Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:39, реферат
В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста.
Введение
Раздел 1. Понятие режима таргетирования
Раздел 2. Возможности введения режима таргетирования инфляции в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Основной целью таргетирования инфляции является снижение инфляционных ожиданий всех хозяйствующих субъектов путем повышения их доверия к монетарной политике Центрального банка и Правительства.
Ключевым условием эффективной реализации таргетирования инфляции является возможность денежных властей управлять конечной целью денежно-кредитной политики (инфляцией) посредством существующего набора инструментов. В современных условиях единственным инструментом, который активно использует Банк России, являются валютные интервенции, но они подходят для таргетирования валютного курса, а не инфляции. Таким образом, адекватные инструментальные средства для управления инфляционным ориентиром у денежных властей на современном этапе отсутствуют
Причины применения режима таргетирования инфляции:
Инфляционное таргетирование означает применение операционного инструментария Центрального Банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность.
Барьеры на пути введения инфляционного таргетирования:
В академической литературе часто встречаются следующие достоинства и недостатки политики таргетирования инфляции. Следует отметить, что нередко смешиваются плюсы от самой политики таргетирования с плюсами от низкого уровня инфляции:
Основные плюсы:
Основные минусы:
При переходе к политике таргетирования инфляции монетарным властям приходится решать множество вопросов. Во-первых, какую роль отвести цели таргетирования инфляции? Это может быть главная цель, которая подчиняет себе все другие (hierarchical mandate), либо это может быть лишь одна из целого ряда целей, к которым стремится ЦБ (dual mandate). Во-вторых, устанавливать ли цель по инфляции как определенное значение или как интервал? В-третьих, какой именно индекс цен таргетировать?
В
1990 г. Резервный Банк Новой
Зеландии впервые заявил о
начале применения политики
В настоящее время таргетирование применяют 28 стран, среди них 8 развитых и 20 стран, относящихся к развивающимся и переходным экономикам.
Таблица 2. Страны, придерживающиеся режима таргетирования инфляции4.
Страна |
Дата перехода к режиму таргетирования |
Темп инфляции на дату перехода (%) |
Средний темп инфляции в 2009 (%) |
Целевой уровень инфляции на 2010 (%) |
Предыдущий целевой показатель ДКП | |
Развитые страны | ||||||
1 |
Новая Зеландия |
1990 |
3,3 |
0,8 |
1-3 |
нет |
2 |
Канада |
1991 |
8,9 |
0,3 |
2 +/- 1 |
нет |
3 |
Великобритания |
1992 |
4 |
2,2 |
2 +/- 1 |
обменный курс |
4 |
Австралия |
1993 |
2 |
1,9 |
2-3 |
нет |
5 |
Швеция |
1993 |
1,8 |
-0,3 |
2+/- 1 |
обменный курс |
6 |
Швейцария |
2000 |
1,6 |
-0,5 |
0 -2 |
денежное предложение |
7 |
Исландия |
2001 |
4,1 |
12 |
2,5 +/- 1,5 |
обменный курс |
8 |
Норвегия |
3,6 |
2,2 |
2,5 +/- 1 |
обменный курс | |
Развивающиеся страны и переходные экономики | ||||||
Со стабильным целевым темпом | ||||||
1 |
Чешская Республика |
1997 |
6,8 |
1 |
3 +/- 1 |
обменный курс и денежное предложение |
2 |
Израиль |
1997 |
8,1 |
3,3 |
2 +/- 1 |
обменный курс |
3 |
Польща |
1998 |
10,6 |
3,8 |
2,5 +/- 1 |
обменный курс |
4 |
Чили |
1999 |
3,2 |
1,5 |
3 +/-1 |
обменный курс |
5 |
ЮАР |
2000 |
2,6 |
7,1 |
3-6 |
денежное предложение |
6 |
Таиланд |
2000 |
0,8 |
-0,9 |
0,5-3 |
денежное предложение |
7 |
Южная Корея |
2001 |
2,9 |
2,8 |
3 +/- 1 |
денежное предложение |
8 |
Мексика |
2001 |
9 |
5,3 |
3 +/- 1 |
денежное предложение |
9 |
Перу |
2002 |
-0,1 |
2,9 |
2 +/- 1 |
денежное предложение |
10 |
Филиппины |
2002 |
4,5 |
1,6 |
4,5 +/- 1 |
обменный курс и денежное предложение |
Со снижающимся темпом инфляции | ||||||
1 |
Бразилия |
1999 |
3,3 |
4,9 |
4,5 +/- 2 |
обменный курс |
2 |
Колумбия |
1999 |
9,3 |
4,2 |
2-4 |
обменный курс |
3 |
Венгрия |
2001 |
10,8 |
4,2 |
3 +/- 1 |
обменный курс |
4 |
Гватемала |
2005 |
9,2 |
1,8 |
5+/- 1 |
обменный курс |
5 |
Индонезия |
2005 |
7,4 |
4,6 |
4-6 |
денежное предложение |
6 |
Румыния |
2005 |
9,3 |
5,6 |
3,5 +/- 1 |
денежное предложение |
7 |
Армения |
2006 |
5,2 |
6,5 |
4 |
обменный курс |
8 |
Сербия |
2006 |
10,8 |
7,8 |
4-6 |
обменный курс |
9 |
Турция |
2006 |
7,7 |
6,3 |
6,5+/- 1 |
обменный курс |
10 |
Гана |
2007 |
10,5 |
19,3 |
14,5+/- 1 |
денежное предложение |
Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии.
Влияние внедрения режима таргетирования инфляции на экономику гораздо заметней в развивающихся странах, чем в развитых.
Для того, чтобы оценить степень готовности России к переходу к политике таргетирования инфляции, необходимо оценить статистические данные и сделать соответствующие выводы, согласно этим данным.
Правительство считает, что высокая ставка рефинансирования противодействует усилению инфляции. Но в России в период кризиса инфляция увеличивается, несмотря на повышение ставки.
Таблица 3. Уровень инфляции в России5.
Инфляция рассчитывается
на основе индексов потребительских
цен, публикуемых Федеральной
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Год | |
2012 |
0,50 |
0,37 |
0,58 |
1,46 | |||||||||
2011 |
2,37 |
0,78 |
0,62 |
0,43 |
0,48 |
0,23 |
-0,01 |
-0,24 |
-0,04 |
0,48 |
0,42 |
0,44 |
6,10 |
2010 |
1,64 |
0,86 |
0,63 |
0,29 |
0,50 |
0,39 |
0,36 |
0,55 |
0,84 |
0,50 |
0,81 |
1,08 |
8,78 |
2009 |
2,37 |
1,65 |
1,31 |
0,69 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
0,00 |
-0,03 |
0,00 |
0,29 |
0,41 |
8,80 |
2008 |
2,31 |
1,20 |
1,20 |
1,42 |
1,35 |
0,97 |
0,51 |
0,36 |
0,80 |
0,91 |
0,83 |
0,69 |
13,28 |
2007 |
1,68 |
1,11 |
0,59 |
0,57 |
0,63 |
0,95 |
0,87 |
0,09 |
0,79 |
1,64 |
1,23 |
1,13 |
11,87 |
2006 |
2,43 |
1,66 |
0,82 |
0,35 |
0,48 |
0,28 |
0,67 |
0,19 |
0,09 |
0,28 |
0,63 |
0,79 |
9,00 |
2005 |
2,62 |
1,23 |
1,34 |
1,12 |
0,80 |
0,64 |
0,46 |
-0,14 |
0,25 |
0,55 |
0,74 |
0,82 |
10,91 |
2004 |
1,75 |
0,99 |
0,75 |
0,99 |
0,74 |
0,78 |
0,92 |
0,42 |
0,43 |
1,14 |
1,11 |
1,14 |
11,74 |
2003 |
2,40 |
1,63 |
1,05 |
1,02 |
0,80 |
0,80 |
0,71 |
-0,41 |
0,34 |
1,00 |
0,96 |
1,10 |
11,99 |
2002 |
3,09 |
1,16 |
1,08 |
1,16 |
1,69 |
0,53 |
0,72 |
0,09 |
0,40 |
1,07 |
1,61 |
1,54 |
15,06 |
2001 |
2,8 |
2,3 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
0,5 |
0,0 |
0,6 |
1,1 |
1,4 |
1,6 |
18,8 |
2000 |
2,3 |
1,0 |
0,6 |
0,9 |
1,8 |
2,6 |
1,8 |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
1,5 |
1,6 |
20,1 |
1999 |
8,4 |
4,1 |
2,8 |
3,0 |
2,2 |
1,9 |
2,8 |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
1,3 |
36,6 |
1998 |
1,5 |
0,9 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
3,7 |
38,4 |
4,5 |
5,7 |
11,6 |
84,5 |
1997 |
2,3 |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
-0,1 |
-0,3 |
0,2 |
0,6 |
1,0 |
11,0 |
1996 |
4,1 |
2,8 |
2,8 |
2,2 |
1,6 |
1,2 |
0,7 |
-0,2 |
0,3 |
1,2 |
1,9 |
1,4 |
21,8 |
1995 |
17,8 |
11,0 |
8,9 |
8,5 |
7,9 |
6,7 |
5,4 |
4,6 |
4,5 |
4,7 |
4,6 |
3,2 |
131,6 |
1994 |
17,9 |
10,8 |
7,4 |
8,5 |
6,9 |
6,0 |
5,3 |
4,6 |
8,0 |
15,0 |
14,6 |
16,4 |
214,8 |
1993 |
25,8 |
24,7 |
20,1 |
18,7 |
18,1 |
19,9 |
22,4 |
26,0 |
23,0 |
19,5 |
16,4 |
12,5 |
840,0 |
1992 |
245,3 |
38,0 |
29,9 |
21,7 |
11,9 |
19,1 |
10,6 |
8,6 |
11,5 |
22,9 |
26,1 |
25,2 |
2508,8 |
1991 |
6,2 |
4,8 |
6,3 |
63,5 |
3,0 |
1,2 |
0,6 |
0,5 |
1,1 |
3,5 |
8,9 |
12,1 |
160,4 |
Уровень
Инфляции в России, %
Инфляция по месяцам. Инфляция по годам.
Рис.1 Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ6.
( % )
Ставка рефинансирования является ориентиром, от которого в режиме инфляционного таргетирования отмеряется система процентных ставок и доходность финансовых активов на внутреннем рынке, то ее повышение должно, увеличивая цену денег в экономике, сдерживать отток иностранного капитала.
Ставка рефинансирования в России – это механический инструмент, во многом искусственный, плохо связанный с системой процентных ставок, даже оторванный от нее (кроме выплаты налогов с процентов по вкладам населения). Ее динамика мало что определяет в тех рыночных изменениях процента, которые складываются на финансовом рынке. Скорее, она следует за неминуемым.
Что касается связи инфляции
и ставки рефинансирования, то
общепринятая точка зрения здесь
– позитивность процента. Это значит,
что ставка рефинансирования должна
превышать инфляцию. Если посмотреть
на динамику российской ставки рефинансирования,
на ее связь с инфляцией, то эта
связь иллюзорна, вторична. Повысилась
инфляция, увеличили ставку рефинансирования,
чтобы облегчить налоговые
Связь между инфляцией и ставкой рефинансирования номинальна, малозначима в нашей реальной жизни.
Рис.2 Объемы валютных интервенций ЦБ РФ ( млн. долларов США, млн. ЕВРО )
Рис. 3. Динамика стоимости бивалютной корзины.
Наблюдая динамику изменения объема интервенций, можно сказать, что к концу 2011 года их становится меньше. Бивалютная корзина гибче. На первый взгляд, ЦБ делает серьезные шаги к более гибкому курсу рубля и инфляционному таргетированию (ИТ).
Переход к ИТ будет иметь самые серьезные последствия для денежного рынка и рынка облигаций.
В рамках действующего механизма курсовой
политики не устанавливается каких-либо
фиксированных ограничений на уровень
валютного курса или целевых
значений его изменения. Банк России
не препятствует формированию тенденций
в динамике курса рубля, обусловленных
действием фундаментальных
При проведении операций на внутреннем валютном рынке Банк России использует механизм плавающего операционного интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины, границы которого корректируются в зависимости от объема совершенных Банком России валютных интервенций.
Действующий механизм сглаживания
колебаний курса рубля
При этом в целях компенсации факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке в расчёт указанной суммы не включается объем целевых интервенций. В случае если нетто-объем операций Банка России в течение дня выше (ниже) установленного целевого объема, разница (положительная или отрицательная) между этими двумя объемами учитывается для корректировки интервала по установленному правилу внутри торгового дня или в последующие дни, когда его накопленная величина достигнет установленного значения, необходимого для сдвига границ.
В данных условиях можно предположить следующий сценарий действий ЦБ:
Наконец, необходимые условия для перехода ЦБ на инфляционное таргетирование:
а) Определенность целей
б) Независимость Банка России
в) Подотчетность и ответственность
а) Согласованность политик
б) Курсовая политика: от управляемого плавания к свободному плаванию