Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:04, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………3
I Роль тарифных методов в системе государственного регулирования внешней торговли………………….………………………...5
Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли………………………………………………………………...5
Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли. Цели и задачи его использования…………………………9
II. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае……..……15
III. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……………………….……………………………….…19
3.1 Характеристика методов тарифного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………………….…19
3.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь…………………………………………………22
Заключение…………………………………………………..……………27
Список использованных источников……………………………………28
Неотъемлемой частью таможенного законодательства и основным элементом регулирования внешней торговли в Республике Беларусь является таможенный тариф. Главным законодательным источником таможенного права Республики Беларусь является Таможенный кодекс, принятый 17 декабря 1997г. Таможенные пошлины определяются Советом Министров. В настоящее время действуют пошлины, введенные Постановлением Совета Министров №865 от 28 июня 2002г. «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [16, с. 6]. Согласно расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, средневзвешенный уровень пошлин составляет 9,8% (их среднеарифметический уровень равняется 12%), в том числе по сельскохозяйственной продукции – 12%, по промышленной – 9,6% [6, с. 35] Так же, как и в ЕС, существует тенденция возрастания ставки таможенной пошлины в зависимости от увеличения степени обработки сырья (пример и сравнение тарифных ставок Республики Беларусь и ЕС представлены в таблице А.1). Применяемые в Беларуси и ЕС ставки на некоторые готовые товары сравниваются в таблице А.2.
Как можно заметить, уровень тарифной защиты в Республике Беларусь превышает имеющийся в странах ЕС. Однако в Евросоюзе более развита система мер нетарифного регулирования, чем в нашей республике. Следует также учитывать различие в уровнях развития Беларуси, страны с переходной экономикой, и ЕС, одного из наиболее развитого региона мира. В подобных условиях невозможно абсолютное копирование опыта Евросоюза, так как необходимо до определенного момента осуществлять поддержку и защиту отечественных производителей.
Законодательную базу регулирования импорта в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "О таможенном тарифе" [2, c.115]
Статьей 2 Закона Республики Беларусь "О Таможенном тарифе" установлено, что таможенный тариф Республики Беларусь является сводом ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь. Этой же статьей утверждено, что таможенный тариф Республики Беларусь систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, сформированной исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров [10, c. 123]
Таможенный Кодекс Республики Беларусь определяет таможенную политику республики, структуру таможенных органов, положения о таможенном контроле, а также определяет таможенные режимы для вещей, перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь и порядок применения таможенных пошлин для вещей, заявленных в том или ином таможенном режиме.
Таможенный тариф Республики Беларусь состоит из двух частей: импортный и экспортный тарифы. Импортный тариф является трехуровневым. Действующие в настоящее время ставки импортных и экспортных пошлин содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин". В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вида таможенного оформления. Все импортные пошлины рассчитываются на основе таможенной стоимости (СИФ) [16, c. 7]
Законом Республики Беларусь "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "О таможенном тарифе", и постановлением Совета Министров Республики Беларусь установлено, что:
Существует возможность установления сезонных пошлин, срок действия которых составляет шесть месяцев. В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины. Применению особых видов таможенных пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Республики Беларусь по инициативе органов государственного управления.
3.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь.
С 1 июля 2002 г. в Беларуси
действует десятизначная
Помимо унификации, целью принятия новой редакции импортного таможенного тарифа было совершенствование действующей системы тарифного регулирования. Основное направление изменения импортного таможенного тарифа это снижение уровня ставок таможенных пошлин, в первую очередь на технологическое оборудование, не выпускаемое в Беларуси, закупки которого необходимы для технического перевооружения предприятий промышленности. Ключевым моментом эффективной работы промышленного комплекса является обновление активной части основных фондов, т.е. техническое перевооружение и модернизация производств. Промышленные товары – одна из основных статей экспорта Республики Беларусь, а внешняя торговля это важнейший фактор социально-экономического развития. Однако в настоящее время сложилась ситуация, при которой возможности увеличения экспорта ограничены. Большинство экспортируемых готовых изделий, машин и оборудования неконкурентоспособны по цене и качеству. Отечественной промышленной отрасли требуется серьезная техническая и технологическая модернизация, что сопряжено со значительными капиталовложениями [10, c. 84]
Вторым направлением модернизации тарифа является унификация пошлин. Значительные колебания ставок на аналогичные товары (особенно народного потребления) используются недобросовестными импортерами, которые под видом продукции, облагающейся низкими пошлинами, ввозят товары, на которые установлены более высокие пошлины (главным образом продукты питания и полуфабрикаты, а также некоторые сорта бумаги, краски, химикаты, изделия машиностроения и др.).
Поскольку сейчас наша республика предпринимает конкретные шаги по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), принятые белорусским правительством размеры ставок ввозных таможенных пошлин в основном ниже ранее действовавших. Средняя взвешенная ставка экспортного тарифа предположительно составит 8 – 10%; максимальная тарифная ставка равна 20%; минимальная тарифная ставка составляет 5%, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров. Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы (природный газ, нефть и ее производные, кожевенное сырье, древесину и изделия из них, руды, а также некоторые иные товары, экспорт которых из республики может повлиять на экономическую стабильность) [10, c. 87]
При этом одновременно реализуются нормы Соглашения между государствами-участниками таможенного Союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, согласно которому стороны синхронизируют свои действия при вступлении в ВТО.
Однако существующее таможенно - тарифное регулирование далеко от совершенства.
Во-первых, мы могли бы несравненно больше зарабатывать на цивилизованном транзите грузов, развитии транспортной инфраструктуры, в том числе придорожного обслуживания, автострад, таможенных складов, больших оптовых баз и т.д. Грузы в Россию все чаще идут в обход Беларуси - через Литву, Латвию и Украину. Страховые компании отказываются страховать грузы, которые транспортные компании рискуют перевозить через Беларусь. По разным оценкам, ежегодный размер упущенной выгоды белорусского бизнеса и бюджета страны от существующих таможенных порядков составляет $500-600 млн. [16, c.9]
Во-вторых, Беларусь была бы богаче, производители - конкурентнее, если бы тарифное регулирование было значительно упрощено, а таможенные ставки - уменьшены. Средневзвешенная ставка таможенной пошлины по разным оценкам составляет от 8 до 11%, что гораздо выше, чем в странах ЕС, не говоря уже о чемпионах свободной торговли - Новой Зеландии, Ирландии или даже Финляндии. Оптимальный режим тарифной политики для малой открытой экономики - таможенная ставка, равная нулю. Однако сегодня Беларуси сложно перейти на нее даже по фискальным соображениям. С другой стороны, высокие импортные пошлины - это рост себестоимости товаров и услуг отечественных производителей, увеличение расходов на потребительские товары населения [16, c. 10-11]
В-третьих, реализация принципа свободной торговли обеспечила бы приток иностранных инвестиций, нормализацию отношений с Россией и Украиной, а также вступление в Европейскую зону свободной торговли и ВТО. Беларусь стала бы лидером региональной торговли, обладающим преимуществами в торговле сырьем и высокотехнологическими товарами. Консервация протекционистских мер реально тормозит структурные реформы и блокирует развитие в стране новых производств.
В-четвертых, отказ от тарифного протекционизма, либерализация таможенных процедур, введение плоской шкалы таможенного тарифа (скажем, 5%) были бы мощным ударом по коррупции и «черному рынку». Бюджет начал бы получать легальные доходы.
Для вступления Республики Беларусь в ВТО необходимо существенно изменить правовую базу таможеннно-тарифного регулирования, снизить тариф и отменить количественные ограничения импорта. Присоединение республики к ВТО, несомненно, принесет ей ряд преимуществ; но с другой стороны, резкие изменения в тарифных ставках поставят в тяжелое положение большинство отечественных производителей. Возможность роста экспорта в условиях низкой конкурентоспособности белорусских товаров и жесткой антидемпинговой политики на мировом рынке маловероятна. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что присоединение Беларуси к ВТО будет выгодным для экономики только при соответствии показателей макроэкономической политики выдвигаемым требованиям либерализации внешнеторговой политики. В противном случае такая либерализация поставит республику в крайне невыгодное положение, поскольку фактически превратит страну в экспортера сырья и низкотехнологической продукции [18, c. 59]
В связи с расширением ЕС внешнеторговые отношения Беларуси претерпевают изменения. Страны, вступившие в ЕС, обязаны подчиниться общей торговой политике ЕС, включая тарифные и нетарифные ограничения. В этой связи закономерно ожидать выигрыш от понижения таможенного тарифа и снятия количественных ограничений, однако, белорусскую продукцию ожидает жесткая конкуренция со стороны аналогичной изготовленной в границах Евросоюза, а также антидемпинговое законодательство, которое вступит в силу в странах, присоединившихся к ЕС.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь имеет ярко выраженные протекционистские черты. Правительство ограничивает потоки импорта посредством высоких (по сравнению с европейскими) тарифов и через разнообразные нетарифные ограничения. Кроме того, государство поддерживает национальных экспортеров через субсидирование и предоставление льготных кредитов. Торговые отношения с крупнейшим экономическим партнером Беларуси – Россией фактически развиваются очень медленно, несмотря на создание таможенного союза между странами и заключение других соглашений, которые, к сожалению, не находят реального применения. Очевидно, что требуется новая доктрина, преодолевающая закрытость экономики Беларуси, но не любой ценой, а с ориентацией ее на экономический рост, согласованием с общей макроэкономической политикой государства.
Заключение
В современном мире ни одна страна не придерживается политики абсолютного либерализма или открытости экономики. Для регулирования внешней торговли государство использует инструменты, которые можно подразделить на тарифные (т.е. использование таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Тенденцией настоящего времени отмечается сокращение тарифных ограничений и одновременное увеличение и усложнение нетарифных барьеров внешней торговли. Однако значение тарифных методов все ещё велико в некоторых странах. Так, например, в Китае таможенная пошлина, которая является важным инструментом тарифного регулирования, по своему статусу служит центральным налогом и важным источником пополнения средств центрального народного правительства.
В Республике Беларусь проводится политика протекционизма, выражающаяся в ограничении импорта высокими тарифными ставками и, более того, в поддержке экспортеров через субсидирование. Очевидно, что характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Резкая либерализация внешней торговли невозможна и нецелесообразна – она должна следовать за соответствующими преобразованиями внутренней экономики страны. Однако изменение курса внешнеторговой политики от ее закрытости к постепенной либерализации можно начать, если осуществить ряд прогрессивных преобразований в отношениях с Россией – крупнейшим белорусским внешнеторговым партнером.