Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что от методов проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Содержание работы

Введение
1 Государственное регулирование международной торговли
1.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Сущность и организация тмаоженно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1. Основные понятия и категории таможенного регулирования
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование в РБ и их функции
3. Таможенно-тарифные методы регулирования
3.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования
3.2. Классификация таможенных пошлин
3.3. Понятие таможенной стоимости товара и методы её определения
4.Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Республике Беларусь
4.1.Таможенные платежи в РБ и их функции
4.2. Льготы по таможенным платежам в отношении товаров и стран, система тарифных преференций в РБ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь.docx

— 96.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 41 с., 1 рис., 2 табл., 12 источников, 1 прил.

 

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ, ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ, ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ, ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

 

Объект исследования – система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Предмет исследования – методы проведения государственной политики в сфере внешней торговли и как следствие уровень благосостояния нации и рост национального производства. Тарифные методы государственного регулирования как источник пополнения доходов государственного бюджета.

Цель работы: рассмотреть тарифные методы регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: может быть применена в изучении курса мировой экономики.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

5

1 Государственное регулирование международной торговли

7

1.1. Методы регулирования  внешнеэкономической деятельности

7

2. Сущность и организация тмаоженно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

11

2.1. Основные понятия и  категории таможенного регулирования

11

2.2. Органы государственной  власти, осуществляющие таможенно-тарифное  регулирование в РБ и их функции

13

3. Таможенно-тарифные методы регулирования

15

3.1. Понятие таможенного  тарифа и тарифных методов  регулирования

15

3.2. Классификация таможенных  пошлин

18

3.3. Понятие таможенной  стоимости товара и методы  её определения

19

4.Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Республике Беларусь

22

4.1.Таможенные платежи  в РБ и их функции

22

4.2. Льготы по таможенным  платежам в отношении товаров  и стран, система тарифных преференций  в РБ

28

Заключение

28

Список литературы

30

Приложение

31


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации  международной торговли значительно  снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение  новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для  их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций  в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением  им больших функций и вызвавшее  увеличение числа стран-членов. Все  более широко и эффективно применяются  нетарифные меры регулирования внешней  торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим  и условия доступа иностранной  продукции на внутренний рынок.

Для обеспечения таможенного  регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан  и Российской Федерации ТК ТС вступил  в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь - с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования  в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования  внешней торговли, такие как изменение  ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

В современной мировой  экономике таможенно-тарифное регулирование  выступает, с одной стороны, как  действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный  товарооборот. При этом в течение  последних десятилетий наблюдается  неуклонное снижение ставок импортных  таможенных пошлин. Так, их средний  уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время  как на момент создания ГАТТ-ВТО  эта величина превышала 30%.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической  политики на национальном уровне, но и  объектом регулирующей деятельности международных  экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного  регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования  международной торговли и их применение в Республике Беларусь.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что от методов  проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Основными задачами курсовой  работы являются:

  • рассмотрение тарифных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • изучение практики применения таможенно-тарифных методов регулирования в Республике Беларусь;
  • рассмотрение системы тарифных льгот и преференций в РБ

 

1 Государственное регулирование международной торговли

 

 

    1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 

В государственном регулировании  внешней торговли РБ используются все  общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования. Основным элементом  механизма тарифного регулирования  служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы  по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

Таможенные тарифы имеют  все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование  тарифами на разных языках и сопоставление  ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории РБ, являет собой образец договорного, или  конвенционного, тарифа, так как  он устанавливается по взаимному  соглашению государств. Антиподом ему  выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.[1 с.89]

Сегодня государство не может  достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости  или стабильности цен), не используя  меры внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и  созданной на его основе Всемирной  торговой организации (ВТО) была проделана  большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика, по-прежнему, остается одним из основных направлений  государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование  международной торговли может быть:

  • односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
  • двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов друг друга, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;
  • многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) —  политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных  рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) —  государственная политика защиты внутреннего  рынка от иностранной конкуренции  путем использования тарифных и  нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше —  протекционизм, который дает возможность  развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая  позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора  среди экономистов и политиков. В различные периоды истории  внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону. В 50—60-е  годы для международной экономики  был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации  и свободы внешней торговли. С  начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными  тарифными и особенно нетарифными  барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Современный протекционизм  концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это  области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — экспорт  промышленных товаров. В торговле развивающихся  стран между собой — товары традиционного экспорта [2, 126 с.].

Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько  форм протекционизма:

  • селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
  • отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Выбор курса внешнеторговой политики определяет стратегию проведения государственной инвестиционной политики. Либерализация внешней торговли диктует необходимость первостепенной поддержки инфраструктуры (транспорта, создания оптовых рынков и т.д.), а  протекционизм — отраслей-производителей продукции [3, 17 с.].

В развивающихся странах  проводятся оба типа внешнеторговой политики. Вместе с тем стратегическая (протекционистская) политика рассматривается  как наиболее приемлемая в условиях спада производства, как точка  роста национальной экономики. Однако она может принести вред и при  условии высокой степени коррумпированности властных структур и теневой экономики.

С позиции эффективности  проводимого курса, протекционистская  внешнеторговая политика условно включает два последовательных этапа:

I этап — поддержка  отечественных товаропроизводителей, проведение политики обменного  курса и применение прямых  методов стимулирования экспорта;

II этап — реформа регулирования  импорта, в том числе:

а) переход от количественных ограничений к тарифам;

б) сокращение числа тарифных разрядов;

в) установление тарифных соотношений  между импортом сырьевых ресурсов и  конечной продукцией;

г) упрощение системы тарифной классификации;

д) упрощение системы «таможенной  очистки».

Условия либерализации торговой политики включают:

  • сближение внутренних цен с мировыми как конечная цель реформирования;
  • ослабление нетарифных ограничений;
  • введение единых тарифных ставок и их снижение;
  • снижение обменного курса национальной валюты и отказ от нормирования ее ресурсов;
  • отмена протекционистской защиты внутреннего рынка.

Информация о работе Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь