Связь государственного устройства с типом экономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи.Исходя из актуальности темы можно сформулировать следующую цель работы: раскрытие общих тенденций развития государства и права, для более глубокого понимания места и роли государства и права в Новейшее время.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. показать связь государственного устройства с типом экономического регулирования;
2. рассмотреть распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма;
3. изучить влияние глобализации экономики на развитие государства и права;
4. изучить влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства.

Содержание работы

Ведение 3
Глава1. Связь государственного устройства с типом экономического регулирования. 5
Глава 2. Распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма. 12
Глава 3. Влияние на развитие государства и права глобализации экономики. 21
Глава 4. Влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства. 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Основная часть ИГПЗС.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Ведение 3

Глава 1. Связь государственного устройства с типом экономического регулирования. 5

Глава 2. Распад колониальной системы и распространение  идей демократии и западного парламентаризма. 12

Глава 3. Влияние  на развитие государства и права  глобализации экономики. 21

Глава 4. Влияние  социалистических идей на развитие трудового  и социального законодательства. 27

Заключение 31

Список литературы 33

 

 

Ведение

Первое столетие новейшей истории народов и стран стало  временем двух мировых и почти непрекращающихся локальных и гражданских войн. Помимо революционных потрясений и перемен социалистической (колоссальными успехами научно-технического прогресса, материального производства, значительным увеличением населения земного шара, но также и мировыми войнами, «холодной войной» с разделением мира на враждующие блоки1) и националистической ориентации, наиболее мощных по своим результатам, многим политическим и правовым системам пришлось испытать воздействие активного вмешательства государства в экономику (германский главкизм военного времени и его копирование в России периода военного коммунизма, экономическое законодательство и администрирование периода «нового курса» в США и др.), попыток государства и правящей партии осуществлять всеобъемлющий контроль над всеми областями социальной жизни и деятельности (в тоталитарных и авторитарных государствах Германии, Италии, Испании, Румынии и других странах)2.

Цель и задачи. Исходя из актуальности темы можно сформулировать следующую цель работы: раскрытие общих тенденций развития государства и права, для более глубокого понимания места и роли государства и права в Новейшее время.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1. показать связь государственного устройства с типом экономического регулирования;
    2. рассмотреть распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма;
    3. изучить влияние глобализации экономики на развитие государства и права;
    4. изучить влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства.

Объектом является государство и право в историческом развитии, предметом – тенденции развития государства и права в Новейшее время.

Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 34 страницы.

 

Глава 1. Связь  государственного устройства с типом  экономического регулирования.

В любой экономической  системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Во всех экономических  системах для производства требуются  экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

В то же время в экономических  системах есть также элементы, которые  отличают их друг от друга. Этими элементами являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микро-экономическом уровнях.

В последние полтора-два  столетия в мире действовали различные  типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы – традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран – членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама – к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа3.

Рассмотрим характерные  черты основных типов экономических  систем.

Традиционная экономическая система. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась  в некоторых наиболее отсталых странах  Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются  и в странах среднего уровня развития.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами  административно-командной системы  являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически  на все экономические ресурсы, сильная  монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как  основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Гигантские монополии, утвердившиеся  во всех областях народного хозяйства  и поддерживаемые министерствами и  ведомствами, при отсутствии конкуренции  не заботятся о внедрении новинок  техники и технологии. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства4.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические  преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия  экономических реформ в этих странах  определяется законами развития мировой  цивилизации, в результате чего с  большей или меньшей скоростью  там строится современная рыночная экономика.

Рыночная экономика свободной  конкуренции (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в период конца XIX по первые десятилетия ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными чертами  этой экономической системы являлись частная собственность на экономические  ресурсы; рыночный механизм регулирования  макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие  множества самостоятельно действующих  покупателей и продавцов каждого  товара.

Современная рыночная экономика (современный  капитализм). По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности,  среди которых по-прежнему ведущее  место занимает частная собственность  в различных ее видах (от  трудовой индивидуальной до крупной,  корпоративной);

2) развертывание научно-технической  революции, ускорившей создание  мощной производственной и социальной  инфраструктуры;

3) более активное воздействие  государства на развитие национальной  экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике  существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным  регулированием экономики, вплоть до осуществления  общенациональных программ и планов5.

Планомерность выступает  как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение.

В ряде стран с рыночной экономикой, например, в Японии, в  течение всего послевоенного  периода составлялись общенациональные планы экономического развития, которые, по мнению некоторых японских экономистов, носили формальный характер и мало влияли на реальные процессы в экономике. Однако такие планы играют свою конструктивную роль. В процесс составления плана вовлекаются широкие круги общественности, которая, таким образом, участвует в выработке общенациональной экономической политики6. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса7,а так же планы экономического развития оказывают определенное сдерживающее воздействие на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок8.

Опыт развитых стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые  для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной  жизни общества, реализуются посредством  рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка  оказывается зачастую недостаточным  для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление  рынка порождает функции и  соответствующие им институты, требующие  централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система  и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг.

Во Франции, напротив, права  государства на вмешательство в экономику весьма широки. Так, еще 3 января 1946 г. Де Голь подписал декрет о создании Генерального комиссариата по планированию, и с этой даты принято вести историю французского планирования, получившего наименование индикативного. Первый план был реализован в 1947—1953 гг. и получил название «План модернизации и оборудования» («План Моне»).

Важнейшее значение в системе  регулирования во Франции имеют  методы воздействия государства  на производство не только в национализированном  секторе, но и рыночном. Ведущую роль здесь играет система государственного заказа, которая во Франции именуется  также системой государственных  рынков.

Понятие государственного рынка  означает контракт, заключаемый центральными или местными государственными органами с исполнителем работ, поставщиком  товаров или услуг. В зависимости  от различных условий контракт госзаказа  может заключаться через торги, через запрос предложений или  через переговоры.

Еще одна форма влияния  государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении9.

В системе государственного регулирующего воздействия на экономику  должны органично сочетаться:

    • прогнозирование социальных, научно-технических, экологических, производственных, внешнеэкономических процессов;
    • макропланирование;
    • программирование (разработка комплексных целевых программ). При том, что можно согласиться с этой позицией, однако, остается неясной роль и назначение макропланирования в рыночных условиях.

Информация о работе Связь государственного устройства с типом экономического регулирования