале 2002 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало беспокойство иностранных инвесторов, расценивших  сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 2002 г. указа Президента РФ от 04.06.2002 г, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах. Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Тем не менее, к началу 2003 г. в правительстве  всё больше склонялись к ликвидации «суперзон». Подготовленный проект Закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

На фактическое закрытие ранее  созданных зон были направлены решения, принятые в июне 2003 г.: законодательное  урезание предоставленных зонам  таможенных льгот (Закон РФ «О таможенном тарифе») и очередная отмена налоговых преференций. И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

В результате, к осени 2004 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:    

 урезание (до 1-2 кв.км) возможных  размеров свободных зон, исключающее  создание относительно крупных  комплексных зон свободного предпринимательства;     

 формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;     

 усложненная система управления  зонами, сопряженная с многочисленными  бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе «снизу».

Свободная экономическая зона «Находка»

Первое предложение  по созданию дальневосточных полюсов  экономического роста через механизм Свободных экономических зон высказано в проекте Свободная экономическая зона «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории города Находки агломерацию локальных зон различного типа, объединенных в единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций.         

Целью создания СЭЗ «Находка» является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ «Находка» располагается в административных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ «Находка» имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ «Находка», предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления - административный комитет.

Таможенный режим СЭЗ  «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых из этой территории. При вывозе товаров в другие районы России таможенная пошлина взимается только с той части товаров, которая имеет иностранное происхождение. Вывоз изготовленных на территории СЭЗ «Находка» товаров освобождается от квот и лицензии. Предприятия рыбной промышленности получили право самостоятельно реализовывать на внешних рынках до 30 % своей продукции.

СЭЗ «Находка» будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-фармакологического производства, производстве продукции на базе биоресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса.

Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче военного аэродрома в районе г. Находки для гражданского использования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны.

Указанные документы  о Свободной экономической зоне «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные  формы инвестиций, зафиксированы права иностранных инвесторов  в области экономической деятельности, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). Свободная экономическая зона «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30 %, установлен 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, и 10-процентный налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. В течение 5 лет после объявления прибыли иностранные инвесторы полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть, которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась на территории Свободной экономической зоны «Находка» в развитие социальной сферы и формирование производственной инфраструктуры.

Судьба становления  и развития СЭЗ «Находка» тесно переплелась экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны. После создания СЭЗ «Находка» в 1990 г. государственные власти неоднократно принимали решения, стимулируя развитие «Находки». Постановление Совмина Российской федерации «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» от 8 сентября 1994 г. было направлено на восстановление условий производственной деятельности правового и таможенного режима. Аналогичный Указ Президента РФ был издан в 1996 г. - «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были брошены немалые суммы бюджетных средств. К концу 90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успешных функционирующих зон России. Она расположена на пересечении важных морских, железнодорожных и воздушных путей сообщения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200 судов, из более чем 100 стран мира. На территории зоны функционируют около 500 совместных предприятий. Там апробируется идея создания «свободных точечных режимов».

СЭЗ «Находка» управляется  Административным комитетом. Она практически  реализует стратегию, разрабатываемую  Экспертным Советом. Последний активно работает над расширением внешнеэкономических связей с зарубежными инвесторами.

«Находка» превращается в комплексную свободную экономическую зону - конгломерат различного рода специальных зон (свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства, зоны переработки товаров под экспортным контролем), в которых создаются благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и менеджмента, передовых отечественных (в том числе и конверсионных) и зарубежных технологий производствах целью эффективного включения евроазиатской России в систему международного разделения труда в АТР.  

Информация о работе Свободные экономические зоны России