Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать особенности современные тенденции развития общественного сектора.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность общественного сектора в рыночной экономике!?!
- изучить специфику развития общественного сектора в экономике!?!
- исследовать структуру и механизм организации развития общественного сектора.
Глава 1. Общественный сектор экономики
Понятие общественного сектора.
Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.
Эффективность общественного сектора и благосостояние общества.
Глава 2. Концептуальные основы общественного сектора
Общественный сектор в рыночной экономике
Специфика развития общественного сектора в экономике
Доходы общественного сектора
Глава 3. Современные тенденции развития общественного сектора
3.1 Структура и механизм организации
3.2 Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования
3.3 Перспективы развития общественного сектора в РФ.
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика общественного сектора»
тема: Тенденции развития общественного сектора
Выполнила студентка
Группы №з30710/20
А. В. Смирнова
Проверил к.э.н, доцент
каф. Национальная экономика
А. Б. Тесля
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общественный сектор экономики
Глава 2. Концептуальные основы общественного сектора
Глава 3. Современные тенденции развития общественного сектора
3.1 Структура и механизм организации
3.2 Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования
3.3 Перспективы развития общественного сектора в РФ.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экономика общественного сектора одна из самых молодых отраслей экономической науки. Ее становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Темне менеена сегодняшний день предмет этой научной дисциплины окончательно еще не сформировался.
Экономики общественного сектора как наука возникла как синтетическая отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических и социальных наук.
Микроэкономический подход в общественном секторе реализуется на практике при решении вопросов регулирования естественных монополий и при организации производства клубных благ. Поэтому эти вопросы часто включаются в общий курс микроэкономик.
Неоклассическая экономическая
теория в начале века попыталась подойти
с микроэкономических позиций к
такому макроэкономическому
В первой половине XX в. финансовая
наука и теория государственных
финансов, а также теория государственного
предпринимательства
С глобализацией общественного развития усиливается взаимодействие мировых культур, происходит не только воздействие западных цивилизаций на другие, но и обратный процесс обогащения западной культуры системой ценностей других цивилизаций.
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что
состояние общественного
Цель курсовой работы –
исследовать особенности
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность общественного сектора в рыночной экономике!?!
- изучить специфику развития общественного сектора в экономике!?!
- исследовать структуру
и механизм организации
Объектом исследования является - общественный сектор.
Предметом изучения данной работы – механизм развития общественного сектора.
В первую очередь следует определить то же такое общественный сектор. Для этого нужно рассмотреть структуру и механизм общественного сектора, а так же масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.
Дальше разберем концептуальные основы общественного сектора, то есть общественный сектор в рыночной экономике и специфику развития общественного сектора в экономике.
И в заключение рассмотрим современные тенденции развития общественного сектора
ГЛАВА 1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
«Общественный сектор является
совокупностью ресурсов экономики,
находящихся в распоряжении государства
и общественных организаций (в том
числе органов местного самоуправления)»1.В
настоящее время актуален подход рассмотрения,
как рыночных механизмов, так и общественного
сектора с позиции теории прав собственности.
В связи с этим общественный сектор становится
механизмом уменьшения транзакционных
издержек. Общественный сектор экономики
– это сфера деятельности, ориентированная
на ликвидацию провалов рынка, создание
общих и социально значимых благ.
Общественный сектор является достаточно
сложным образованием и значительной
мере пересекается с государством. В его
состав входят бюджетные учреждения, государственные
внебюджетные фонды и государственные
предприятия, и другие объекты госсобственности.
Помимо названных институтов, к общественному
сектору в широком смысле слова относятся
негосударственные некоммерческие организации.
Сектор некоммерческих организаций, получивший
большое развитие в ведущих зарубежных
странах, является важным элементом гражданского
общества. Эти структуры осуществляют
свою деятельность в сфере провалов рынка
и не ориентированы на получение прибыли.
Цели и задачи их деятельности закрепляются
в уставе. Некоммерческие организации
могут получать прибыль, но она направляется
исключительно на достижение уставных
целей. Важным отличием некоммерческих
организаций от государственных является
то, что они создаются на добровольных
началах и функционируют независимо. Они
отличаются большей открытостью и ответственностью
перед потребителями их услуг. В ряде случаев
некоммерческим организациям может передаваться
часть регулирующих функций, традиционно
выполняемых государством. [1]
Общественный сектор представляет
собой такую область экономики
или часть экономического пространства,
где в совокупности определяются
следующие специфические условия:
1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.
Существуют различные
способы оценки масштабов общественного
сектора и степени его
Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.
Масштабы государственной
собственности в различных
В России удельный вес промышленных
предприятий государственной
Таблица №1
«Удельный вес предприятий
государственной и
|
1995 |
2006 | ||
объем промышленной продукции |
численность промышленно-производственного персонала |
объем промышленной продукции |
численность промышленно-производственного персонала | |
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||
государственная |
9,7 |
15,9 |
8,1 |
13,2 |
муниципальная |
1,3 |
1,9 |
1,2 |
2,4 |
Из всей промышленности по отраслям: |
||||
электроэнергетика |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
10,3 |
13,1 |
10,7 |
11,3 |
муниципальная |
3,4 |
9 |
8,7 |
18,8 |
топливная промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
3,9 |
11,1 |
1,7 |
3,8 |
муниципальная |
0 |
0,1 |
0 |
0,2 |
черная металлургия |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
0,4 |
муниципальная |
0 |
0 |
0 |
- |
цветная металлургия |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
5,6 |
8,7 |
6,9 |
12,3 |
муниципальная |
0 |
0 |
0 |
- |
химическая и нефтехимическая промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
10 |
17,2 |
4,8 |
7,5 |
муниципальная |
0,3 |
0,4 |
0 |
0,1 |
машиностроение и |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
18,3 |
23,5 |
18,4 |
20,8 |
муниципальная |
0,6 |
0,6 |
0,2 |
0,5 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
9,5 |
13,1 |
6,3 |
13 |
муниципальная |
0,9 |
1,3 |
0,4 |
1,5 |
промышленность строительных материалов |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
12 |
10,7 |
11,3 |
9,9 |
муниципальная |
7 |
3,7 |
1,1 |
1,1 |
легкая промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
7 |
6,1 |
4,6 |
7,3 |
муниципальная |
1,1 |
3,6 |
1,2 |
3,2 |
пищевая промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
8,8 |
9,8 |
4,3 |
6 |
муниципальная |
1,1 |
1,6 |
0,9 |
1,9 |
В разных странах время
от времени предпринимаются
Размер общественного
сектора в экономике
В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:
1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;
2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;
3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению
Информация о работе Тенденции развития общественного сектора