Телекоммуникационный комплекс в мировой экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций. Начало XXI века рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом. Этим можно объяснить актуальность данной проблемы.

Содержание работы

Введение 3
1 Телекоммуникационный комплекс 4
1.1 Телекоммуникационные услуги 4
1.2 регулирование в сфере телекоммуникаций 5
1.3 Рынок телекоммуникаций 9
2 Тенденции развития мирового рынка телекоммуникационных услуг 11
2.1 Развитие мирового рынка телекоммуникаций 12
2.2 Процессы либерализации на мировой арене 17
3 Особенности ценообразования на телекоммуникационные услуги на мировом рынке 20
4 Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг 25
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

курсовая_Сафонова.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

Сегодня вполне очевидный  лидер на мировом рынке телекоммуникационных услуг — США. Для американских компаний характерен переход к предоставлению расширенного спектра сервисных  возможностей и активное проникновение  на соседние рынки, как правило, через  реализацию межфирменных слияний на национальном и мировом уровнях. Примером может быть американская компания «AT&T», которая в 1998 г. приобрела  «Telecommunications Inc.» (TCI) (США), в 1999 г. — «Media One» (США).

Еще в 1996 г. компании «France Telecom» (Франция), «Sprint Communications» (США) и «Deutchc Telecom» (Германия) создали международное  совместное предприятие в телекоммуникационной отрасли — компанию «Global One», которая  сейчас имеет собственные филиалы  в разных странах мира, в том  числе и в России. Крупнейшая французская  компания «France Telecom» в 2000 г. за 46 млрд дол. приобрела акции компании «Orange» (Великобритания). Однако самой крупной  сделкой 2000 г. было приобретение британской компанией «Vodafone Air Touch» западногерманской  компании «Mannesmann» за 200 млрд дол. Крупнейшая западногерманская телекоммуникационная компания «Deutsche Telekom» в 2000 г. приобрела  за 24,6 млрд дол. американскую «VoiceStream».

Подобного рода крупномасштабные сделки демонстрируют общий процесс  межфирменных укрупнений за счет слияний  и поглощений, способствуя значительной концентрации капиталов и расширению географических границ деятельности высокотехнологичных  крупных компаний-операторов на этом относительно новом и быстроразвивающемся мировом рынке.

Серьезные изменения происходят и в развивающихся странах.

Так, ведущие аргентинские компании-операторы «Telefonica de Argentina» (контролируется испанской «Telefonica», которая входит в число 20 ведущих  телекоммуникационных компаний-операторов мира и занимает первое место на испанском рынке), «Telecom Argentina» (контролируется консорциумом, во главе которого итальянская  компания «STET» и «France Telecom») и «Tclintar» (контролируется компаниями «Telefonica de Argentina»  и «Telecom Argentina») активно развиваются  и в ближайшем будущем также  планируют предоставление максимально  возможного пакета телекоммуникационных услуг.

В то же время в ряде стран  мира (Китае, США, Бразилии) идет и обратный процесс, т.е. разделение действующих  телекоммуникационных компаний, который  продиктован требованиями антимонопольного законодательства этих государств. В  Бразилии в 1998 г. произошло разделение национального монополиста «Telebras»  на 12 независимых компаний. В их числе  теперь три компании занимаются местной  связью, восемь — сотовой и одна компания «Embratel» — дальней связью. В результате разделения произошло  заметное усиление конкуренции в  основных сегментах местной и  сотовой связи.

Во второй половине 90-х  годов, когда стало очевидно, что  рынок передачи данных растет значительно  более высокими темпами, чем рынок  голосовой связи, традиционные телефонные операторы начали активно использовать Интернет. Но эта тенденция имеет  и обратную сторону. С одной стороны, телефонные операторы предоставляют  услуги доступа в Интернет, с другой стороны, компьютерные компании — провайдеры Интернета предоставляют услуги IP-телефонии (услуги передачи телефонного  трафика по каналам Интернета), способствуя  тем самым дальнейшему росту  конкуренции на мировом рынке  телекоммуникационных услуг.

 

3 Особенности ценообразования на телекоммуникационные услуги на мировом рынке

В начале XXI в. в условиях неуклонно развивающегося научно-технического прогресса, сопровождаемого активизацией процессов либерализации и приватизации на мировом рынке телекоммуникационных услуг, существенно усиливается конкуренция между работающими на этом рынке компаниями. От компаний-операторов требуется не только предоставление все более качественных и разнообразных по видам услуг, но и снижение тарифов с целью максимально возможного расширения числа пользователей.

 Определяющую роль  в регулировании деятельности  телекоммуникационных компаний-операторов  в настоящее время играет государство.  Так, в странах с высокоразвитым  телекоммуникационным рынком (США,  Великобритания, Франция, Германия  и др.) правительства исходят из  того, что телекоммуникационные  услуги имеют исключительно важное  стратегическое значение для  страны и являются одной из  составляющих, обеспечивающих необходимую  безопасность и стабильный экономический  рост страны в целом, способствуют  более полной ее интеграции  в ее мировое хозяйство.

 В мировой практике  наиболее часто в настоящее  время применяются два подхода  к обеспечению государственного  регулирования цен на телекоммуникационные  услуги: по величине нормы прибыли  на вложенный капитал и так  называемое мотивационное регулирование.

Первый подход предполагает установление размеров тарифов в  зависимости от величины получаемой прибыли компании-оператора, которая  является основным показателем для  расчетов и обоснований соответствующего уровня цен. К преимуществам данного  подхода относятся достаточно высокий  уровень объективности исходной финансовой информации и достаточная  стабильность получаемой нормы прибыли. Главным же его недостатком являются сравнительно высоки затраты на организацию и проведение контролирующих функций и регулирующих действий.

При использовании второго  подхода основной упор делается на создание у компании-оператора стимула  на всемерное снижение издержек и  повышение эффективности функционирования компании. Причем добиться формирования такого мотива можно различными способами, одним из которых является прямое ограничение уровня тарифов на предоставляемые  телекоммуникационные услуги при отсутствии, однако, ограничений на норму прибыли, получаемую компанией. Такого рода мотивационное  государственное регулирование  в области услуг дальней связи  успешно применяется со второй половины 80-х годов в Великобритании и  США, а в конце 90-х годов уже  более половины стран Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) использовали этот подход. К преимуществам  данного подхода следует отнести  создание оптимальных условий для  дальнейшего снижения издержек при  достаточно несложном механизме  государственного регулирования и  в целом очень незна­чительных  затратах на его осуществление. При  этом сохраняются все возможности  для компаний-операторов для реализации ими самостоятельной ценовой  стратегии. Основным недостатком мотивационного метода является широкий диапазон возможных  колебаний нормы прибыли компании-оператора  в зависимости от текущей конъюнктуры  рынка.

В самом общем случае процесс  ценообразования на телекоммуникационные услуги определяется следующими факторами: общим уровнем развития научно-технического прогресса, процессами углубления международного разделения труда, техническим уровнем  развития телекоммуникационных сетей, а также фактическим уровнем  платежеспособного спроса основных групп — потребителей данных услуг, объемами и структурой затрат производителей, применяемыми подходами государственного регулирования тарифов телекоммуникационных компаний-операторов, реальной степенью монополизации телекоммуникационного рынка и сложившимся уровнем конкуренции.

Одним из наиболее распространенных видов ценообразования на телекоммуникационные услуги является «ценовая дискриминация», цель которой — привлечение дополнительных источников финансирования для дальнейшего  развития компаний-операторов. Для  реализации этой стратегии, например, может быть использована практика установления целенаправленно завышенных тарифов  на подключение к телекоммуникационным сетям, значительное увеличение цены за установку телефона в случае существенного  уменьшения сроков предоставления такой  услуги, а также установление более  высоких тарифов на новые виды телекоммуникационных услуг, в частности, на услуги сотовой связи, доступа  в Интернет и т.д. Так, в Японии политика существенного повышения  цен за подключение к телекоммуникационным сетям использовалась еще в 60-е  годы, а стоимость такого подключения  в то время была примерно в 3 раза больше, чем в конце 90-х годов. Столь высокие тарифы были, естественно, доступны ограниченному кругу потребителей, но это позволяет компаниям-операторам в относительно короткие сроки собирать значительные дополнительные средства для развития и совершенствования  своих телекоммуникационных сетей. Такого рода стратегия ценовой дискриминации  в Великобритании широко использовалась в конце 80 — начале 90-х годов.

Сегодня вес еще нерешенным вопросом остается структура и точная оценка себестоимости различных  видов телекоммуникационных услуг. Проблема имеет два аспекта. С  одной стороны, пока еще не разработана  всеобъемлющая и надежная методика, которая распределяла бы затраты  по конкретным видам широчайшего  спектра предоставляемых телекоммуникационных услуг, хотя подобные исследования уже  проводились Федеральной комиссией  связи (ФКС) США, Департаментом телекоммуникаций (Office of Telecommunications, Oftel) Великобритании. Существует еще более 10 методических разработок в этой области. А с другой стороны, становится все более очевидным, что и сами компании далеко не всегда заинтересованы в предоставлении соответствующей фактической информации для государственных регулирующих органов, которая могла бы отражать реальные издержки компании-оператора. И в этом нет ничего удивительного, поскольку при повсеместно наблюдающейся общей понижательной тенденции цен на эти услуги подобная информация может служить дополнительным основанием для дальнейшего понижения применяемых компанией-оператором тарифов на данный вид телекоммуникационных услуг.

Абонентская плата за пользование  телекоммуникационной сетью изменяется в зависимости от продолжительности  времени ее использования, а сам  тариф — в зависимости от времени  суток. В период наибольшей нагрузки в телекоммуникационной сети компанией-оператором обычно устанавливается максимальный тариф для того, чтобы избежать значительных затрат по приобретению и установке дополнительного  дорогостоящего оборудования, способного обрабатывать возникающие в это  время максимальные объемы информации.

Другим объективным критерием  для оценки величины тарифа на телекоммуникационные услуги является расстояние, на которое  осуществляется передача информации или  голоса. Однако в последнее время  из-за усиления конкурентной борьбы при  одновременно значительном росте пропускной способности, вызванном широким  применением волоконно-оптических сетей и другого прогрессивного оборудования, ряд компаний-операторов все чаще предлагают тарифы, которые  не учитывают, на каком расстоянии друг от друга находятся соединяемые  абоненты. Такие тарифные планы с  конца 90-х годов, в частности, предлагают американские компании «AT&T» и  «Sprint», тарифы которых составляют лишь 5— 10 центов за 1 мин. разговора.

В подавляющем большинстве  стран телекоммуникационные услуги возведены государством в ранг услуг, имеющих социально важное значение, в связи с чем выделяет отдельную  категорию так называемых универсальных  услуг, которые характеризуются  общедоступностью, определенным уровнем  гарантированного качества и льготным тарифом (в отдельных случаях  он может быть даже ниже себестоимости).

В разных странах по-разному  решается вопрос о статусе, режиме функционирования и способах субсидирования подобных компаний. Так, в Великобритании государство  санкционирует только одного поставщика «универсальных услуг». В США такие  услуги предоставляют несколько  компаний-операторов, причем субсидируются  только те операторы, которых выбирают сами потребители услуг. Способ финансирования компаний-операторов, предоставляющих  «универсальные услуги» в США  после принятия Акта о телекоммуникациях (The Telecommunication Act) в 1996 г., основан на ежеквартальном сборе и распределении средств  через специальный федеральный  Фонд универсальных услуг.

 

4 Перспективы развития мирового рынка телекоммуникационных услуг

Согласно данным исследования, проведенного аналитической фирмой Pyramid Research, после увеличения объема мирового рынка телеком-услуг в 2011 г. примерно на 7% его успехи в будущем  году будут более скромны –  рост, вероятно, не превысит 4%. Причины  аналитики в основном видят в  неустойчивой глобальной экономической  ситуации.

В Pyramid Research полагают, что  в 2012 г. доходы от телекоммуникационных сервисов достигнут 1,7 трлн долл., что  составит 2,4% от мирового внутреннего  валового дохода. Наиболее быстрорастущим представляется сегмент устройств  для мобильной широкополосной связи (смартфоны, планшетные ПК и др.), поскольку  цена на такие устройства снижается, создавая благоприятные условия  для увеличения их проникновения  на развивающиеся рынки. В связи  с этим Pyramid прогнозирует повышение "веса" национальных операторов развивающихся  стран в мировом операторском рейтинге и утрату прежних высоких  позиций некоторыми игроками развитых стран. В частности, быстро сокращается  разрыв между латиноамериканским оператором America Movil, на сегодня номером три  в мировом рейтинге провайдеров, и Vodafone, пока остающейся номером два. Кроме того, весьма вероятно, что  более высокие позиции займут индийский оператор Bharti Airtel и африканский MTN, а Deutsche Telekom может существенно  потерять очки.

На широкополосных (проводных) и медиасервисах скажется неустойчивость рыночной ситуации, и распространение  сетей FTTH в мире существенно замедлится, а предпочтения будут отданы каналам VDSL (в частности, такая тенденция  характерна для крупнейшего американского  оператора Verizon). Это связано с  большими, чем для каналов VDSL, затратами  на строительство FTTH и более длительным периодом возврата инвестиций. Самые  крупные рынки, где продолжается расширение оптоволоконных сетей, это  Россия и Китай, но там используется не FTTN (Fiber to the Node – волокно до узла), а менее дорогая технология FTTB (Fiber To Building – волокно до здания). В странах Ближнего Востока, особенно в ОАЭ и Турции, предпочтения операторов по-прежнему отданы оптоволоконной последней миле.

Информация о работе Телекоммуникационный комплекс в мировой экономической системе