Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что от методов проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Содержание работы

Введение
1 Государственное регулирование международной торговли
1.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Сущность и организация тмаоженно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1. Основные понятия и категории таможенного регулирования
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование в РБ и их функции
3. Таможенно-тарифные методы регулирования
3.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования
3.2. Классификация таможенных пошлин
3.3. Понятие таможенной стоимости товара и методы её определения
4.Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Республике Беларусь
4.1.Таможенные платежи в РБ и их функции
4.2. Льготы по таможенным платежам в отношении товаров и стран, система тарифных преференций в РБ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь.docx

— 96.70 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Классификация инструментов торговой политики

Примечание — Источник: собственная  разработка автора на основе данных [11].

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл. 1).

Основная задача государства  в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти  как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными  на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов  государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции. Другая часть имеет  своей задачей форсирование экспорта [4, 258 с.].

 

2 Сущность и  организация таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

 

2.1 Основные понятия и категории таможенного регулирования

 

 

Таможенное дело в Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок  и условия перемещения через  таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и  другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней  политики Республики Беларусь.

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:

  • установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
  • осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
  • участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над  ними.

На территории Республики Беларусь могут находиться свободные  таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон  и свободных складов рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь, за исключением  случаев, определяемых Таможенным Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь по таможенному  делу.

Пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры  свободных таможенных зон и свободных  складов являются таможенной границей Республики Беларусь.

Для более глубокого понимания  сущности таможенного регулирования  в Таможенном Кодексе РБ дается трактовка  основных понятий и категорий  таможенного регулирования ВЭД. К ним относятся следующие понятия и категории:

1.ввоз товаров – совершение действий, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию любым способом;

2.вывоз товаров – совершение действий, в результате которых товары убыли с таможенной территории любым способом;

3.декларант – лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем);

4.иностранные товары – товары, приобретшие статус иностранных товаров в соответствии с  Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также товары, не являющиеся отечественными товарами;

5.налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию;

6.отечественные товары – вывезенные с таможенной территории товары, сохранившие статус отечественных в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также находящиеся на таможенной территории товары:

полностью произведенные  в Республике Беларусь и не вывозившиеся за ее пределы;

ввезенные, которые приобрели  статус отечественных товаров в  соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь;

ввезенные, за исключением  товаров, перемещаемых транзитом, в  отношении которых в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь таможенное оформление не производится;

изготовленные в Республике Беларусь из товаров, указанных в  абзацах втором–четвертом настоящего подпункта;

7.пункт таможенного оформления – официально установленное место постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, их структурных подразделений, предназначенное для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров;

8.резиденты Республики  Беларусь – юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством, их представительства и дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;

9.таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим, либо сведения, необходимые для иных целей, установленных законодательными актами;

10.таможенная процедура – совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию или вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования и помещения под таможенный режим;

11.таможенное оформление – совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения;

12.таможенные платежи – налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами;

13.таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

14. таможенный режим – совокупность положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами;

15.транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иные документы, свидетельствующие о принятии товаров к международной или внутриреспубликанской перевозке и сопровождающие их при такой перевозке.

 

 

 

2.2 Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ

 

 

Таможенное регулирование  непосредственно  осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными  органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь.

Положение о Государственном  таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.

Создание, реорганизация  и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Таможни действуют на основании  положений, утверждаемых Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь.

Государственные органы и  должностные лица, не осуществляющие руководства таможенными органами, а также местные органы власти, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, и иным образом вмешиваться в их деятельность, которая соответствует положениям Таможенного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Для проведения экспертиз  и исследований товаров в таможенных целях Государственный таможенный комитет Республики Беларусь создает  таможенные лаборатории.

В целях проведения исследовательских  работ в области таможенного  дела, подготовки кадров и повышения  их квалификации в системе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь действуют исследовательские учреждения и учебные заведения подготовки кадров и повышения их квалификации.

Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие основные функции:

  1. участвуют в разработке таможенной политики Республики Беларусь и реализуют эту политику;
  2. обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Беларусь;
  3. принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  4. ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации и другие функции.

 

3 Таможенно-тарифные методы регулирования

 

 

3.1 Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования

 

 

Тарифные методы являются основой экономического регулирования  внешнеэкономической деятельности и позволяют сокращать нерациональный импорт и выравнивать сальдо торгового  баланса государства. Таможенные пошлины  являются основой тарифных методов. В последнее время наравне  с таможенными пошлинами и  другие таможенные платежи (налог на добавленную стоимость, акцизы и  сборы, взимаемые при таможенном оформлении) занимают достойное место  в регулировании внешнеэкономической  деятельности.

Основными элементами системы  таможенно-тарифного регулирования  являются таможенные платежи, таможенные режимы, Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД Республики Беларусь), страна происхождения  товара и его таможенная стоимость [5, 59 с.].

Важным элементом таможенного  регулирования государственных  органов, в том числе Республики Беларусь, выступает система отношений  по контролю поступлений таможенных платежей в бюджет, которая состоит  из таможенного контроля и таможенного  оформления.

В зависимости от того, какая  сторона торговой политики считается  важной, существует несколько дополняющих  друг друга определений таможенного  тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может  определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
  • Функции таможенного тарифа:
  • 1. Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции
  • 2. Фискальная - пополнение госбюджета.

Особое значение имеет  фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в Республике Беларусь составляют одну из важнейших статей доходной части государственного бюджета.

Информация о работе Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь