Связь государственного устройства с типом экономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи.Исходя из актуальности темы можно сформулировать следующую цель работы: раскрытие общих тенденций развития государства и права, для более глубокого понимания места и роли государства и права в Новейшее время.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. показать связь государственного устройства с типом экономического регулирования;
2. рассмотреть распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма;
3. изучить влияние глобализации экономики на развитие государства и права;
4. изучить влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства.

Содержание работы

Ведение 3
Глава1. Связь государственного устройства с типом экономического регулирования. 5
Глава 2. Распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма. 12
Глава 3. Влияние на развитие государства и права глобализации экономики. 21
Глава 4. Влияние социалистических идей на развитие трудового и социального законодательства. 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Основная часть ИГПЗС.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

Двигаясь к достижению глобальных целей, страны проходят разные пути, и выбрать из них наименее болезненный для общества, позволяющий быстрее достигать намеченных целей, – важнейшая задача. Для этого необходимо достаточно обоснованное представление о видах государственной деятельности, регуляторах, с помощью которых она может эффективно реализовываться10.

 

Глава 2. Распад колониальной системы и распространение идей демократии и западного парламентаризма.

Одна из отличительных черт двадцатого столетия - ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств.  Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX и захватила половину двадцатого, перестала существовать11. Рост национального сознания прежде отсталых народов пришел в противоречие с системой опеки, устанавливаемо колониальными державами. Народы колоний и стран, опутанных кабальными соглашениями, больше не желали мириться с превращением своих стран в источник сырья, рабочей силы и рынок сбыта готовой продукции. Протест выразился в требовании самостоятельности и создания собственной государственности12.

Кризис колониальной системы  начался после первой мировой  войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран  Азии и Арабского Востока произошли  мощные народные выступления. В большинстве  колоний руководство освободительным  движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность.

Национально-освободительное  движение заставило правящие круги  метрополий внести некоторые изменения  в формы и методы колониального  управления. Однако на данном этапе  они ограничились, лишь расширением  представительства местных жителей  в органах колониальной администрации.

Наиболее отчетливо  кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной империи – Британской. Англо-афганский договор. 1921 год закрепил независимость Афганистана, были формально декларированы суверенитет Египта (1922 г.) и Ирака (1930 г.). В результате войны за независимость 1919-1921 гг. статус доминиона завоевала Ирландия. Имперская конференция 1926 г. декларировала, что Англия и доминионы представляют собой «автономные государственные единицы внутри Британской империи, равные по статусу, ни в каком отношении не подчиненные, одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций».

В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший права доминионов и явившийся своеобразной конституцией Британского содружества. Статут провозглашал свободный союз членов Британского содружества наций, объединенных «общей верностью короне». Отныне действие законов, принятых британским парламентом, не могло распространяться на доминионы иначе как с их согласия. Никакие законы, принятые парламентами доминионов, не могли считаться недействительными под предлогом противоречия английскому законодательству. Парламенты доминионов на своей территории могли отменять и изменять любой британский закон, указ или постановление в той мере, в какой они являлись частью права доминиона. В статусе провозглашалось так же, что парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы внешней политики. Генерал-губернатор в доминионах отныне назначался короной по совету правительства доминиона и стал играть в системе высших органов доминионов такую же роль, какую играет монарх в самой Великобритании13.

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад.

Распад колониальных империй  сопровождался как ведением в  ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить  политическую зависимость колоний  в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения 1948 г.) наряду с Великобританией и «старыми» доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получивши доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри-Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Внешние изменения в структуре  французской колониальной империи получили отражение в Конституции Франции 1946 г., которая предусматривала новый вариант объединения – так называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную автономию. Остальные территории сохранили прежний статус. Статья 77 Конституции провозглашала самоуправление и «свободное распоряжение собственными делами» государств, входящих в Сообщество. Вместе с тем, согласно ст.78, из компетенции отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие области государственной жизни. Президент Франции, являвшийся и президентом Сообщества, был представлен в каждом государстве Сообщества верховным комиссаром, наблюдавшим за деятельностью местной администрации. В Конституции предусматривалась возможность изменения статуса государств – члена Сообщества на основании решения законодательного собрания этого государства с последующим подтверждением такого решения на местном референдуме. С соблюдением этих условий государство – член Сообщества могло стать независимым и выйти из объединения. Однако в 1958 г. только в Гвинее удалось на референдуме добиться отклонения Конституции 1958 г. и завоевания независимости мирным путем14.

На протяжении трех следующих  десятилетий после окончания Второй мировой войны от колониальной зависимости освободилось более 2 млрд. человек. Однако молодые независимые государства столкнулись с большими экономическими, политическими, демографическими трудностями. В экономике этих стран отражались неравномерность развития различных отраслей народного хозяйства, неразвитость промышленности, рутинное низкопроизводительное сельское хозяйство, и вместе с тем отмечался быстрый рост населения, что вело к дефициту продовольствия, а иногда и к голоду15.

В условиях раскола мира на две социально-политические системы, освободившиеся или «развивающиеся» страны обычно зачислялись в так называемый «третий мир», который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития – капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития. В странах «третьего мира» наука выделяла в основе три группы государств. В некоторых из них, где капиталистический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.), государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, менее развитые стран, где традиционные докапиталистические отношения еще превалируют, государство было отнесено к типу «капиталистической ориентации». Наконец, некоторые страны, где капиталистические отношения, как правило, вообще отсутствовали, заявили в разное время о некапиталистическом пути развития, «социалистической ориентации». В 1970-х гг. их насчитывалось более 10.

В моделях государственной  организации страны «капиталистической ориентации» подражали прежним метрополиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику деятельности государственных органов (символику, связанную с заседаниями парламента, и т.п.). На деле же заказные конституции, привнесенные на чужую почву, не утвердились в политической жизни этих стран, начались систематические военные перевороты. Правовые системы этих стран также имели во многом искусственный характер: продолжали действовать старые акты метрополии, новые законы почти дословно повторяли ее законодательство, но большинство населения продолжало жить по нормам обычного права. Во многих из этих странах частично действовало и мусульманское право16.

Процессы либерализации  и демократизации, развивавшиеся в мире в    XX в., шли параллельно с утверждением тоталитарных режимов, например в России, Германии, а также усиливающимся контролем над обществом и личностью при посредстве правительственных и полуправительственных партий, средств массовой информации, находящихся в руках крупного капитала. Преобладающей формой государства стала республика, но при «регулируемой демократии». Реальный демократизм общества во многом стал определяться конкурентной борьбой соперничающих финансовых групп и партий. В таких условиях антимонопольное законодательство выделяется и как средство поддержания демократических институтов17.

Демократия возможна лишь в условиях, когда распространение  ресурсов власти в обществе приобретает  столь широкий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии  подавить своих соперников или сохранить  властную гегемонию. В таком случае наиболее рациональным выходом из ситуации является достижение компромисса и  взаимное разделение функций и полномочий, обусловливающих чередование групп  у власти. Эти-то процедуры и технологии установления подобного порядка  и выражают существо демократической  организации политики.

Одним из первых такое понимание  демократии закрепил М. Вебер в своей  плебисцитарно-вождистской теории демократии. По его мнению, демократия представляет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия «народного суверенитета», общей «воли народа» и т.п. Он полагал, что характерные для нее прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах (например, в древнегреческих городах-государствах). Любая же организация представительства интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Имея такой независимый от бюрократии источник легитимной власти, люди и будут иметь возможность реализовывать свои интересы. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет»18.

Представительная демократия, доказавшая за время существования  в странах Запада свою целесообразность и необходимость, означает, прежде всего, передачу народом полномочий на законотворчество и принятие важных политических решений  парламенту. Главными принципами формирования и функционирования законодательной  власти, являются пропорциональное представительство  всех избирателей, компетентность носителей  законодательной власти, открытое голосование  и ответственность депутатов  перед избирателями19.

Действительно, в системе  высших органов государственной  власти парламент занимает особое место. Он является высшим, представительным органом, непосредственно выражающим «волю народа» и придающим  форму и силу закона важнейшим  политическим решениям, а посему играющим значимую роль в легитимации режима. Благодаря парламенту оппозиция  получает общенациональную трибуну  для ознакомления народа с альтернативными  проектами решения важнейших  общественных проблем и может  участвовать в контроле за деятельностью исполнительной власти. Этим целям служат, в частности, запросы и интерпелляции, обсуждения, внесенных депутатами от оппозиции, резолюций и, наконец, парламентские расследования, посвященные тем или иным аспектам положения дел в государстве и действий правительства или отдельных министров. Публичное высказывание взглядов, не совпадающих с общепринятыми, может также служить «отдушиной» для государственного строя, выпуская потенциально опасный политический «пар», пока он не дестабилизировал положение. При авторитарных режимах явно безвластные парламенты также используются как «отдушина» для сдерживаемого раздражения в обществе.

Изучение западного парламентаризма начинается в 1960-1980-е годы. Однако направленность исследований в целом определялась тогда господствовавшей официальной идеологической доктриной и социальным заказом. Западные парламенты подвергались разгромной критике, прежде всего за их «буржуазность», защиту интересов правящего класса и т.д.20

Современная демократическая  организация государства предполагает выборность и подотчетность, а так  же ответственность всех учреждений законодательной исполнительной властей  и в определенной мере ответственность  судебных учреждений. Далее, она предполагает сочетание профессиональных и общественных начал в организации управления и контроле за этим управлением. При этом все полномочия и функции правительственной власти строго определены в законе и регламентированы им. Индивид лично или в общественной ассоциации имеет ряд прав и свобод, которые неподвластны правительственному контролю. Вместе с тем демократической организации противостоит тенденция к всеобщей централизации и бюрократизации организационно-управленческих процессов, недостаточное различие сфер автономии человека и гражданина во взаимоотношениях с государственной и иной властью в обществе. Определенную роль играет конформизм граждан, выражающийся в двоедушии, нравственном опустошении вследствие слабой воли или цинизма. Одним из проявлений этого цинизма стала в конце века коррумпированность высшего эшелона правительственной власти, когда обвинения в коррупции стали привычным делом в судах Парижа и Токио, Лондона и Рима, Дели, Сеула и Вашингтона21.

 

Глава 3. Влияние  на развитие государства и права  глобализации экономики.

Глобализация экономики  – одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость  экономик различных стран. Связана  с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой  конъюнктуры, а экономические подъемы  и спады приобретают планетарные  масштабы22.

Растущая глобализация экономики  выражается в резком увеличении масштабов  и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной  торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых  финансовых рынков. Созданные за последние  десятилетия информационные системы  неизмеримо усилили способность  финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Информация о работе Связь государственного устройства с типом экономического регулирования