Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что от методов проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Содержание работы

Введение
1 Государственное регулирование международной торговли
1.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
2. Сущность и организация тмаоженно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1. Основные понятия и категории таможенного регулирования
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование в РБ и их функции
3. Таможенно-тарифные методы регулирования
3.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования
3.2. Классификация таможенных пошлин
3.3. Понятие таможенной стоимости товара и методы её определения
4.Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Республике Беларусь
4.1.Таможенные платежи в РБ и их функции
4.2. Льготы по таможенным платежам в отношении товаров и стран, система тарифных преференций в РБ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь.docx

— 96.70 Кб (Скачать файл)

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для РБ, и если в развитых странах  доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в  государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в белорусском  бюджете - до 40-50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела  необходимость снижения средней  ставки таможенного тарифа, поэтому  необходимы поиски новых подходов к  исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции  на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку  она выполняет роль защиты национального  производителя.

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном  таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем  уровня развития системы внешнеторгового  регулирования в стране. Для стран  с неразвитой системой регулирования  характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой  товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется. Наибольшее использование имеет  Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая  является основой товарных номенклатур  практически всех крупных государств.[6 с.101]

Необходимость цифровых кодов  обусловлена тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД  составляется таможенный тариф - система  таких ставок. Основополагающей характеристикой  ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения  товаров к классификационным  группировкам".

Таким образом, таможенный тариф  устанавливает соотношение между  товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений  в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально  сбалансированы интересы государства  и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.[7 с.156]

Через таможенную границу  страны товары перемещаются в соответствии с их таможенными режимами.

Согласно сложившейся  международной практике осуществления  внешнеэкономических операций, перемещения  товаров через границы отдельных  государств различаются следующие  таможенные режимы перемещения товаров  через границу страны: таможенный режим свободного обращения; таможенный режим экспорта; таможенный режим  переработки на таможенной территории; таможенный режим переработки вне  таможенной территории; таможенный режим  временного ввоза; таможенный режим  временного вывоза; таможенный  режим  таможенного склада; таможенный режим реимпорта; таможенный режим реэкспорта; таможенный режим уничтожения; таможенный режим отказа в пользу государства; таможенный режим свободной таможенной зоны; таможенный режим беспошлинной торговли.

Таможенный режим выбирается лицом, перемещающим товары, и может  быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются  назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего  использования, условия, на которых  он закупается, и др. [8, 22 с.].

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при импорте  или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

а) уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и обеспечивает государственно-властным принуждением;

б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные  услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться  для покрытия конкретных государственных  расходов (принцип запрета специализации  налога).

С помощью тарифов можно  воздействовать на формирование активного  сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, а также  на развитие отдельных регионов страны. Функции тарифного регулирования  реализуются в тесной взаимосвязи  с налоговой системой, которая  частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.[9 с.145]

Исследование показывает, что в настоящее время фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним  из основных источников наполнения доходной части бюджета. В РБ действуют:

Ввозной (импортный) тариф  и ввозные (импортные) пошлины.

Размер взимаемой ввозной  пошлины зависит от страны происхождения  товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

 

 

 

3.2 Классификация таможенных пошлин

 

 

 Ι. По способу взимания:

  • адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  • специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г);
  • комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

ΙΙ. По объекту обложения  различных пошлин:

  • импортные — накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

 ΙΙΙ. По характеру:

  • сезонные — применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
  • антидемпинговые — применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в  защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны  других государств и их союзов.

V. По типам ставок:

  • постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
  • переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VΙ. По способу вычисления:

  • номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
  • эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 

 

 

3.3 Понятие таможенной стоимости товара и методы её определения

 

 

Таможенная стоимость  товаров учитывается, прежде всего, при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.

Принципы определения  таможенной стоимости товара были заключены  в текст ГАТТ в 1947 г. ( статья 7 “Оценка в таможенных целях”) и уточнены в ходе Токийского раунда переговоров в 1976-1979 гг.

Определение таможенной стоимости  производится с использованием следующих  методов:

  • по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
  • по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
  • по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
  • вычитание стоимости (метод 4);
  • сложение стоимости (метод 5);
  • резервный метод (метод 6).

Основным методом определения  таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причём каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.

При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

В таможенную стоимость вещей  при оценке по цене сделки с ввозимыми  товарами должны быть включены отнесённые за счёт покупателя и исчисленные  отдельно следующие расходы:

  • затраты на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке-выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами;
  • расходы, связанные с упаковкой ввозимых вещей, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку;
  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
  • величина части прямого или косвенного дохода, получаемого продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.

Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные  партнёры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнёры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей  собственности не менее 5% в уставном капитале другого участника, прямо  или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо, либо они являются близкими родственниками.

При использовании второго  метода в качестве базы для определения  таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.

Информация о работе Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли и направления их совершенствования в Республике Беларусь