Таргетирование инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Понятие режима таргетирования
Раздел 2. Возможности введения режима таргетирования инфляции в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Таргетирование инфляции..docx

— 228.50 Кб (Скачать файл)

План

Введение. 3

Раздел 1. Понятие  режима таргетирования. 5

Раздел 2. Возможности  введения режима таргетирования инфляции в Российской Федерации. 11

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста.

«В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии  ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 году»1.

В работе 1997 года «Таргетирование инфляции: новая основа денежно-кредитной политики?» Бена Бернанке и Фредерика Мишкина дают обобщенную характеристику политики центрального банка под названием «Таргетирование инфляции», которая подразумевает, что низкая и стабильная инфляция является приоритетной целью монетарной политики. Важной особенностью данного режима является развитие процесса обратной связи ЦБ с публикой по поводу планируемой монетарной политики, ее целей, а также рост ответственности ЦБ за достижение выбранных целей.

В своей работе авторы обращаются именно к опыту проведения данной политики в различных странах, так  как именно его изучение по их мнению может помочь избежать ряда ошибок, допускаемых теоретиками. Авторы утверждают, что таргетирование инфляции это не какое-нибудь одно железное правило, а скорее некие рамки проведения политики, основными преимуществами которых является повышение прозрачности, последовательности политики. 

При этом степень ответственности  центрального банка за достижение целевых  показателей значительно варьируется  между странами: от привязки срока  полномочий управляющего центральным  банком (Новая Зеландия) до отсутствия формальных последствий. Однако во всех случаях при значительном отклонении от цели возникают неявные институциональные  издержки в виде потери репутации  или престижа. 

Режим инфляционного таргетирования действует в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Индонезии, Исландии, Канаде, Колумбии, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Норвегии, Перу, Польше, Румынии, Словакии, Таиланде, Филиппинах, Чехии, Чили, Швеции и ЮАР. В России об этом заговорили уже давно. Но это процесс планомерный и требует определенных условий для реализации.

 Анализ возможностей  проведения данной политики, необходимость, готовность и возможности России к  такой стратегии денежно-кредитной политики, является целью моей работы.

Актуальность работы:

  • Таргетирование инфляции применяется различными странами уже в течение 20 лет.
  • Мировой финансовый кризис и его последствия могут рассматриваться как проверка качества режима таргетирования инфляции
  • Переход к режиму таргетирования инфляции  – одна из среднесрочных целей ЦБ РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Понятие режима таргетирования.

Итак, таргетирование инфляции (inflation targeting,  IT) – режим, кредитно денежной политики, подразумевающий следующие условия его проведения:

  1. Независимость центрального банка.

В экономической науке  считается, что для таргетирования инфляции центральный банк должен быть в достаточной степени независим от внешнего воздействия. Банк России обладает формальными признаками политической и экономической независимости. Однако в практике макроэкономического регулирования он подвергается перманентному давлению со стороны заинтересованных сторон. В значительной мере политика Банка России зависит от видения общей экономической политики со стороны Правительства. Банк России не обладает самостоятельностью в составлении денежной программы и прогнозов, а также назначении целевых ориентиров, за которые он несет ответственность.

В международной практике самостоятельное назначение Правительством целевых ориентиров для центрального банка является одним из менее  распространенных вариантов. В идеале Банк России должен самостоятельно определять целевые ориентиры, исходя из своих реальных возможностей или, после собственной разработки согласовывать их с Правительством.

В таблице 1 приведены индексные оценки независимости по результатам анализа 20 центральных банков. Ведущие места заняли европейские центральные банки, включая Центральный банк еврозоны и Финляндии, а также банки Швеции, Венгрии и Швейцарии. Банк России не попал в первую двадцатку (он занимает 27-е место), набрав число баллов, сопоставимое с ФРС США и Банком Мексики. Таким образом, Банк России входит в круг слабо независимых центральных банков. Источниками его слабости выступают кадровая автономия, самостоятельная разработка денежно-кредитной политики и косвенное финансирование дефицита государственного бюджета.2

Таблица 1. Ранжирование стран по индексу независимости центрального банка.

Место

Страна

Кадровая независимость

Политическая независимость

Экономическая независимость

Сводный индекс независимости

1

Еврозона

2,5

3,66

1

7,16

2

Финляндия

2,5

3,66

1

7,16

3

Швеция

2,75

3,16

1

6,91

4

Венгрия

1,91

3,66

1

6,57

5

Швейцария

2,08

3,33

1

6,41

6

Италия

2,16

3,16

1

6,32

7

Греция

1,91

3,16

1

6,07

8

Австрия

1,66

3,16

1

5,82

9

Чехия

1,58

3,16

1

5,74

10

Франция

1,5

3,16

1

5,66

11

Германия

1,5

3,16

1

5,66

12

Португалия

1,5

3,16

1

5,66

13

Нидерланды

2,41

3,16

0

5,57

14

Словакия

1

3,5

1

5,5

15

Люксембург

1,25

3,16

1

5,41

16

Ирландия

1

3,16

1

5,16

17

Аргентина

1,25

2,83

1

5,08

18

Исландия

1,75

3,33

0

5,08

19

Дания

2,16

2,83

0

4,99

20

Новая Зеландия

1,83

2,16

1

4,99


В настоящее время Банк России обладает формальными признаками политической и экономической независимости.

Однако Банк России не обладает самостоятельностью в:

  • составлении денежной программы и прогнозов
  • назначении целевых ориентиров, за которые он несет ответственность.

Дополнительно:

  • Правительство игнорирует влияние регулируемых тарифов на инфляцию.
  • Отсутствие подчиненности налогово-бюджетной политики приоритету цели по инфляции.
  • Институционально влияние исполнительной власти на Банк России закреплено через Национальный банковский совет (что противоречит логике макроэкономического регулирования и мировому опыту).
  1. Наличие  только одной цели ДКП

Таргетирование инфляции требует ясную конечную цель денежно-кредитной политики, отсутствующую сегодня у Банка России3. В соответствии со статьей 3 закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» целями названы:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России сталкивает с  необходимостью решения противоречивых задач:

  • поддержание стабильного курса рубля
  • обеспечение финансовой стабильности.
  1. Подотчетность ЦБ.

Как правило, в странах, где  проводится политика таргетирования инфляции, ЦБ регулярно публикует отчеты, в которых обозначает свои целевые ориентиры по инфляции, подробно описывает инструменты политики, дает прогнозы по развитию экономики, а также сообщает план своих действий на случай реализации того или иного сценария. При этом денежные власти отчитываются за невыполнение своих обязательств либо перед парламентом, либо перед специальным комитетом, либо перед иными структурами. Такая институциональная конструкция в значительной мере гарантирует выполнение центральным банком своих обязательств, и поэтому они воспринимаются рыночными агентами всерьез.

Что касается Банка России, то в настоящее время он несет  минимальную ответственность за результаты своей политики. Например, ежегодно денежные власти могут не выполнять целевые ориентиры  ДКП и не отвечать за последствия. Об этом свидетельствует нижеприведенный  график.

В идеале центральный  банк должен выпускать специальный  отчет об ошибках регулирования, объясняющий причины отклонений от целевых ориентиров. В случае невыполнения своих задач регулятору необходимо принять на себя новые  обязательства по возвращению инфляции на целевую траекторию. 

  1. Прозрачность политики ЦБ

Прозрачность деятельности ЦБ, подразумевающая публикацию обоснований  предпринимаемых им действий, способна повысить доверие к реализуемой  монетарной политике и снизить инфляционные ожидания.

Фактор доверия к обещаниям Центрального банка со стороны рынка весьма важен для политики таргетирования инфляции, поскольку координация политики ЦБ с действиями рыночных агентов возможна только в атмосфере доверия. Доверие же возможно, только если ЦБ пользуется реальной независимостью. Самостоятельность ЦБ в определении целей и в принятии мер по их достижению обеспечивает уверенность рынка в том, что денежные власти не откажутся от своих обещаний, например, под политическим давлением.

  1. Конкретные количественные целевые показатели инфляции

При таргетировании инфляции в качестве целевого показателя (уровня) инфляции чаще всего берется индекс потребительских цен (ИПЦ), либо производная от него — базовая инфляция.

Под базовой инфляцией понимается ИПЦ, скорректированный на цены тех товаров в потребительской корзине, которым присущи серьезные колебания, прежде всего, сезонного и др. характера. Например, в базовую инфляцию не включаются:

  • потребительские товары, цены которых резко колеблются в зависимости от сезона (молоко, яйца, фрукты и овощи летнего ассортимента;
  • энергоносители, цены на которые могут резко отклоняться от реальных цен под влиянием политических событий;
  • косвенные налоги;
  • процентные платежи по ссудам, предоставленным на покупку жилья или жилищное строительство, величина которых может отклоняться в ту или другую сторону под влиянием ожиданий домашних хозяйств;
  • прочие компоненты потребительской корзины, цены на которые имеют существенные колебания, зависящие от внешних и внутренних ценовых шоков.

Информация о работе Таргетирование инфляции