Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:14, реферат
На сегодняшний день управление признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятий, в большей степени правильное управление ресурсами позволяет влиять на эффективность деятельности организации. Важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом и совершают массу ошибок.
Отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате, социальной атмосфере в коллективе и деятельности организации в целом.
Введение 3
Категоризация персонала организации. Описание, анализ, оценка и классификация рабочих мест (должностей). 4
Грейдирование рабочих мест (должностей) 5
Установление постоянной части оплаты труда (базовых окладов), надбавок и доплат 6
Разработка переменной части системы оплаты труда 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Оглавление
Введение 3
Категоризация персонала организации. Описание, анализ, оценка и классификация рабочих мест (должностей). 4
Грейдирование рабочих мест (должностей) 5
Установление постоянной части оплаты труда (базовых окладов), надбавок и доплат 6
Разработка переменной части системы оплаты труда 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
На сегодняшний день управление признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятий, в большей степени правильное управление ресурсами позволяет влиять на эффективность деятельности организации. Важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом и совершают массу ошибок.
Отсутствие разработанной
Детально разработанная
Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Актуальность данной темы объясняется тем, что материальное стимулирование труда всегда было и остается одной из главных проблем развития экономики и управления. На ее решение постоянно направлено внимание менеджеров предприятий.
Обычно выделяют основной, вспомогательный, обслуживающий и управленческий персонал в зависимости от отношения к конечному продукту организации. К основному персоналу относятся сотрудники, непосредственно занятые в процессе производства (для производственных предприятий) или в процессе сбыта (для торговых предприятий), т.е. непосредственно влияющие на конечную продукцию предприятия. Основной персонал является «зарабатывающим», т.е. приносящим выручку предприятию.
Вспомогательный персонал обеспечивает деятельность основного, косвенно участвуя в создании конечного продукта, создавая инструменты и средства труда для основного процесса.
К обслуживающему персоналу относятся сотрудники, участвующие в обслуживании нужд самого предприятия: администрация, бухгалтерия, реклама, служба персонала и т.д.
К управленческому персоналу относятся высший и средний менеджмент предприятия.
Оценка работ — это инструмент систематического определения места работ в иерархии заработной платы внутри предприятия.
При проведении оценки работ сталкиваются с двумя ocновными трудностями:
Сложно выявить качественные различия между отдельными видами работ при их большом разнообразии;
Проведение качественных различий между отдельными видами работ не должно смешиваться с личностными характеристиками работников.
В настоящее время выделяются две большие группы методов оценки и классификации работ - суммарные (неаналитические и аналитические)
При использовании суммарных методов различные работы сравнивают в целом, без расчленения их на составные элементы. В данной системе применяется несколько методов оценок. Главные из них — метод рядов и метод распределения работ или должностей по разрядам (классификационный метод).
Метод рядов (ранжирование) — самый простой, что составляет главное преимущество. Он не дает работам количественной оценки, а лишь показывает, какая из них значимее по сравнению с другой. При оценивании работ по этому методу важен ограничительный отбор ключевых видов работ, репрезентативных и типично функциям. Считается, что их объем должен приблизительных составлять 10—15% общего числа всех видов работ. Их классифицируют, и они служат эталонами для оценки всех остальных.
Существует множество разновидностей метода рядов, но самый распространенный из них — метод попарного сравнения, при котором составляют ряд оценочных работ, где на первом месте стоит работа, получившая от экспертов наибольшее число плюсов, а на последнем — работа, не получившая ни одного плюса. Метод попарного сравнения предполагает соблюдение по крайней мере двух обязательных условий: небольшое число работ, подлежащих оценке, и однородность оцениваемых работ.
Классификационный метод (метод распределения работ по разрядам) также не предусматривает количественной оценки работ ни в денежной форме, ни в баллах. Согласно этому методу прежде всего определяют число разрядов работ (должностей) и общую характеристику этих разрядов с учетом принятых критериев качественной оценки труда.
При использовании аналитических
методов оценки и классификации
работы сравнивают не в целом, а по
составным частям (по факторам и
степеням факторов), причем любой необходимый
фактор оценивают либо в денежном
выражении, либо в баллах. Степень
сложности работы определяют на основе
анализа и количественной оценки
всех факторов, отобранных для оценки.
Таким образом, при аналитических
методах классификации работ
прежде всего устанавливают
Грейдирование — это группировка должностей по определенным основаниям (определение значимости должности, классификация) в целях формализации системы оплаты труда в организации.
Цели грейдирования:
1) систематизация наименований всех должностей организации;
2) установление четких границ («вилок») стоимости всех должностей организации;
3) создание простого, понятного,
прозрачного и справедливого
инструмента для начисления
4) разработка системы
оценки труда персонала
5) создание основы для
планирования развития
6) внедрение единого подхода к циклу приема, ротации и увольнении персонала организации.
Принципы грейдирования должностей:
1) экономическая обоснованность
— связь с результатами
2) ясность и прозрачность — объективность системы, ее понятность для всех категорий персонала;
3) справедливость — при
большем влиянии на результат
организации сотрудник
4) однородность — соответствие
вознаграждений сотрудников,
5) рыночная
Данный этап формирования системы оплаты труда осуществляется в несколько шагов.
Оптимальной является ситуация,
при которой все точки
«Вилку» окладов характеризует:
- максимальный уровень,
соответствующий максимальному
размеру оплаты труда для
- среднее значение (середина
диапазона), обычно соответствующее
конкурентоспособной рыночной
- минимальный уровень — самый низкий размер оплаты трупа по данной позиции, который возможен на рынке труда или в организации. Важно не упускать из виду тех сотрудников, оклад которых близок к этому минимуму.
Заключительный этап формирования системы оплаты труда — разработка ее переменной части, прежде всего системы премирования.
Премия, как было показано ранее, является дополнительным вознаграждением к базовому окладу за конкретные результаты работы. Результатом может быть уровень достижения целей, эффективность деятельности, уровень компетентности, выполнение должностных обязанностей, особенности поведения.
К переменному материальному стимулированию относится выплата процентов, бонусов и надбавок.
Процент — это денежное вознаграждение, определяемое как часть от значимого показателя деятельности сотрудника (например, в процентах от продаж — для менеджера по продажам, в процентах от привлеченных кредитов — для специалиста по работе с банками). Проценты применяются, как правило, в тех случаях, когда KPI представляет собой единственный показатель.
Бонус — денежная выплата по результатам выполнения работы. Использование бонусов как системы материального поощрения предполагает создание шкалы бонусов в зависимости от какого-либо показателя деятельности. Характерное отличие бонуса от процента заключается в том, что бонус представляет собой фиксированную ставку для некоторого диапазона результатов. Кроме того, всегда есть предельный размер бонуса, в то время как при использовании процента такого предела в большинстве случаев нет.
В качестве базы для начисления
бонусов или процентов могут
выступать как объективные
Надбавка — дополнительная фиксированная выплата как поощрение за качественную работу, квалификацию или стаж.
Определяя принципы премирования, нужно решить, будет ли это какой-то заранее установленный фонд премирования, распределяемый между сотрудниками, или размер вознаграждения будет зависеть от каких-то показателей (например, прибыли компании). Как правило, если речь идет о заранее определенном объеме работ с известным результатом (производство, проектные работы), то используется установленный (фиксированный) фонд премирования. В противном случае, когда конкретные результаты и объемы зависят в основном от усилий работника (например, у менеджеров по продажам, страховых агентов), более предпочтительна система, при которой фонд оплаты труда напрямую зависит от результатов работы и не имеет ограничений.
Итак, материальное стимулирование труда
работников является основной формой
мотивации персонала в
Заработную плату можно
Для дифференциации оплаты труда через
совокупность нормативов в зависимости
от квалификации, сложности и условий
труда рабочих разработана
В условиях рыночной экономики отношения между наемным работником и предпринимателем строятся на денежной основе. Цель предпринимателя - это успех на рынке и, соответственно, получение прибыли. Цель работников - получить материальное вознаграждение и удовлетворение от работы. Предприниматель старается получить максимум прибыли при минимуме издержек , в том числе и на персонал. Наемные работники стараются получить большее материальное вознаграждение при меньшем объеме выполняемых работ. В нахождении компромисса между ожиданиями работника и предпринимателя и состоит суть стимулирования работников в рыночной экономике, поэтому данная тема является чрезвычайно актуальной.