Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:39, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения зарубежного опыта создания и функционирования интеграционных блоков оценить эффективность деятельности таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, логический анализ, позитивный и нормативный анализ.
Исследования и разработки: выявлены особенности функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов в мировом масштабе, определены их основные особенности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………
4
1 Сущность, основные черты, причины и цели создания таможенных союзов и зон свободной торговли…………………………………………..
6
2 Мировой опыт функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли………………………………………………………….
12
3 Оценка перспектив и эффективности функционирования зон свободной торговли и таможенного союза в Республике Беларусь и их значение для развития белорусской экономики…………………................
19
Заключение……………………………………………………………………
28
Список использованных источников………………………………………..
30
Приложение А Показатели социально-экономического развития стран-участниц НАФТА…………………………………………………………….
Мотивация и интересы у каждой страны-участницы Таможенного союза свои. Что касается Республики Беларусь, то она стремится обеспечить импорт нефти и газа по льготным ценам, поставки своей готовой промышленности на рынки России и Казахстана, а также возможность в дальнейшем получать финансовую поддержку от России. Для Беларуси экономические выгоды сотрудничества с Россией, на которую приходится свыше 40 % внешнеторгового оборота, являются немаловажным фактором стабильного социально-экономического развития.
Как известно, подписанию Таможенного кодекса трех стран (документа, который является основным источником регулирования отношений по поводу перемещений товаров через таможенные границы) предшествовали напряженные переговоры, которые, однако, и после введения единой таможенной территории, не сняли всех вопросов белорусской стороны и будут продолжены. Это позволяет сделать вывод, что для Беларуси вступление в Таможенный союз не носит исключительно положительный характер, и по сей день является весьма неоднозначным внешнеполитическим и экономическим шагом нашей страны.
Уже на первом этапе сотрудничества между Беларусью и Россией возникли определенные разногласия главным образом по поводу вывозных пошлин на нефть. Обе стороны в конце 2009 г. оформили пакетное соглашение, которое предусматривало наличие перечня товаров, которые облагаются таможенными пошлинами при экспорте. Был определен круг товаров, экспортирующихся с учетом особых интересов стран – участниц. Тогда российская сторона настояла на том, чтобы экспортируемые нефтепродукты, выработанные из российской нефти, как товарная позиция были указаны в этом перечне [31, с. 39].
Также у государств –
членов не сформированы в полной мере
благоприятные экономические
Направленность и структура межотраслевого разделения труда в рамках Таможенного союза является причиной трудностей на пути углубления сотрудничества, обусловливает разную степень заинтересованности многих отраслей и производств в тарифной защите, создает проблемы с унификацией внешнего тарифа и, соответственно, с образование единого экономического пространства.
Необходимо также учитывать, что создание Таможенного союза ведет к появлению факторов уязвимости Республики Беларусь во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Открывается внутренний рынок для конкурентоспособных товаров Казахстана и России, неизбежны усложнения механизма принятия решений, снижение оперативности тарифной защиты отечественных товаропроизводителей, а также невозможность проведения самостоятельных переговоров по торговым режимам с третьими странами. Более того, и в пределах Таможенного союза остаются сотни «чувствительных позиций», по которым изменение ставок таможенных пошлин не может осуществляться Комиссией без согласия Беларуси. По некоторым из этих позиций она принимает защитные меры. Так, применяются около 40 мер по ограничению доступа российских товаров на белорусский рынок, что вдвое больше, чем применяет в отношении российских товаров ЕС [32, с. 10].
Среди положительных моментов необходимо выделить отсутствие внутренних торговых барьеров между странами вследствие унификации технических регламентов, что позволяет упростить доступ белорусских товаров на российский рынок. Экономические преимущества для нашей страны несет и вынос на белорусскую границу единой границы Таможенного союза, так как значительная часть российского импорта может проходить таможенную очистку на границе Беларуси и, соответственно, доходы от таможенных сборов, которые не планируется делить между странами – членами, будут поступать в белорусский бюджет.
Также Таможенный союз может стать воротами на рынки третьих стран. Ранее белорусский рынок в 10 млн чел. не являлся привлекательным с точки зрения торговли для других государств, в то время как емкость рынка Таможенного союза оценивается уже в 170 млн чел., что является более привлекательным для внешнеторговых партнеров. Об этом свидетельствует стремление ряда государств заключить соглашения о зоне свободной торговли с Таможенным союзом. В то же время необходимо отметить, что открытие новых рынков для Беларуси означает и большую открытость национальной экономики для зарубежных товаров, что поднимает вопрос о конкурентоспособности отечественных товаров.
Больший по размеру рынок
Таможенного союза и
В то же время следует отметить, что, несмотря на существующие противоречия, вступление Беларуси в Таможенный союз было неизбежным для существующей модели развития белорусского государства. В противном случае наша страна могла столкнуться с существенным повышением цен на импортируемые энергоносители, что в условиях сохраняющейся энергоемкости белорусского производства и торговых конфликтов с Россией стало бы серьезной проблемой для дальнейшего развития отечественной экономики.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Несмотря на некоторые негативные последствия создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана для Республики Беларусь, тем не менее позиция данного интеграционного объединения является довольно значимой в мире. Показатели развития внешней и взаимной торговли за 2011 г. внушают оптимизм. Объемы торговли нарастают, а товарная структура характеризуется стабильностью. Преимущества интеграции на базе Таможенного союза дают надежду на дальнейшее развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как между собой, так и с другими странами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы являются неотъемлемой частью мировой экономики и одним из способов международных экономических отношений. Они способствуют большей интеграции между странами – участницами и устранению экономических барьеров. Ликвидация таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории позволяет повысить экономическую активность и товарооборот между странами. С окончательным формированием единой таможенной территории осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снимаются ограничения во взаимной торговле и упраздняются таможенные пошлины. Это, безусловно, стимулирует национальные экономики государств, позволяет более эффективно осуществлять антикризисные меры и добиваться значительного экономического и социального прогресса.
2 Увеличение числа зон свободной торговли и таможенных союзов, расширение и укрепление их позиций на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. Тем не менее мировой опыт функционирования зон свободной торговли и таможенных союзов показывает, что интеграция носит двойственный характер, что было показано на примере двух интеграционных объединений: НАФТА и МЕРКОСУР. С одной стороны, союз стран ведет к достижению вышеперечисленных преимуществ, а с другой стороны наблюдается вытеснение отечественных производителей, увеличение уязвимости экономик, подавление более сильной страной – союзницей по группировке более слабых, отток ресурсов и другие отрицательные последствия.
3 Участие в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве крайне важно для Республики Беларусь. Соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ позволяет создать благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, роста взаимной торговли, развития взаимовыгодных кооперационных связей. Открывается перспектива создания общего рынка стран СНГ. Что касается Таможенного союза, то следует отметить, что объемы торговли между странами – членами нарастают, а товарная структура характеризуется стабильность. Проанализировав значения основных макроэкономических показателей, можно сделать вывод, что данное сотрудничество является взаимовыгодным и в дальнейшем будет развиваться.
4 Функционирование Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана открывает перед нашей страной большие перспективы. Республика получает ряд выгод от участия в союзе, что необходимо для ее успешного социально-экономического развития. Отсутствия внутренних торговых барьеров между странами способствует упрощению доступа белорусских товаров на рынки России и Казахстана, вследствие чего возрастает объем взаимного товарооборота. Вследствие выноса единой границы Таможенного союза Беларусь получает доходы от таможенных сборов, которые поступают в белорусский бюджет. Также предполагается, что в будущем Республика Беларусь станет более привлекательной для иностранных инвесторов благодаря объединению трех стран. Однако несмотря на все положительные стороны белорусской интеграции, неизбежно выявляются и отрицательные черты, препятствующие объединению, черты. Создание союза привело к увеличению фактора уязвимости республики во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Беларусь открывает рынок для довольно конкурентоспособных товаров России и Казахстана, и таким образом встает вопрос о конкурентоспособности белорусских товаров. Это вынуждает Республику Беларусь проводить ряд протекционистских мер по некоторому перечню товаров. Также страны не имеют близкой структуры экономики, что также препятствует интеграционному сближению национальных хозяйственных комплексов. Однако в большей степени преобладают положительные оценки участия Республики Беларусь в Таможенном союзе.
Список использованных источников
1 Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. В.А.Шульги.-М.:Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 592 с.
2 Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономисть, 2005. – 734 с.
3 Международные экономические
отношения: учебник для
4 Якобсон А.Я., Максимов
И.М. Лекции по мировой
5 Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М,2003. – 714 с.
6 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. М.: 416 с.
7 Костюнина Г.М. Интеграционные
объединения мира / Г.М. Костюнина,
Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика
и международные экономические
отношения: учебник / Под ред.
А.С. Булатова и Н.Н.
8 Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 474 с.
9 Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
10 Семенов К.А. Международные
экономические отношения:
11 Батманова Е.С., Томилов
П. С. Мировая экономика и
международные экономические
12 Североамериканская
зона свободной торговли [Электронный
ресурс] -Режим доступа:http://ru.
13 Border Trade Alliance [Электронный ресурс] – Режим
доступа:http://www.thebta.org/
14 Мировая экономика и международные экономические отношения/ Ю.Ф. Симионов, О.А.Лыкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.
15 Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция (учебное пособие). Москва, «Анкил», 2007. – 450 c.
16 Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001.- 501 c.
17 Mercosur – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mercosur.int/. Дата доступа 19.03.2012.
18 Мировая экономика
и внешнеэкономическая
19 Косикова, Л. Проблемы
консолидации стран
20 Шестаков, В.В. СНГ:
в поисках наиболее
21 Мурадян, Т.Н. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности в экономике республик СНГ в условиях глобализации / Т.Н. Мурадян // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 1. – С. 75-78.
Информация о работе Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике