Таргетирование инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Понятие режима таргетирования
Раздел 2. Возможности введения режима таргетирования инфляции в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Таргетирование инфляции..docx

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Основной целью таргетирования инфляции является снижение инфляционных ожиданий всех хозяйствующих субъектов путем повышения их доверия к монетарной политике Центрального банка и Правительства.

  1. Наличие явной связи между инструментами и целями ДКП

Ключевым условием эффективной  реализации таргетирования инфляции является возможность денежных властей управлять конечной целью денежно-кредитной политики (инфляцией) посредством существующего набора инструментов. В современных условиях единственным инструментом, который активно использует Банк России, являются валютные интервенции, но они подходят для таргетирования валютного курса, а не инфляции. Таким образом, адекватные инструментальные средства для управления инфляционным ориентиром у денежных властей на современном этапе отсутствуют

Причины применения режима таргетирования инфляции:

  • в долгосрочном периоде меры КДП способны повлиять только на темпы инфляции
  • важность учета ожиданий экономических агентов при проведении КДП
  • возможное  улучшение макроэкономических показателей с переходом к применению таргетирования инфляции

Инфляционное таргетирование означает применение операционного инструментария Центрального Банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность.

Барьеры на пути введения инфляционного таргетирования:

  • Инфляцию, порожденную низкой конкуренцией, невозможно победить средствами денежно-кредитной политики. Напротив, применение стандартных методов центрального банка в условиях монополизации и олигополизации рынка приведет к отрицательным результатам.
  • Тарифная политика Правительства должна носить подчиненный характер по отношению к целевому ориентиру инфляции.
  • Режим свободного плавания, необходимый для инфляционного таргетирования, не является устойчивой политикой при текущем вкладе сырьевого экспорта в платежный баланс и федеральный бюджет.

В академической литературе часто встречаются следующие  достоинства и недостатки политики таргетирования инфляции.  Следует отметить,  что нередко смешиваются плюсы от самой политики таргетирования с плюсами от низкого уровня инфляции:

Основные плюсы:

  • Минимизация негативных последствий от инфляции (низкая инфляция)  Поддержка людей с неиндексируемыми фиксированными доходами (низкая инфляция)
  • Увеличение прозрачности проведения политики (политика таргетирования)
  • Повышение доверия к монетарным властям (политика таргетирования)
  • Наличие в экономике номинального якоря (политика таргетирования)

Основные минусы:

  • Меньше возможностей стимулировать экономику с помощью монетарной политики
  • Возможно увеличение волатильности выпуска

При переходе к политике таргетирования инфляции монетарным властям приходится решать множество вопросов.  Во-первых,  какую роль отвести цели таргетирования инфляции? Это может быть главная цель, которая подчиняет себе все другие (hierarchical mandate), либо это может быть лишь одна из целого ряда целей, к которым стремится ЦБ (dual mandate). Во-вторых, устанавливать ли цель по инфляции как определенное значение или как интервал? В-третьих, какой именно индекс цен таргетировать? 

 

 

Раздел 2. Возможности введения режима таргетирования инфляции в Российской Федерации.

 В  1990 г. Резервный Банк Новой  Зеландии впервые заявил о  начале применения политики инфляционного  таргетирования.

В настоящее время таргетирование применяют 28 стран, среди них 8 развитых и 20 стран, относящихся к развивающимся и переходным экономикам.

Таблица 2. Страны, придерживающиеся режима таргетирования инфляции4.

 

Страна

Дата перехода к режиму таргетирования

Темп инфляции на дату перехода (%)

Средний темп инфляции в 2009 (%)

Целевой уровень инфляции на 2010 (%)

Предыдущий целевой показатель ДКП

Развитые страны

1

Новая Зеландия

1990

3,3

0,8

1-3

нет

2

Канада

1991

8,9

0,3

2 +/- 1

нет

3

Великобритания

1992

4

2,2

2 +/- 1

обменный курс

4

Австралия

1993

2

1,9

2-3

нет

5

Швеция

1993

1,8

-0,3

2+/- 1

обменный курс

6

Швейцария

2000

1,6

-0,5

0 -2

денежное предложение

7

Исландия

2001

4,1

12

2,5 +/- 1,5

обменный курс

8

Норвегия

 

3,6

2,2

2,5 +/- 1

обменный курс

Развивающиеся страны и переходные экономики

Со стабильным целевым темпом

1

Чешская Республика

1997

6,8

1

3 +/- 1

обменный курс и денежное предложение

2

Израиль

1997

8,1

3,3

2  +/- 1

обменный курс

3

Польща

1998

10,6

3,8

2,5 +/- 1

обменный курс

4

Чили

1999

3,2

1,5

3  +/-1

обменный курс

5

ЮАР

2000

2,6

7,1

3-6

денежное предложение

6

Таиланд

2000

0,8

-0,9

0,5-3

денежное предложение

7

Южная Корея

2001

2,9

2,8

3 +/- 1

денежное предложение

8

Мексика

2001

9

5,3

3 +/- 1

денежное предложение

9

Перу

2002

-0,1

2,9

2 +/- 1

денежное предложение

10

Филиппины

2002

4,5

1,6

4,5  +/- 1

обменный курс и денежное предложение

Со снижающимся темпом инфляции

1

Бразилия

1999

3,3

4,9

4,5  +/- 2

обменный курс

2

Колумбия

1999

9,3

4,2

2-4

обменный курс

3

Венгрия 

2001

10,8

4,2

3  +/- 1

обменный  курс

4

Гватемала 

2005

9,2

1,8

5+/- 1

обменный курс

5

Индонезия 

2005

7,4

4,6

4-6

денежное предложение

6

Румыния 

2005

9,3

5,6

3,5 +/- 1

денежное предложение

7

Армения 

2006

5,2

6,5

4

обменный курс

8

Сербия 

2006

10,8

7,8

4-6

обменный курс

9

Турция 

2006

7,7

6,3

6,5+/- 1

обменный курс

10

Гана 

2007

10,5

19,3

14,5+/- 1

денежное предложение


 

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии.

Влияние внедрения режима таргетирования инфляции на экономику гораздо заметней в развивающихся странах, чем в развитых.

Для того, чтобы оценить степень готовности России к переходу к политике таргетирования инфляции, необходимо оценить статистические данные и сделать соответствующие выводы, согласно этим данным.

Правительство считает, что  высокая ставка рефинансирования противодействует усилению инфляции. Но в России в период кризиса инфляция увеличивается, несмотря на повышение ставки.

Таблица 3. Уровень инфляции в России5.

Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских  цен, публикуемых Федеральной службой  государственной статистики.

 

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2012

0,50

0,37

0,58

                 

1,46

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

-0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

-0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

-0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4


Уровень Инфляции в России, % 
Инфляция по месяцам. Инфляция по годам.

 

Рис.1 Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ6.

( % )

 

Ставка рефинансирования является ориентиром, от которого  в  режиме инфляционного таргетирования отмеряется система процентных ставок и доходность финансовых активов на внутреннем рынке, то ее повышение должно, увеличивая цену денег в экономике, сдерживать отток  иностранного капитала.

Ставка рефинансирования в России – это механический инструмент, во многом искусственный, плохо связанный  с системой процентных ставок, даже оторванный от нее (кроме выплаты  налогов с процентов по вкладам  населения). Ее динамика мало что определяет в тех рыночных изменениях процента, которые складываются на финансовом рынке. Скорее, она следует за неминуемым.

Что касается связи инфляции и ставки рефинансирования, то   общепринятая точка зрения здесь  – позитивность процента. Это значит, что ставка рефинансирования должна превышать инфляцию. Если посмотреть на динамику российской ставки рефинансирования, на ее связь с инфляцией, то эта  связь иллюзорна, вторична. Повысилась инфляция, увеличили ставку рефинансирования, чтобы облегчить налоговые условия  депозитов, и наоборот.

Связь между инфляцией и ставкой  рефинансирования номинальна, малозначима в нашей реальной жизни.

Рис.2 Объемы валютных интервенций ЦБ РФ ( млн. долларов США, млн. ЕВРО )

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Динамика стоимости  бивалютной корзины.

Наблюдая динамику изменения  объема интервенций, можно сказать, что к концу 2011 года их становится меньше. Бивалютная корзина гибче. На первый взгляд, ЦБ делает серьезные шаги к более гибкому курсу рубля и инфляционному таргетированию (ИТ).

Переход к ИТ будет иметь самые серьезные последствия для денежного рынка и рынка облигаций. 

В рамках действующего механизма курсовой политики не устанавливается каких-либо фиксированных ограничений на уровень  валютного курса или целевых  значений его изменения. Банк России не препятствует формированию тенденций  в динамике курса рубля, обусловленных  действием фундаментальных макроэкономических факторов (изменениями условий внешнеэкономической  деятельности), но в то же время сглаживает резкие колебания валютного курса  в целях обеспечения постепенной  адаптации экономических агентов  к его изменению7

При проведении операций на внутреннем валютном рынке Банк России использует механизм плавающего операционного интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины, границы которого корректируются в зависимости от объема совершенных Банком России валютных интервенций. 

Действующий механизм сглаживания  колебаний курса рубля предполагает возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты не только при нахождении стоимости бивалютной корзины на границах широкого плавающего операционного интервала, но и внутри него. При этом в центральной части плавающего операционного интервала выделяется "нейтральный" диапазон, в котором Банком России не совершаются валютные интервенции. При выходе стоимости бивалютной корзины за пределы данного диапазона Банк России начинает осуществлять операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем рынке, интенсивность которых возрастает по мере приближения рыночной стоимости бивалютной корзины к границам операционного интервала.

При этом в целях компенсации  факторов систематического дисбаланса спроса и предложения иностранной  валюты на внутреннем рынке в расчёт указанной суммы не включается объем целевых интервенций. В случае если нетто-объем операций Банка России в течение дня выше (ниже) установленного целевого объема, разница (положительная или отрицательная) между этими двумя объемами учитывается для корректировки интервала по установленному правилу внутри торгового дня или в последующие дни, когда его накопленная величина достигнет установленного значения, необходимого для сдвига границ.

В данных условиях можно  предположить следующий сценарий действий ЦБ:

  • Объем интервенций и вмешательство в валютный рынок снижается
  • Роль процентных ставок растет, но ЦБ в первую очередь таргетирует с их помощью валютный курс, а уж потом – инфляцию
  • ЦБ динамично меняет ставки в зависимости от состояния торгового баланса и счета капитала, но ставки остаются в целом заниженными из-за заботы о курсе рубля
  • ДКП и рынок рублевых облигаций остаются сильно зависимыми от внешнеэкономической конъюнктуры, но в среднем уровень доходности остается близок к текущим

Наконец, необходимые условия для перехода ЦБ на инфляционное таргетирование:

  1. Институциональные решения:

а) Определенность целей

б) Независимость Банка России

в) Подотчетность и ответственность

  1. Макроэкономическая управляемость инфляцией:

а) Согласованность политик

б) Курсовая политика: от управляемого плавания к свободному плаванию

Информация о работе Таргетирование инфляции