Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:04, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………3
I Роль тарифных методов в системе государственного регулирования внешней торговли………………….………………………...5
Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли………………………………………………………………...5
Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли. Цели и задачи его использования…………………………9
II. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае……..……15
III. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……………………….……………………………….…19
3.1 Характеристика методов тарифного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………………….…19
3.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь…………………………………………………22
Заключение…………………………………………………..……………27
Список использованных источников……………………………………28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
На тему: Тарифные методы регулирования внешней торговли
в Республике Беларусь и пути их развития.
Студент
МЭО, УВЭД-2
Проверил
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I Роль тарифных методов в системе государственного регулирования внешней торговли………………….………………………...5
II. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае……..……15
III. Таможенно-тарифное регулирование
внешней торговли в Республике Беларусь……………………….………………………………
3.1 Характеристика методов
3.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь…………………………………………………22
Заключение………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Структура работы включает три раздела, в каждом их которых решается одна из поставленных задач.
Объектом изучения в работе является степень вмешательства государства во внешнеторговую деятельность тарифными методами регулирования. Предмет исследования – инструменты тарифного регулирования внешней торговли и их использование в Китае и Республике Беларусь.
В процессе написания первого раздела данной работы были использованы в основном учебные пособия и теоретические статьи, такие как, книги А.В.Данильцева «Международная торговля: инструменты регулирования» и В.В.Мищенко «Государственное регулирование экономики», статья Н.Щебаровой «Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма». При написании второго раздела были использованы электронные источники Интернет, а так же литература российских и белорусских авторов по мировой экономике и международным экономическим отношениям. Основными источниками при написании третьего раздела и освещении вопроса тарифного регулирования внешней торговли в Беларуси были книги С.С Вабищевича «Внешнеторговая деятельность в Республике Беларусь» и И.В. Лисневского «Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь».
1. Роль тарифных методов в системе государственного регулирования внешней торговли.
1.1 Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли.
C развитием мировой
экономики и международных
В рамках внешнеторговой политики как составляющей внешнеэкономической политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования.
В настоящее время, растущее
значение приобретают тарифные методы
регулирования внешней
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:
Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины по основе начисления:
До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Ими, как правило, являются экспортные пошлины, которыми облагаются главным образом сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы. В настоящее время 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных. Они более удобны при импорте машинно-технических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты [12, с. 88 –89]
По происхождению таможенная пошлина бывает:
1. Автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
2. Договорная (конвенционная)
– пошлина, устанавливаемая на
базе двустороннего или
Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.
3. Преференциальная –
льготная пошлина, вводимая в
пониженных размерах для
Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Возможность получения односторонних преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установлена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран. Соответствующие тарифные льготы предусматривают отмену или снижение импортных пошлин на многие товары в развитых странах для поставщиков из государств, на которые распространяется преференциальный режим.
По характеру применения различают следующие виды пошлин:
1. Специальная – пошлина, применяемая:
действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
2. Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.
3. Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным [9, c.207]
Накоплен определенный мировой опыт применения антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, считающегося нормальным. Демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Первым документом антидемпингового законодательства явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947г. Статьей VI этого Соглашения предоставлено право при определенных условиях использовать антидемпинговые меры для защиты от поставок по демпинговым ценам [17, c. 75]
Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками, однако, применяются и переменные – тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15, с. 74]
1.2 Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли. Цели и задачи его использования.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Он представляет
собой установленный на
Основными целями применения таможенного тарифа являются:
В целом, таможенный тариф (импортный и экспортный) как инструмент регулирования внешней торговли в современных условиях имеет большое значение. Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров некоторые отрасли погибнут, на их перестройку (организацию новых производств, борьбу с безработицей) потребуются гораздо большие средства. Чтобы получить их, скорее всего, придется опять-таки прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.
Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим - открывая путь к международной конкуренции.
Максимальные (протекционистские) тарифы обычно устанавливаются либо в отношении отраслей, которые могут стать двигателями экономического развития после реконструкции, но на период такой реконструкции нуждаются в щадящем режиме, либо в отношении отраслей, производящих стратегически важную продукцию, самообеспечение которой необходимо для безопасности страны, либо, наконец, в отношении отраслей, которые неконкурентоспособны в международном масштабе, но разорение которых вызовет тяжелые проблемы с занятостью населения. Минимальные (в наше время чаще всего нулевые) импортные тарифы устанавливаются на продукцию, которая в стране не производится или которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями её промышленности [9, 214-215]
Что касается экспортного таможенного тарифа, то он используется в тех случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой угрожают привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления. Экспортные таможенные тарифы удорожают экспорт и тем самым делают его не более выгодным, чем продажа товара на внутреннем рынке. Однако трудно точно отрегулировать тариф так, чтобы обеспечить как доступ отечественных потребителей к товару, так и объем экспорта, необходимый для национальной экономики. Удорожание экспорта может сделать его невыгодным, и в результате он не ограничится в объеме, а прекратится вообще. Чтобы приспособить экспортный тариф к экономической конъюнктуре, необходимо его часто менять, а такая нестабильность сама по себе является дополнительным препятствием для внешнеторговой деятельности [12, c.152]