Телекоммуникационный комплекс в мировой экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций. Начало XXI века рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом. Этим можно объяснить актуальность данной проблемы.

Содержание работы

Введение 3
1 Телекоммуникационный комплекс 4
1.1 Телекоммуникационные услуги 4
1.2 регулирование в сфере телекоммуникаций 5
1.3 Рынок телекоммуникаций 9
2 Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг 11
2.1 Развитие мирового рынка телекоммуникаций 12
2.2 Процессы либерализации на мировой арене 17
3 Особенности ценообразования на телекоммуникационные услуги на мировом рынке 20
4 Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг 25
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

курсовая_Сафонова.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики»

 

 

 

Кафедра производственного менеджмента и маркетинга

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Организация и планирование ВЭД»

Телекоммуникационный комплекс в мировой экономической системе

 

 

 

Выполнил:

студентка гр. Э-84

Постникова М. А.

Проверил:

Сафонова Л. А.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение 3

1 Телекоммуникационный  комплекс 4

1.1 Телекоммуникационные  услуги 4

1.2 регулирование  в сфере телекоммуникаций 5

1.3 Рынок телекоммуникаций 9

2 Тенденции  развития мирового рынка телекоммуникационных  услуг 11

2.1 Развитие  мирового рынка телекоммуникаций 12

2.2 Процессы  либерализации на мировой арене 17

3 Особенности  ценообразования на телекоммуникационные  услуги на мировом рынке 20

4 Перспективы  развития мирового рынка телекоммуникационных  услуг 25

Заключение 27

Список использованных источников 28

 

 

 

Введение

В условиях жесткой конкуренции  на мировых рынках для любого государства  является стратегически необходимым  развитие национальных инновационных  отраслей, которые будут способствовать диверсификации экспортного потенциала и привлечению дополнительных инвестиций.

По мере совершенствования  модели экономического роста, роль сырья  и энергии как воспроизводственного фактора падает. Роль квалификационного  труда его творческой, интеллектуальной особенности и инновационной  направленности усиливается. А роль информации в качестве воспроизводственного фактора становится преобладающей  над сырьем и энергией. В связи  с этим особого внимания заслуживает  рынок телекоммуникационных услуг, который в последнее время  демонстрирует стабильные темпы  роста.

В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются  новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние  информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций. Начало XXI века рассматривается  как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой  должны быть опережающими по отношению  к темпам развития экономики в  целом. Этим можно объяснить актуальность данной проблемы.

 

1 Телекоммуникационный комплекс

1.1 Телекоммуникационные услуги

Телекоммуникационные услуги – целенаправленная деятельность, результатом которой является полезный эффект, обеспечивающий потребности  по передаче и приему информации с  помощью специального оборудования.

Телекоммуникационные услуги включают услуги документальной, междугородной  и международной телефонной, местной (городской и сельской) телефонной связи, проводного вещания, радиосвязи, радиовещания, телевидения, спутниковой  связи, радиопоиска (пейджеры), систем радиального действия и сотовых  услуг. Перечисленные виды телекоммуникационных услуг широко используются в обеспечении современного мирового бизнеса, и решающую роль начиная с конца прошлого века играют из технически новые формы – сотовые, спутниковые и т. д.

Увеличение значения телекоммуникаций в мировой экономике за последние  годы хорошо прослеживается при анализе  динамики доли телекоммуникационных услуг  в ВВП во всех странах мира: за период 1990-2007 гг. доля телекоммуникаций в ВВП увеличилась с 1, 7% до 3, 2%, а доля телекоммуникаций в общей  стоимости услуг - с 2, 8% до 4, 7%. Таким  образом, динамика развития телекоммуникаций опережает как экономику в  целом, так и сферу услуг.

По оценкам Международного союза электросвязи, объем мирового рынка телекоммуникационных услуг  в 2007 году составил более 1 700 млрд. долл. США (прирост к 2006 году более 12%). Причем за последние 15 лет телекоммуникационный рынок увеличился более чем в 3 раза. Инвестиции в развитие телекоммуникационных услуг в 2007 году в мире составили  более 200 млрд. долл. США.

Движущей силой роста  услуг связи является в первую очередь увеличение деловой активности в различных странах. Существует прямая зависимость между темпами экономического развития, качеством жизни населения и масштабом применения в обществе информационных технологий: чем выше уровень благосостояния граждан в стране, тем больше объем потребляемых услуг. При этом существует и связь в обратном направлении, рост телекоммуникационной отрасли помимо увеличения числа рабочих мест увеличивает эффективность других отраслей экономики, т. е. выполняет инфраструктурные функции. Для отдельных секторов экономики телекоммуникационные услуги имеют особенно важное значение. Например, к таким секторам услуг относятся банковский сектор, услуги в сфере воздушного транспорта (в частности бронирование авиабилетов) и др.

Телекоммуникационные услуги по классификации ГАТС (генеральное соглашение по торговле и услугам) делятся на две основные группы:

  • основные (базисные) телекоммуникации (basic telecommunication), включающие телефон, телеграф, телекс, факсимильную связь (факс), сотовые телефоны, пейджинговую связь, неподвижные и мобильные спутниковые системы связи. Главная особенность базисных телекоммуникаций заключается в том, что с их помощью голос и другие сигналы передаются от отправителя к получателю в неизменной форме.
  • модифицирующие услуги (услуги добавленной стоимости) (value added services), включающие электронную почту, онлайновые формы связи; обработку, хранение и получение данных, обмен информацией в электронной форме. Их особенность связана с тем, что форма передаваемого сообщения модифицируется в ходе передачи.

1.2 регулирование в сфере телекоммуникаций

Регулирование в области  телекоммуникаций опирается на ГАТС, включая 2 приложения: Приложение по телекоммуникациям и Приложение о переговорах по базовым телекоммуникациям (подписаны в 1994 году). Кроме этого, в 1998 году было подписано Соглашение по базовым телекоммуникациям и так называемый Справочный документ.

Принципы торговли телекоммуникационными  услугами, как и остальными услугами, определены Генеральным Соглашением  по торговле и услугами.

Во-первых, отдельного внимания заслуживает принцип либерализации. Основными способами доступа  на иностранный рынок являются как  передача информации через границу (трансгранично), так и оказание услуг  путем коммерческого присутствия, включая возможность иметь на правах собственности независимую  сетевую инфраструктуру связи и  эксплуатировать ее.

Либерализация национальных телекоммуникационных рынков в развитых странах в 1990-е гг. усилила внутристрановую  конкуренцию. Усиление конкуренции  наряду с активным развитием новых  технологий, снижавшим капиталовложения в строительство новых сетей, стало причиной поиска телекоммуникационными  операторами новых возможностей для расширения бизнеса на зарубежных рынках, где существовал неудовлетворенный  спрос на услуги связи. В это время  большинство развивающихся стран  характеризовалось невысоким уровнем  развития телекоммуникаций, поэтому  именно эти странны в первую очередь  становились объектом экспансии  операторов из развитых стран. Нередко  операторы на новых рынках сталкивались с ограничениями на участие иностранного капитала в операторах связи, а также  с устаревшим законодательством  в области связи, не отвечавшим современным  реалиям, что зачастую, несмотря на привлекательность фундаментальных характеристик рынка, приводило к отказу операторов от инвестирования.

Соглашение в рамках международных  организаций были призваны снять  подобные ограничения и гармонизировать  регулирование телекоммуникаций. Наиболее распространенными на сегодняшний  день международными соглашениями в  области телекоммуникаций являются Соглашения ВТО и Директивы Европейского Союза. Концептуальные основы положения  Директив ЕС соответствуют Соглашениям  ВТО, однако существенным отличием Директив ЕС является их большая детализация и регулярное обновление.

Во-вторых, принцип транспарентности.

Каждый член ВТО обеспечивает, чтобы соответствующая информация об условиях доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования  и их использования являлась общедоступной, включая тарифы и другие условия  предоставления услуг; информации об органах  ответственных за подготовку и принятие стандартов, затрагивающих такой  доступ и использование; условия, касающиеся присоединения терминалов или другого оборудования, а также требования к уведомлениям, регистрации или лицензированию, если таковые имеются.

В третьих, принцип свободы  доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования  и их использование.

Данный принцип обязывает  члена ВТО обеспечить, чтобы любой  поставщик услуг любого другого  члена ВТО имел доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования  и к их использованию на основе разумных и недискриминационных (на основе принципов РНБ и национального  режима) условий для осуществления  поставки данного вида услуг. Поставщикам  услуг должно быть разрешено использовать их собственное оборудование, если они соответствуют определенным техническим критериям. Члены ВТО  обязаны соблюдать обязательства, предусмотренные Приложением, независимо от того, зафиксировали ли они какие-нибудь обязательства по базовым телекоммуникационным услугам или нет. Именно поэтому  Приложения предписывают обеспечение  доступа пользователей к этим услугам, а не возможность выхода на рынок для продажи таких  услуг.

В четвертых, принцип обеспечения  технического сотрудничества.

Члены признают, что эффективная, развитая телекоммуникационная инфраструктура в странах, особенно развивающихся  странах, важна для расширения их торговли услугами. С этой целью члены одобряют и поощряют максимально возможное участие развитых и развивающихся стран и их поставщиков телекоммуникационных сетей и услуг общего пользования и других структур в программах развития международных и региональных организаций, включая Международный союз электросвязи.

И в-пятых, соблюдение интересов  потребителей и производителей данного  вида услуг (отношение к международным  организациям и соглашениям).

Заключается в признании  важности международных стандартов для глобальной совместимости, взаимодействия и повышения качества телекоммуникационных сетей и услуг и берут на себя обязательство содействовать распространению таких стандартов посредством работы соответствующих международных органов, включая Международный союз электросвязи и Международную организацию по стандартизации.

С этой целью были разработаны  международные стандарты ИСО 9001 и ОСО 9004 серии 2000 года. Если стандарт ИСО 9001: 2000 содержит минимум требований, ориентированных на удовлетворение запросов потребителей и предназначен для применения в конкретных ситуациях  и при сертификации системы менеджмента  качества, то стандарт ИСО 9004 нацеливает организацию на повышение "эффективности" (соотношение результата и затрат).

Вместе с тем, наряду с  универсальными международными стандартами  в области менеджмента качества в настоящее время в международной  практике получают все большое развитие отраслевые стандарты в этой области  менеджмента. Среди них TL 9000 для телекоммуникационных отраслей. Основными целями разработки стандарта TL 9000 следует считать:

  • содействие созданию эффективных систем менеджмента качества применительно к продуктам телекоммуникационного комплекса: техническим средствам связи (оборудования), программному обеспечению и услугам;
  • обеспечение непрерывного улучшения качества продукции на телекоммуникационном рынке.

1.3 Рынок телекоммуникаций

Мировой опыт показывает, что  основой и динамичного, и сбалансированного  развития является конкурентный рынок.

 Процесс развития рыночных  отношений активно идет в мировой  экономике, и это неизбежно  предопределяет рыночные преобразования  телекоммуникаций. Модель рынка  телекоммуникаций можно представить  в виде трех секторов: сектор  электросвязи, информационный сектор  и программный сектор.

Основной продукт сектора  электросвязи — транспортировка (перенос) сигналов. Он ориентирован, как на другие сектора, так и на предоставленние  услуг конечным потребителям. В этом секторе рынка телекоммуникаций действуют операторы, обеспечивающие передачу электрических сигналов.

Основным продуктом информационного  сектора являются услуги по предоставлению информационного контента. В настоящее  время наиболее распространенными  из них являются: услуги по предоставлению ресурсов Интернета, вещание телевизионных  и радиопрограмм, предоставление справочной информации, а также ряда дополнительных услуг (сетевая реклама, защита информации и т.д.). К числу перспективных  услуг необходимо отнести услуги по обслуживанию электронной коммерции  и электронного банкинга. Большая  часть продуктов этого сектора  предназначена для конечных потребителей.

В информационном секторе  оперируют провайдеры, которые осуществляют формирование информационных ресурсов, их систематизацию и хранение, разработку и эксплуатацию поисковых систем, а также предоставляют услуги информационного сектора пользователям.

Принято разделять провайдеров  на две группы: сервис-провайдеры (Service Provider), которые собственно предоставляют  услуги потребителям, и контент-провайдеры (Content Provider), которые предоставляют  информацию сервис-провайдерам для предоставления потребителям. Иногда выделяют коммерческих сервис-провайдеров, обеспечивающих проведение торговых транзакций непосредственно в телекоммуникационной системе.

В программном секторе  предлагаются собственно программные  продукты: операционные системы, игры, переводчики, антивирусы и т.д., а  также услуги по сопровождению программного обеспечения. Спрос на продукцию  этого сектора формируется как  конечными потребители, так и  другими секторами.

Информация о работе Телекоммуникационный комплекс в мировой экономической системе