Связь государственного устройства с типом экономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи.Исходя из актуальности темы можно сформулировать следующую цель работы: раскрытие общих тенденций развития государства и права, для более глубокого понимания места и роли государства и права в Новейшее время.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. показать связь государственного устройства с типом экономического регулирования;
2. рассмотреть распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма;
3. изучить влияние глобализации экономики на развитие государства и права;
4. изучить влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства.

Содержание работы

Ведение 3
Глава1. Связь государственного устройства с типом экономического регулирования. 5
Глава 2. Распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма. 12
Глава 3. Влияние на развитие государства и права глобализации экономики. 21
Глава 4. Влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства. 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Основная часть ИГПЗС.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

Глобализация рассматривается, с одной стороны, в качестве важного  источника новых возможностей, с  другой – как причина многих бед  и даже конфликтов внутри отдельных  государств, а также между странами и регионами. Таким образом, с  одной стороны, глобализация ведет  исключительно к конвергентным  процессам, а с другой стороны  – растет национальная и культурная дифференциация, которая в крайних  формах национализма и религиозной  нетерпимости проявляется в конфликтных  формах23.

Объективно  действующие в мире процессы интеграции в своей основе опираются на стремление народов к сотрудничеству в преодолении экономических, военных, экологических, природно-ресурсных проблем и трудностей. Вместе с тем зачастую интеграционные процессы направлялись и использовались экономически могущественными странами для установления прозрачности границ государств, ограничения их суверенитета и еще большего расширения своего экономического и политического влияния.

Создаются транснациональные  многоотраслевые комплексы (ТНК) и международные финансовые объединения – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Азиатский банк развития (АБР) и т. п. Формой интеграции становится, например, образование Евросоюза, Европейского экономического сообщества; в военной области – создание и расширение границ НАТО. Содействие интеграционным процессам оказывала Организация Объединенных Наций (ООН). Немаловажное значение для интенсификации процессов интеграции имели пропагандируемые и утверждаемые мощью западных стран идеи единого для всех народов института прав и свобод человека. Процессы интеграции, искажаемые политикой глобализма, приходят в противоречие с установленным природой многообразием цивилизаций, своеобразием народов, различием их возрастных состояний. Экономические процессы грозят подавить человеческое содержание мировой истории, государства и права. Экономические законы и новые технология буквально взрывают национальные границы и в то же время порождают широкое движение народов за сохранение своей самобытности и государственного суверенитета, о чем свидетельствует, в частности, образование в XX в. большого числа новых независимых государств24.

Что касается преимуществ глобализации, то, во-первых, она вызвала обострение международной конкуренции. Здоровая конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда. Еще одно преимущество глобализации – экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

Преимущества глобализации связаны также с выигрышем  от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. В  целом преимущества глобализации позволяют  улучшить свое положение всем партнерам, получающим возможность повысить уровень  заработной платы и жизненные  стандарты путем увеличения производства25.

Несмотря на все преимущества глобализации, данный процесс вызывает в мировой экономике и финансах новые очаги конфликтов и противоречий:

  • существует резко увеличивающийся разрыв между слабыми и сильными странами;
  • серьёзные угрозы стабильному развитию экономики исходят от ажиотажной экспансии глобального капитала, особенно капитала спекулятивного. Мощные волны, рождаемые спекулятивными накатами, дестабилизируют экономику не только слабых, но и сильных стран. Меняется сам характер производства мирового ВНП. В нем быстро возрастает доля наукоемкой продукции.

Неравномерное развитие народов с выделением «золотого миллиарда» (население стран, эксплуатирующих сырьевые ресурсы и втягивающих в себя интеллектуальный потенциал всего мира) увеличивало разрыв между экономически передовыми и «догоняющими» странами, консервировало отсталость последних, их зависимое, приниженное положение. Гуманитарная помощь таким странам сглаживала остроту конфликта, но не решала проблему, а то и усугубляла негативные процессы26.

Одна из основных проблем связана с тем, что  в процессе глобализации быстроразвивающиеся  страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают  от них. Растущий разрыв в доходах  вызывает недовольство с их стороны, чреватое международными конфликтами. Вопрос распределения преимуществ  является одним из важнейших в  процессе глобализации мировой экономики.

Вторая проблема связана  с потенциальной региональной или  глобальной нестабильностью из-за взаимозависимости  национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания  или кризисы в одной стране могут иметь региональные или  даже глобальные последствия.

Третий круг порождаемых глобализацией проблем  вызван опасением, что контроль над  экономикой отдельных стран может  перейти от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета.

Вместе с  тем, в эпоху глобализации укрепление государства и его институтов – обязательное условие не только его выживания, но и развития всей нации. В условиях глобализации государство  не только может, но и должно взять  на себя стратегические функции по участию в глобализационных процессах, чтобы эффективно использовать их преимущества и максимально уменьшить их негативное влияние27.

Глобализация, существенно ослабив традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, в то же время не привела к созданию таких  международных, а тем более наднациональных  механизмов регулирования, которые  восполняли бы возникший в результате этого пробел. Исключением из правила  в значительной степени здесь  является лишь Евросоюз, особенно еврозона (Европейская валютная система), которая  покрывает далеко не все пространство, на котором развернулась и продолжает развиваться глобализация экономики. При этом в результате неудачно проведенного в 2004-2007 гг. расширения Евросоюза-15 до Евросоюза-27, наложившегося на многолетние депрессионные  явления в экономике Евросоюза-15 и совпавшего по времени с началом  давно назревшего глубокого институционального реформирования данного интеграционного  блока, Евросоюз сам оказался в состоянии  тяжелого адаптационного кризиса28.

Нетрудно  предвидеть, что основной проблемой  будущего будет проблема отношения  между процессом глобализации и  государствами, теми национальными институтами, которые существуют и будут продолжать существовать29.

 

Глава 4. Влияние  социалистических идей на развитие трудового  и социального законодательства.

Период  новейшей истории стал временем бурного  роста социального законодательства, хотя начало последнему было положено еще в позапрошлом веке. Важным этапом на пути к созданию нормальных условий труда и отдыха стала в новейшей истории борьба за 8-часовой рабочий день. Впервые такой режим рабочего времени был введен в Австралии в середине прошлого века, в 1917 г. он был закреплен в конституциях Мексики и РСФСР, в 1918 г. в Германии и в 1919 г. во Франции. При нацистах Закон 1938 г. разрешил предпринимателям увеличивать продолжительность рабочего дня до 14 и 16 часов30.

Следующим важным средством охраны трудовых прав и  гарантий стало установление минимума заработной платы. Вначале этот минимум был обозначен для женщин и подростков в Законе США 1912 г., который затем был признан неконституционным Верховным судом страны и вновь признан только в 1937 г. под воздействием новых программных целей в области социального законодательства периода проведения «нового курса».

Более длительную историю  имеют законодательные гарантии обеспечения пособий на случай болезни  и безработицы, социального страхования  по старости и нетрудоспособности, а также специальные меры по охране труда женщин и подростков.

Закон о страховании лиц, работающих за плату или оклад, на случай болезни  был принят в Германии в 1883 г. и предусматривал несколько разновидностей страховых учреждений – производственные (фабричные) кассы на предприятиях с 50 или большим числом работников, местные больничные кассы (для лиц одной отрасли с охватом не менее 100 работников) и общинное страхование (для тех, кто не состоит в местной или фабричной больничной кассе).

В следующем, 1884 г. был принят Закон о страховании при несчастных случаях (при телесных повреждениях или на случай смерти, – п.5 Закона). Этот Закон распространялся на всех лиц, занятых на горных разработках, в солеварнях, каменоломнях, на рудниках, верфях, а также на фабриках и металлургических заводах и при условии, что их годовой заработок не превышает 2 тыс. марок (окладом или заработком считались также натуральные выплаты)31.

Во Франции важным событием стало трудовое законодательство периода  правления Народного фронта. В  феврале 1934 г. в стране произошел  путч с попыткой установления фашистского  режима правления, который натолкнулся на мощное противодействие объединенных сил социалистической и коммунистической партий и руководимых ими профсоюзов. Эти силы влились в единую антифашистскую организацию под названием Народный фронт. На выборах в мае 1936 г. партии Народного фронта одержали крупную победу, и лидер социалистической партии Леон Блюм сформировал правительство, включавшее социалистов и других радикалов. Благодаря их общим усилиям и под давлением забастовочной волны, охватившей многие миллионы рабочих и служащих, были приняты программа Народного фронта и несколько радикальных законов о труде и отдыхе.

Одним из направлений реализации программных  целей Народного фронта стало трудовое законодательство, в котором наиболее значительные новшества содержали два закона:

  1. Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1936 г.).
  2. Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках (27 июня 1936 г.).

Вместе с  тем, в законодательстве Новейшего  времени наблюдается и другая тенденция – существенное ограничение основных прав и свобод в социально-трудовой сфере, а нередко и прямое издание антипрофсоюзных нормативно-правовых актов. Как правило, указанное законодательство принималось в условиях обострения социально-экономической обстановки, борьбы между трудом и капиталом.

Так, после  всеобщей стачки 1926 г. британский парламент принял закон «О трудовых (промышленных) конфликтах и профессиональных союзах» 1927г. (отменен в 1946 г.), объявивший всеобщие стачки незаконными. В 1966 г. лейбористское правительство Англии утвердило закон «О ценах и доходах», основное содержание которого заключается в установлении правительственного контроля над экономической борьбой трудящихся, в ликвидации свободы коллективных договоров, в резком ограничении права на забастовку. В 1970 г. парламент принял статут «Об индустриальных отношениях», которым определяется, что профсоюзные деятели, в судебном порядке признанные виновными в организации «несправедливых забастовок», наказываются штрафом или могут быть осуждены и лишены свободы32.

Одной из особенностей законодательства о  труде последнего времени является усиление прямого административного  и судебного вмешательства в трудовые конфликты между трудящимися и предпринимателями.

Современное социальное законодательство предстает, таким образом, разновидностью защиты пользования правом на жизнь, на достойное человека существование. Государство обеспечивает пользование этими правами путем собирания и последующего перераспределения различных средств и благ, охраны окружающей среды от загрязнения, а также путем законодательного гарантирования достойных условий труда, отдыха, образования, пользования благами материальной и духовной культуры, медицинской помощью. (Эти гарантии подкрепляются как самим индивидом, его профессиональными знаниями и умениями, так и различными человеческими общностями – семьей, разного рода социально-вспомогательными, в том числе благотворительными, фондами.) Частными проявлениями государственного регулирования можно считать законодательное закрепление возможности прохождения альтернативной службы в армии, установление компенсаций жертвам войны, тоталитарных репрессий и принудительных массовых переселений (ФРГ, США и др.). Не следует забывать и о государственных компенсациях жертвам техногенных катастроф (таких, как чернобыльская), жертвам обмана торговых и финансовых мошенников или терроризма33.

 

Заключение

Экономическая мощь требует  чрезвычайных полномочий правительства  в экономических и социальных отношениях34. Опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации35.

Разрушение колониальных империй  лишь отчасти разрешило конфликт, поставив молодые развивающиеся страны в экономическую, финансовую и политическую зависимость от стран, ранее вступивших на путь экономического прогресса. Однако локально, в отдельных регионах, например в Западной Европе, процесс интеграции привел к сглаживанию ранее существовавших противоречий, способствовал укреплению мира, демократии и продвижению западной цивилизации на Восток при посредстве идеологических, финансовых рычагов36.

Глобализация экономики  – сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает  хозяйственное взаимодействие между  государствами, создает условия  для доступа стран к передовым  достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой  прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.37

Информация о работе Связь государственного устройства с типом экономического регулирования