Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения зарубежного опыта создания и функционирования интеграционных блоков оценить эффективность деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.
Исследования и разработки: выявлены особенности функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов в мировом масштабе, определены их основные особенности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
1 Сущность, основные черты, причины и цели создания таможенных союзов и зон свободной торговли…………………………………………..
6
2 Мировой опыт функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли………………………………………………………….
12
3 Оценка перспектив и эффективности функционирования зон свободной торговли и таможенного союза в Республике Беларусь и их значение для развития белорусской экономики…………………................
19
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников………………………………………..
30
Приложение А Показатели социально-экономического развития стран-участниц НАФТА…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

окончательный вариант.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Мировая экономика

на тему: Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике

 

 

 

 

 

Студентка    ФМЭО, 2 курс, ДАЗ-2     (подпись)

(дата)

 

 

Руководитель        

                    (подпись) (оценка)

          (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 32 с., 2 рис., 2 табл., 33 источника, 1 прил.

 

ИНТЕГРАЦИЯ, ЗОНА СВОБОДНОЙ  ТОРГОВЛИ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, НАФТА, МЕРКОСУР, СНГ, ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ БЕЛАРУСИ, РОССИИ И КАЗАХСТАНА

 

Объект исследования – международная экономическая интеграция.

Предмет исследования – особенности создания и функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов.

Цель работы: на основе изучения зарубежного опыта создания и функционирования интеграционных блоков оценить эффективность деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.

Исследования и разработки: выявлены особенности функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов в мировом масштабе, определены их основные особенности в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Мировая экономика».

Экономическая и социальная значимость: результаты, полученные в курсовой работе, позволяют оценить перспективы участия Республики Беларусь в интеграционных объединениях в рамках СНГ и оценить эффективность такого сотрудничества.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………

4

1 Сущность, основные черты,  причины и цели создания таможенных  союзов и зон свободной торговли…………………………………………..

6

2 Мировой опыт функционирования  таможенных союзов и зон свободной торговли………………………………………………………….

12

3 Оценка перспектив  и эффективности функционирования  зон свободной торговли и таможенного  союза в Республике Беларусь  и их значение для развития  белорусской экономики…………………................

19

Заключение……………………………………………………………………

28

Список использованных источников………………………………………..

30

Приложение А Показатели социально-экономического развития стран-участниц НАФТА…………………………………………………………….

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Экономические потрясения, возникающие в последние годы, различные кризисные явления вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. Интеграционные связи оказывают все более значительное влияние на хозяйственную деятельность отдельных стран и мировую экономику в целом. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге к политическому сближению. Самым первым шагом к объединению национальных хозяйств для решения важных задач экономики является выработка единой таможенной политики.

Интеграция в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода «точек» наиболее интенсивного международного экономического общения. В этом выражается стремление отдельных стран и их регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики и природных условий.

В таких регионах или зонах создаются наиболее благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и современного управленческого опыта. Используемые в этих целях зоны свободной торговли и таможенные союзы в последние десятилетия получили широкое распространение в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой.

Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе развития международных отношений немаловажное значение имеет то, при каких условиях осуществляются международные торговые операции, то, на сколько они доступны, выгодны и безопасны.

Объектом исследования работы является международная экономическая интеграция.

Предметом исследования курсовой работы выступают особенности создания и функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов.

Целью работы является оценка эффективности деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь на основе изучения зарубежного опыта их создания и функционирования.

На основе цели формируются следующие задачи:

1 определить основные характерные черты и отличия зон свободной торговли и таможенных союзов;

2 проанализировать их функционирование и эффективность в рамках нескольких интеграционных объединений;

3 выявить эффективность и перспективы создания таможенных союзов и зон свободной торговли в Республике Беларусь;

4 определить положительные и отрицательные стороны участия Республики Беларусь в Таможенном союзе Беларусь, России, Казахстана.

В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.

Методологической основой написания работы послужили труды известных экономистов, таких как В.Е. Рыбалкин, А.С. Булатов, А.П. Киреев, Ю.А. Щербанин и других белорусских и зарубежных авторов, которые позволили получить представление о таможенных союзах и зонах свободной торговли, понять их сущность и выявить основные характерные черты и отличия. Данные официального сайта Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также данные из Статистического ежегодника Республики Беларусь позволили провести анализ основных социально – экономических показателей. Статьи в периодических изданиях и ресурсы удаленного доступа позволили выявить перспективы и эффективность функционирования таможенного союза с участием Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, основные  черты, причины и цели создания  таможенных союзов и зон свободной  торговли

 

 

Важнейшей чертой современности  является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Одна из аксиом политико-экономического развития мировой экономики в послевоенный период - поступательный рост их взаимозависимости. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.

Одним из определяющих положение  современной теории организации  внешней торговли является ее ориентация на либерализацию, возможно большую свободу, снятие всяких ограничений в межгосударственных перемещениях товаров. Сегодня теоретически и экспериментально доказано, что протекционизм, как правило, снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности производства. Мировой опыт реализации перечисленных преимуществ способствовал созданию в ряде регионов соответствующих форм организации международной торговли, в том числе зон свободной торговли, таможенных и других союзов.

Интеграционному этапу  мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий международной экономической  интеграции, обусловленных количественными  и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной  торговли – экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик, глубина интеграционных связей. Естественно, что признаки каждого из этапов складываются постепенно. Т.о. в современной теории и практике международной экономической интеграции различают пять ступеней, или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли; таможенный союз; единый, или общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.

Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции – зона свободной торговли. Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой такую организацию межгосударственной торговли, когда группа взаимозаинтересованных стран, предварительно договорившись между собой, объединяются в торговую зону, в границах которой устанавливается свободное (без каких бы то ни было количественных ограничений и тарифных барьеров) перемещение товаров, произведенных на территории зоны, и полностью сохраняется национальный суверенитет при определении правил торговли со странами, не входящими в зону. Таким образом, сделки между странами, входящими в зону, с одной стороны, и не входящими в нее - с другой, не попадают под какую-либо обязательную для всех регламентацию в отличие, например, от таможенного союза, где действуют единые правила. Соглашения о ЗСТ соответствуют международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц [1, с. 531].

Межгосударственные соглашения о создании ЗСТ обычно предусматривают  постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также  устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцировано по пропорциям [2, с. 301].

Соглашения о ЗСТ  обычно предусматривают обязательства  партнеров не повышать в одностороннем  порядке таможенные пошлины и  не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий внешней торговли. Случаи же, когда стороны имеют возможность увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ. К достоинствам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках Уругвайского раунда, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике [3, с. 288].

Взаимодействие  государств – участников ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходят без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран – участниц – по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля [4, с. 56].

Мировой опыт показывает, что организация ЗСТ должна сопровождаться непременным ужесточением таможенного  контроля, поскольку в каждой стране сохраняются свои тарифы на товары, произведенные за пределами зоны. Вследствие этого создание ЗСТ несколько  ограничивает экономические результаты и обладает привлекательными на сегодняшний день перспективами не для всех стран мирового сообщества. Эффективность ЗСТ обычно снижается для группировок, отличающихся большими территориями и протяженностью границ, несоответствием национальных стандартов международным нормам, неконкурентностью продукции, производимой на территории государств-участников ЗСТ, монополизмом производства ряда стратегических товаров, небольшой масштабностью рынков продовольствия и других потребительских рынков. Также при создании ЗСТ выявился и ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда оказывает благоприятное воздействие на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными товарами из-за рубежа. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Возникает также опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах «страны пребывания» [3, с. 285].

Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике