Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения зарубежного опыта создания и функционирования интеграционных блоков оценить эффективность деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.
Исследования и разработки: выявлены особенности функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов в мировом масштабе, определены их основные особенности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
1 Сущность, основные черты, причины и цели создания таможенных союзов и зон свободной торговли…………………………………………..
6
2 Мировой опыт функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли………………………………………………………….
12
3 Оценка перспектив и эффективности функционирования зон свободной торговли и таможенного союза в Республике Беларусь и их значение для развития белорусской экономики…………………................
19
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников………………………………………..
30
Приложение А Показатели социально-экономического развития стран-участниц НАФТА…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

окончательный вариант.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Организация ЗСТ требует разработки предложений по соблюдению принципа свободы транзита и упрощению процедуры таможенного оформления транзитных грузов. Кроме того, необходимо создать механизмы защиты от скрытого реэкспорта, т.е. перемещения с таможенных территорий государств – участников ЗСТ товаров, фактически произведенных на таможенной территории третьей страны, под маркой страны происхождения государства – участника ЗСТ. Должны быть предусмотрены меры защиты от псевдоэкспорта, т.е. фактической реализации товара, предназначенного для экспорта в государства – участники ЗСТ, на таможенной территории страны происхождения товара [1, с. 532].

Поскольку координация и тем более унификация внешнеэкономической деятельности в рамках ЗСТ представляет весьма сложный и длительный процесс в силу различий экономических потенциалов, географического и геополитического положения, разнонаправленности экономических реформ, необходимы не столько большие и глобальные объединительные проекты, сколько последовательные и постепенные шаги по созданию нормативно-законодательной базы государств, отвечающих требованиям договора о создании ЗСТ и современному международному праву.

Целесообразно упорядочить процесс  поэтапного углубления интеграции между  государствами –  участниками соглашения о создании ЗСТ путем разработки и принятия положения о порядке проведения взаимных консультаций по проблемным вопросам и ответственности сторон за его несоблюдение.

Крайне  важно осуществить  следующие первоочередные меры:

- согласовать  перечень изъятий из режима свободной торговли, а также график поэтапной отмены таких изъятий в рамках соглашения о создании ЗСТ;

- провести  поэтапную  отмену изъятий из режима свободной торговли на переходный период;

- подписать  межгосударственное  соглашение о принципах  взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг;

- реализовать  протокол о механизме  ликвидации технических  барьеров  и других ограничений аналогичного характера во взаимной торговле;

- внешнеэкономическим  ведомствам и  таможенным службам заинтересованных государств определить перечень законодательных актов, подлежащих гармонизации, и составить график их внедрения; 
           - с учетом опыта ЕС разработать формы периодической отчетности по внешнеэкономической деятельности для хозяйствующих субъектов и подписать соответствующий протокол;

- определить  и протокольно  оформить  порядок контроля за реэкспортом товаров в третьи страны с учетом ответственности за несанкционированный реэкспорт [2, с. 302].

Реализация  этих мер создаст  необходимые условия  для активизации  товарообмена между заинтересованными государствами и повышения его эффективности.

  Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз (ТС), который является следующей ступенью международной экономической интеграции. Его можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы. В соглашении о создании таможенного союза оговариваются:

  • снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
  • создание общей системы преференций;
  • перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
  • устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
  • унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
  • согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
  • введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами [5, c. 646].

Зачастую определения  ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Основное их различие состоит в том, что в ЗСТ предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами – членами. В ТС существуют беспошлинная торговля между странами – членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в Союз. Страны – члены ЗСТ следуют своей собственной внешнеторговой политике, а страны – члены ТС  ее координируют в первую очередь в части таможенно - тарифных правил и процедур. Практика показывает, что ТС создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что также положительно сказывается на экономическом развитии стран участниц. ТС представляет собой более продвинутую интеграционную структуру, чем ЗСТ [2, с. 303].

В рамках ТС происходит серьезные  изменения в структуре производства и потребления стран – участниц. Проводя единую внешнеторговую политику, имея в виду таможенные тарифы, различные  внешние преференции, протекционизм  и т.д., страны регулируют товарные потоки с учетом внешнего тарифа и результирующих цен. Это, в свою очередь, дает толчок к переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве.

Возможны два варианта развития событий – когда устанавливаемый  на внешних границах ТС внешний тариф  на какой – либо товар выше или ниже средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры. Если внешний тариф выше, то странам– членам ТС приходится отказываться от внешнего источника снабжения, более дешевого,   в пользу внутрисоюзных ресурсов, в принципе стоящих дороже.

Такого рода меры могут  применяться из самых разнообразных  соображений. Например, исходя из стратегических посылок страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, воздействует на переориентировку потоков ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать невскрытые резервы и т.д.

Если внешний тариф  устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран – участниц ТС, то исходя из результирующих цен происходит переориентации их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие  меры могут быть приняты для усиления конкуренции внутренних и внешний производителей, если речь идет о необходимости «подтолкнуть» собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции [3, с. 291].

Таким образом, регулирование  внешнеторгового тарифа влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает, что в целом это регулирование благоприятно сказывается на развитии внутреннего рынка товаров и услуг. Также отмечается снижение цен или замедление их роста, усиливается конкуренции между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС.

Обычно страны-участницы ТС договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат [6, c. 367].

Большое значение для  ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. «Игра» с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост.

ТС способствует сохранению и укреплению экономического пространства в отношениях между государствами, обеспечению свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, проведению согласованной политики в таможенных связях в отношении третьих стран и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур в целях защиты внутреннего рынка.

Таким образом, ЗСТ и ТС являются начальными ступенями международной экономической интеграции и объективной причиной их создания являются процессы, происходящие в мировой экономике, характеризующиеся интернационализацией производства и, как следствие этого, ускорением формирования региональных торгово-экономических союзов и группировок. Страны-соседи все больше стремятся к объединению ресурсов, средств и усилий для проведения скоординированной, а в идеале — совместной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Мировой опыт  функционирования таможенных союзов  и зон свободной торговли

 

 

Точно определить, на каком  уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть не достигнуть даже еще ЗСТ, а объединение, считающее себя ТС, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.

Классификация основных действующих интеграционных объединений  по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной  экономике существует достаточно много  примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско–Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок). Большинство, однако, находятся еще на ранних подступах к поставленным целям.

Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается  реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня ТС. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию и унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь. Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, безусловно является Европейский союз [6, с. 367].

Одним из практических примеров международной интеграции является Североамериканская зона свободной  торговли (НАФТА), которая на данном этапе достигла зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг. Данная организация была создана путем подписания соглашения между тремя странами – США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу в 1994 г. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке [7, c. 187].

Соглашением о создании ЗСТ между этими странами предусматривается либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие  три государства. Также предполагается снятие барьеров во взаимной торговле интеллектуальной собственностью, сотрудничество в сфере экологии и трудовых отношений. Уже в 1994 г. пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена плавная либерализация.

Каждая страна-участница  Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, в начале 1990-х годов американские эксперты указывали, что увеличение экспорта приведет к росту числа рабочих мест. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров [8, c. 401].

Характерной особенностью интеграции в НАФТА является то, что она оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Однако Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды: (1) в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США; (2) перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике