Тарифные методы регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть тарифные методы регулирования внешней торговли и его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть таможенный тариф и таможенную пошлину как инструменты тарифного регулирования, особенности их применения в Китае и в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
I Роль тарифных методов в системе государственного регулирования внешней торговли………………….………………………...5
Таможенная пошлина как инструмент тарифного регулирования внешней торговли………………………………………………………………...5
Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли. Цели и задачи его использования…………………………9
II. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае……..……15
III. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……………………….……………………………….…19
3.1 Характеристика методов тарифного регулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………………….…19
3.2 Меры по модернизации тарифного регулирования внешней торговли Республики Беларусь…………………………………………………22
Заключение…………………………………………………..……………27
Список использованных источников……………………………………28

Файлы: 1 файл

тарифные методы регулирования.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Помимо задач регулирования  внешнеторговой деятельности импортные и экспортные таможенные тарифы выполняют также фискальную функцию, то есть используются для пополнения доходов государственного бюджета. Собственно говоря, такова и была их роль с незапамятных времен, а инструментом воздействия на внешнеторговую деятельность они стали лишь в эпоху промышленного развития. Иногда и сейчас внешняя торговля облагается пошлинами с единственной целью улучшить финансовое состояние государства. Однако современное экономическое развитие немыслимо без активной хозяйственной политики, поэтому регулирующая функция тарифов должна сегодня преобладать над фискальной. Тарифная политика должна реагировать на изменения в национальной и мировой экономике, чем и вызваны периодические пересмотры тарифов.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и  в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа  и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли.  При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор [4, c.280]

В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть эффективным  орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

 Играя роль непосредственного  регулятора, таможенный тариф в  то же время выполняет и  другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. 

Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

  • фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
  • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
  • регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
  • торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами [20, c.98-99]

Многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики  страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Несомненной тенденцией современной мировой экономики  является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий  для свободного перемещения товаров  и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%. [6, с. 141]. Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами [6, с.145]. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

Итак, основным инструментом тарифного регулирования внешней  торговли является таможенная пошлина. Пошлины могут налагаться как на импорт, так и на экспорт; исчисляться на адвалорной, специфической или смешанной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тарифное регулирование внешней торговли в Китае.

 

Определение принципов  применения, представление, выработка  и изменение правил таможенного  обложения, корректировка уровня ставок таможенных пошлин, а также регулирование других вопросов, связанных с таможенно-тарифной политикой Китая, находятся в ведении Комитета Госсовета КНР по таможенному обложению (далее КТО). Взимание таможенных пошлин в Китае возложено на таможни, которые учреждаются в портах, открытых для внешних связей, и в местах проведения операций по таможенному контролю [17, c. 193]

Таможенная пошлина  в Китае по своему статусу является центральным налогом и служит важным источником пополнения средств  центрального народного правительства.

  При установлении в Китае таможенных пошлин применяются два вида ставок: общие и льготные. Первые применяются в отношении ввозимых товаров, происходящих из стран или районов, не имеющих с Китаем соглашений о взаимном благоприятствовании. Если подобное соглашение существует, применяются льготные ставки. В отдельных случаях, с санкции КТО, льготные ставки таможенных пошлин могут применяться и в отношении товаров, происходящих из стран, в отношениях с которыми не применяются режим наибольшего благоприятствования [22]

   Лицами обязанными уплатить пошлину являются: получатель грузов, ввозимых из-за границы, отправитель грузов, вывозимых за границу, владелец вещей, ввозимых за границу и вывозимых за границу.

   Таможенные пошлины  взимаются по ставкам, действующим  на дату заявления получателя (отправителя) или его представителя о ввозе (вывозе) товара. Доплата и возврат таможенных пошлин осуществляется по ставкам, действовавшим на дату заявления таможенным органам о ввозе или вывозе товара.

  В соответствии со ст. 10 Правил КНР «Об экспортно-импортной таможенной пошлине», при ввозе товаров для целей таможенного обложения используется цена сделки, основанная на цене до берега (цена CIF: цена товара + расходы по упаковке + страхование и транспортировка до пункта выгрузки на территории Китая + иные сопутствующие расходы). Если таможенные органы после проверки не могут определить цену до берега, в качестве основы для исчисления ввозных таможенных пошлин по очереди используется один из следующих показателей (ст. 11 Правил КНР «Об экспортно-импортной таможенной пошлине»):

  • цена сделки на аналогичный или идентичный товар на международном рынке; 
  • цена оптовой продажи аналогичного или идентичного товара на внутреннем рынке, уменьшенная на сумму ввозной таможенной пошлины, импортных налогов, транспортных и хозяйственных расходов, а также прибыли после ввоза; 
  • другая справедливая цена [14, c. 205]

   В Китае от  обложения таможенными пошлинами  после проверки таможенными органами правомерности применения льгот, могут быть освобождены следующие товары:

  • одной марки, сумма таможенной пошлины по которым не достигает 10

юаней; 

  • в виде рекламных экземпляров и образцов, не имеющих коммерческой

ценности; 

  • направленные безвозмездно в дар иностранными правительствами и

международными организациями;

  • топливо, необходимое для транспорта, пересекающего границу, сырье

и принадлежности для питания в пути [14, c.207]

   По заявлению,  поданному в таможенные органы  отправителями товаров или их представителями, после рассмотрения вопроса от уплаты импортной таможенной пошлины могут быть освобождены вывезенные из таможенной территории Китая, но впоследствии возвращенные товары. В этом случае ранее уплаченная экспортная таможенная пошлина возврату не подлежит. Аналогичное правило действует и в отношении вывозных пошлин в случае несостоявшегося импорта товаров, но в этом случае возврату не подлежит импортная таможенная пошлина [22]

   От таможенных  пошлин могут быть освобождены (или снижены их ставки) также грузы, пропускаемые через границу в специальных экономических зонах и других отдельно установленных районах, пропускаемые через границу грузы совместных предприятий с китайским и иностранным капиталом, а также предприятий иностранного капитала. Основания и порядок установленного снижения либо освобождения от таможенной пошлины разрабатываются Госсоветом КНР.

Другой разновидностью льгот является уменьшение ставок таможенных пошлин. По общему правилу таможенные органы Китая вправе уменьшить сумму подлежащей уплате таможенной пошлины в случаях, когда:

  • во время перевозки по территории иностранного государства или

выгрузки понесены потери или нанесен ущерб товару; 

  • после выгрузки, до таможенного оформления, понесены потери или

нанесен ущерб товару; 

  • во время представления и досмотра товара таможенными органами

выявлена потеря коммерческой ценности товара [12, c.145] 

   С санкции таможенных  органов, по заявлению заинтересованного  лица, при наличии гарантии или  поручительства временно ввозимые или вывозимые и возвращенные в течение 6 месяцев образцы товаров, выставочные экземпляры, строительные механизмы, автомобили, суда, совместно используемое монтажное оборудование, инструменты, аппаратура для кино- и видеосъемки, одежда и бутафория театральных трупп, а также другие товары могут быть освобождены от обложения таможенной пошлиной (ст.30 Правил КНР «Об экспортно-импортной таможенной пошлине»).

   Для получения  права на уменьшение или освобождение  от уплаты таможенной пошлины  отправители, получатели или их представители должны до ввоза или вывоза товара представить в таможенные органы по месту своего нахождения письменное заявление с указанием оснований. Таможенный орган извещает о заявлении Главное таможенное управление КНР, которое в соответствии с действующими установлениями самостоятельно или по согласованию с Министерством финансов КНР принимает окончательное решение [22]

Таким образом, установление таможенной пошлины, которая по своему статусу является в Китае центральным налогом и служит важным источником пополнения средств центрального народного правительства, может осуществляться на основе двух видов ставок: общих и льготных. Кроме того, на определенные виды товаров разрешается уменьшение таможенной пошлины или полное освобождение от ее уплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ внешней торговли В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

3.1 Характеристика методов тарифного регулирования в Республики Беларусь.

 

Оценка системы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь крайне необходима и актуальна на современном этапе интернационализации производства, расширения Европейского Союза на восток, желания страны вступить во Всемирную торговую организацию. Особенностью внешнеторговой политики и, одновременно, препятствием на пути к интеграции в мировую торговлю для Беларуси является проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение не только в методах тарифного и нетарифного регулирования, но и в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, методах стимулирования экспорта и импортозамещения, валютном регулировании и контроле.

Информация о работе Тарифные методы регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и пути их развития