Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:37, курсовая работа
Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. СЭЗ - сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 - начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон.
1. Введение……………………………………………………………….…….3
2. Понятие и виды свободных экономических зон………………………….4
3. Основные требования к особым экономическим зонам………………….7
4. Льготы для резидентов особых экономических зон…………………...….7
5. Реализация закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»………………………………………………………………….8
6. Промышленно-производственные зоны…………………………………..9
7. Технико-внедренческие зоны………………………………………………10
8. Основные факторы, привлекающие к свободной зоне иностранных инвесторов………………………………………….………………………..12
9. Основные признаки оффшорной зоны, привлекающие иностранные инвестиции……………………………………………..…………...………..16
10. Последние тенденции иностранных инвестиций в свободные экономические зоны РФ………………………………………………….....19
11. О новых возможностях получения инвесторами и участниками ВЭД таможенных и налоговых льгот в свободных экономических зонах………..………………………………………………………………...25
12. Заключение………………………………………………………………….29
13. Список литературы……………...……………………………………….....31
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Курсовая работа
по дисциплине Иностранные инвестиции
на тему:
«Свободные экономические зоны в России как форма привлечения иностранных инвестиций»
Выполнил:
Студент группы ФМ-1
Кащавцев К.С.
Научный руководитель:
Москва 2013
Содержание:
Переход к рыночной экономике
предполагает повышение степени
ее открытости внешнему миру путем
активизации
2. Понятие и виды свободных экономических зон
Как показывает мировая практика, где создаются и эффективно функционируют особые экономические зоны, есть некоторые объективные предпосылки их организации и успешного функционирования, игнорирование которых либо приводит к полному провалу проекта, либо к неадекватным экономическим результатам его деятельности. К числу таких фундаментальных условий относятся:
1) благоприятное транспортно-
2) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры. Сюда
относятся объекты энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т. д. Причем, как правило, обеспечить создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов должна сама страна-организатор особой экономической зоны. В крайне редких случаях создание особых экономических зон оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но
позволяющих решать стратегические общегосударственные программы;
3) кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и в то же время
квалифицированной рабочей силы;
4) высокий уровень
обеспечения банковскими и
5) отсутствие административно-
6) адекватный уровень инвестиционного барьера - т. е. того размера финансовых средств, которые инвестор обязан вложить в развитие особой экономической зоны за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях;
7) развитая и стабильная
правовая основа особой
показывает практика, создание таких зон должно основываться на базе законодательных актов, а не на быстро меняющихся решениях органов исполнительной власти;
8) предоставление инвесторам,
в том числе иностранным,
9) как уже упоминалось, чрезвычайно важный факт - формирование специальных органов управления и четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами власти;
В целом благоприятный инвестиционный климат в стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.
Следует понимать, что создание особой зоны отнюдь не является панацеей от всех экономических болезней и стопроцентным гарантом быстрого расцвета какой-либо территории. Особая зона - инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов
В июле 2005 года был принят
Федеральный закон «Об особых
экономических зонах в
С принятием Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» созданные ранее свободные (особые) экономические зоны упраздняются, за исключением Калининградской и Магаданской ОЭЗ, деятельность которых регламентируется отдельными федеральными законами. Поскольку механизм функционирования ранее созданных экономических зон не был оформлен законодательно, то гарантии прав предпринимателей там не обеспечивались, и этот недостаток не могли компенсировать никакие льготы.
Новым законом первоначально были определены два вида особых экономических зон: – промышленно-производственные, площадью не более 20 кв. км для производства промышленной продукции высокой степени обработки и ее реализации;– технико-внедренческие, площадью не более 2 кв. км для создания, доведения до промышленного применения и реализации научно-технической продукции.
Срок существования
– 20 лет, и он не подлежит продлению. На территории ОЭЗ не допускается добыча
и переработка полезных ископаемых, размещение
объектов жилищного фонда, производство
и переработка подакцизных товаров (за
исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Особые экономические зоны создаются
только на земельных участках, находящихся
в государственной и муниципальной собственности.
При этом они не могут быть расположены
на территории нескольких муниципальных
образований. Территория ОЭЗ не должна
включать в себя полностью территорию
административно-
Для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. Создание инженерной и транспортной инфраструктуры на территории особой экономической зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования.
4. Льготы для резидентов особых экономических зон
К общим льготам относятся:– режим свободной таможенной зоны на всей территории особой экономической зоны; – гарантии инвесторам от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; – освобождение от уплаты налога на имущество в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;– освобождение от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок. Для резидентов технико-внедренческих зон снижена базовая ставка единого социального налога до 14% (против обычных 26%). Резиденты промышленно-производственных зон получили право применять специальный коэффициент (до 2) к основной норме амортизации. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут предоставлять дополнительные льготы для резидентов особой экономической зоны, созданной на их территории. Предоставление льгот и преференций, а также иные условия, регулирующие создание и функционирование ОЭЗ, закрепляются в соглашении о создании особой экономической зоны, заключаемом Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. К позитивным моментам можно отнести создание при каждой особой экономической зоне Наблюдательного совета, в который наряду с представителями государственных структур могут войти члены делового сообщества и торгово-промышленных палат. Через Наблюдательный совет есть возможность решать спорные вопросы по формированию благоприятных условий для участия бизнеса в создании и функционировании ОЭЗ.
5. Реализация закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
С целью практической реализации принятого Закона в июле 2005 года создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Решение о создании особых экономических зон принимается Правительством Российской Федерации на основании итогов конкурсного отбора заявок на создание ОЭЗ, поданных субъектами Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на территориях которых предполагается создание этих зон. Первый такой конкурс был проведен Минэкономразвития России и РосОЭЗ в октябре–ноябре 2005 года и утвержден Правительством Российской Федерации. По итогам конкурса были утверждены четыре технико-внедренческие и две промышленно-производственные зоны.
В первой половине 2006 года начато создание инженерной и транспортной инфраструктуры на территории утвержденных особых экономических зон. Для этих целей в федеральном бюджете предусмотрены средства в размере 8 млрд руб. 17 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании туристско-рекреационных особых экономических зон. Поправки в Закон «Об особых экономических зонах в РФ» регламентируют их создание и условия осуществления предпринимательской деятельности.
В настоящее время
готовятся законодательные
6. Промышленно-производственные зоны
ЛИПЕЦК: Расположение. Зона «Казинка» примыкает к промышленной зоне Липецка, имеет выход на федеральную дорогу «Орел–Тамбов» (16 км), трассы М-4 «Дон» (70 км) и М-6 «Москва–Волгоград» (85 км). В 25 км находится аэропорт «Липецк». Железнодорожное сообщение: 200 м от ст. Казинка, 20 км от ст. Липецк; 18 км от ст. Грязи-Воронежские.
Специализация – электротехника, машиностроение, производство высококачественной бытовой техники. Среди резидентов можно выделить Indesit Compani, Siemens, Electrolux, Ekinler Elektronik, Beeplast, другие компании. Объем ожидаемых инвестиций – 25 млрд рублей.
ТАТАРСТАН: Расположение. Размещается около Елабуги, в 25 км от Набережных Челнов и в 40 км от Нижнекамска. Площадь – 20 кв. км. Развита транспортная инфраструктура: международный грузопассажирский аэропорт «Бегишево» (в 20 км), железная дорога, сеть автодорог с выездом на федеральную автотрассу М-7 «Москва – Казань – Уфа – Челябинск»; речные грузовые порты в Елабуге, Набережных Челнах и Нижнекамске. Развита инженерная инфраструктура. Специализация – машиностроение и нефтехимия. Среди резидентов можно выделить такие компании, как Hyundai Motor Company (Южная Корея), KFZ (Австрия), «Нильссон» (Швеция), «Татнефтехиминвест-Холдинг», местные предприятия.