Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения зарубежного опыта создания и функционирования интеграционных блоков оценить эффективность деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.
Исследования и разработки: выявлены особенности функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов в мировом масштабе, определены их основные особенности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………
4
1 Сущность, основные черты, причины и цели создания таможенных союзов и зон свободной торговли…………………………………………..
6
2 Мировой опыт функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли………………………………………………………….
12
3 Оценка перспектив и эффективности функционирования зон свободной торговли и таможенного союза в Республике Беларусь и их значение для развития белорусской экономики…………………................
19
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников………………………………………..
30
Приложение А Показатели социально-экономического развития стран-участниц НАФТА…………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Мировая экономика
на тему: Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике
Студентка ФМЭО, 2 курс, ДАЗ-2 (подпись)
(дата)
Руководитель
(подпись) (оценка)
(дата)
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 с., 2 рис., 2 табл., 33 источника, 1 прил.
ИНТЕГРАЦИЯ, ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, НАФТА, МЕРКОСУР, СНГ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ БЕЛАРУСИ, РОССИИ И КАЗАХСТАНА
Объект исследования – международная экономическая интеграция.
Предмет исследования – особенности создания и функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов.
Цель работы: на основе изучения зарубежного опыта создания и функционирования интеграционных блоков оценить эффективность деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.
Исследования и разработки: выявлены особенности функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов в мировом масштабе, определены их основные особенности в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Мировая экономика».
Экономическая и социальная значимость: результаты, полученные в курсовой работе, позволяют оценить перспективы участия Республики Беларусь в интеграционных объединениях в рамках СНГ и оценить эффективность такого сотрудничества.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней расчетно
________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Сущность, основные черты,
причины и цели создания |
6 |
2 Мировой опыт функционирования
таможенных союзов и зон свободной торговли………………………………………………………… |
12 |
3 Оценка перспектив
и эффективности |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список использованных источников……………………………………….. |
30 |
Приложение А Показатели социально-экономического развития стран-участниц НАФТА……………………………………………………………. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Экономические потрясения, возникающие в последние годы, различные кризисные явления вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. Интеграционные связи оказывают все более значительное влияние на хозяйственную деятельность отдельных стран и мировую экономику в целом. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге к политическому сближению. Самым первым шагом к объединению национальных хозяйств для решения важных задач экономики является выработка единой таможенной политики.
Интеграция в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода «точек» наиболее интенсивного международного экономического общения. В этом выражается стремление отдельных стран и их регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики и природных условий.
В таких регионах или зонах создаются наиболее благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и современного управленческого опыта. Используемые в этих целях зоны свободной торговли и таможенные союзы в последние десятилетия получили широкое распространение в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой.
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе развития международных отношений немаловажное значение имеет то, при каких условиях осуществляются международные торговые операции, то, на сколько они доступны, выгодны и безопасны.
Объектом исследования работы является международная экономическая интеграция.
Предметом исследования курсовой работы выступают особенности создания и функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов.
Целью работы является оценка эффективности деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь на основе изучения зарубежного опыта их создания и функционирования.
На основе цели формируются следующие задачи:
1 определить основные характерные черты и отличия зон свободной торговли и таможенных союзов;
2 проанализировать их функционирование и эффективность в рамках нескольких интеграционных объединений;
3 выявить эффективность и перспективы создания таможенных союзов и зон свободной торговли в Республике Беларусь;
4 определить положительные и отрицательные стороны участия Республики Беларусь в Таможенном союзе Беларусь, России, Казахстана.
В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.
Методологической основой написания работы послужили труды известных экономистов, таких как В.Е. Рыбалкин, А.С. Булатов, А.П. Киреев, Ю.А. Щербанин и других белорусских и зарубежных авторов, которые позволили получить представление о таможенных союзах и зонах свободной торговли, понять их сущность и выявить основные характерные черты и отличия. Данные официального сайта Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также данные из Статистического ежегодника Республики Беларусь позволили провести анализ основных социально – экономических показателей. Статьи в периодических изданиях и ресурсы удаленного доступа позволили выявить перспективы и эффективность функционирования таможенного союза с участием Республики Беларусь.
1 Сущность, основные
черты, причины и цели
Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Одна из аксиом политико-экономического развития мировой экономики в послевоенный период - поступательный рост их взаимозависимости. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.
Одним из определяющих положение современной теории организации внешней торговли является ее ориентация на либерализацию, возможно большую свободу, снятие всяких ограничений в межгосударственных перемещениях товаров. Сегодня теоретически и экспериментально доказано, что протекционизм, как правило, снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности производства. Мировой опыт реализации перечисленных преимуществ способствовал созданию в ряде регионов соответствующих форм организации международной торговли, в том числе зон свободной торговли, таможенных и других союзов.
Интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий международной экономической интеграции, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли – экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик, глубина интеграционных связей. Естественно, что признаки каждого из этапов складываются постепенно. Т.о. в современной теории и практике международной экономической интеграции различают пять ступеней, или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли; таможенный союз; единый, или общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.
Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции – зона свободной торговли. Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой такую организацию межгосударственной торговли, когда группа взаимозаинтересованных стран, предварительно договорившись между собой, объединяются в торговую зону, в границах которой устанавливается свободное (без каких бы то ни было количественных ограничений и тарифных барьеров) перемещение товаров, произведенных на территории зоны, и полностью сохраняется национальный суверенитет при определении правил торговли со странами, не входящими в зону. Таким образом, сделки между странами, входящими в зону, с одной стороны, и не входящими в нее - с другой, не попадают под какую-либо обязательную для всех регламентацию в отличие, например, от таможенного союза, где действуют единые правила. Соглашения о ЗСТ соответствуют международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц [1, с. 531].
Межгосударственные соглашения о создании ЗСТ обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцировано по пропорциям [2, с. 301].
Соглашения о ЗСТ
обычно предусматривают обязательства
партнеров не повышать в одностороннем
порядке таможенные пошлины и
не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться
принципа взаимного моратория на ограничение
и ухудшение условий внешней торговли.
Случаи же, когда стороны имеют возможность
увеличить уровень таможенного обложения
или применить специальные защитные меры,
условия, срок и действия, сфера распространения
защитных мер, а также величина пошлин
предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.
К достоинствам таких соглашений следует
отнести более стабильный и предсказуемый
характер торговой политики стран-участниц.
Функционирование ЗСТ позволяет странам
более четко выполнять принятые на себя
обязательства в рамках Уругвайского
раунда, совершенствовать всю систему
внешнеэкономической деятельности, более
гибко приспосабливаться к международной
практике [3, с. 288].
Взаимодействие государств – участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран – участниц – по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля [4, с. 56].
Мировой опыт показывает,
что организация ЗСТ должна сопровождаться
непременным ужесточением таможенного
контроля, поскольку в каждой стране
сохраняются свои тарифы на товары,
произведенные за пределами зоны.
Вследствие этого создание ЗСТ несколько
ограничивает экономические результаты
и обладает привлекательными на сегодняшний
день перспективами не для всех стран
мирового сообщества. Эффективность ЗСТ
обычно снижается для группировок, отличающихся
большими территориями и протяженностью
границ, несоответствием
национальных стандартов
международным нормам,
неконкурентностью
продукции, производимой
на территории государств-участников
ЗСТ, монополизмом производства
ряда стратегических
товаров, небольшой
масштабностью рынков
продовольствия и других
потребительских рынков.
Также при создании
ЗСТ выявился и ряд негативных
моментов, замедляющих
процесс сближения,
но не имеющих разрушительного
характера. Создание
ЗСТ приводит к усилению
конкуренции на внутреннем
рынке, что не всегда
оказывает благоприятное
воздействие на качество
и технический уровень
изделий отечественной
промышленности. Либерализация
импорта создает серьезную
угрозу для национальных
производителей товаров,
увеличивает опасность
банкротств тех из них,
которые не выдерживают
соперничества с более
конкурентоспособными
и качественными товарами
из-за рубежа. Без поддержки
их со стороны государства
велика опасность того,
что иностранные производители
вытеснят отечественных
со своего же внутреннего
рынка, несмотря на применяемые
средства защиты. Возникает
также опасность закрепления
иностранных компаний
в промышленных структурах
«страны пребывания»
[3, с. 285].
Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике