Тенденции развития общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности современные тенденции развития общественного сектора.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность общественного сектора в рыночной экономике!?!
- изучить специфику развития общественного сектора в экономике!?!
- исследовать структуру и механизм организации развития общественного сектора.

Содержание работы

Глава 1. Общественный сектор экономики

Понятие общественного сектора.

Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой.

Эффективность общественного сектора и благосостояние общества.


Глава 2. Концептуальные основы общественного сектора

Общественный сектор в рыночной экономике

Специфика развития общественного сектора в экономике

Доходы общественного сектора


Глава 3. Современные тенденции развития общественного сектора

3.1 Структура и механизм организации

3.2 Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования

3.3 Перспективы развития общественного сектора в РФ.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭОС курсовик.docx

— 65.61 Кб (Скачать файл)

Если же речь идет о неконкурентоспособных  предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью  или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Применить специфические  возможности государства для  того, чтобы повысить доходы предприятия  по сравнению с уровнем, достижимым при свободном действии рыночных сил, значит осуществить принудительное перераспределение. Между тем интересы отдельного предприятия или их группы сами по себе не способны служить основанием для перераспределения ни при каком истолковании справедливости. Другой вопрос, что создание преимуществ для предприятия или организации иногда служит инструментом и промежуточной стадией перераспределительного процесса, от которого выигрывают некоторые слои населения. Однако в этом случае дополнительные доходы не остаются на предприятии.

При прочих равных условиях доходы государственного предприятия  тем позитивнее отражаются на доходах  общественного сектора, взятого  в целом, чем меньше рыночное поведение  этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся  в частной собственности. Говоря упрощенно, если бы государственное  предпринимательство служило только способом пополнения казны, то наилучшей  его формой была бы покупка акций  высокодоходных частных компаний при  минимальном вмешательстве в  их оперативную деятельность. Конечно, производство товаров и услуг  в общественном секторе имеет, как  правило, другие доминирующие цели и  связанные с ними особенности, которые  будут рассматриваться, в частности, в главе одиннадцатой. Но при анализе  этих особенностей проблема государственных  доходов, оставаясь важной, все же не играет центральной роли.

Когда же на первом плане  находится именно эта проблема, экономист  должен, не оставляя без внимания доходы государственных предприятий, в  первую очередь анализировать налоговую  часть поступлений. Именно в ней  в наибольшей степени проявляется специфика экономической роли государства. Формирование этой части государственных доходов подчиняется особого рода закономерностям, которые детально изучает теория общественных финансов.

 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО  СЕКТОРА

3.1 Структура и механизм  организации

Совокупность ресурсов, находящихся  в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики –  это сфера деятельности, ориентированная  на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные  учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся  в собственности государства, ориентированы  на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному  сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых  является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в  широком смысле слова относятся  негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих  зарубежных странах, является важным элементом  гражданского общества. Эти структуры  осуществляют свою деятельность в сфере  провалов рынка и не ориентированы  на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут  получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством. [2]

Общественный сектор–  это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики  или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

• рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

• производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

• экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного  сектора характеризуется как  размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом  государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых  средств). Общественный сектор традиционно  занимает прочные позиции в таких  сферах деятельности, как оборона, фундаментальные  научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного  сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще  в конце Х I Х века) доля общественного  сектора в экономике постоянно  увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту  закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает  как один из субъектов рынка, а  в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

В первом случае речь идет о  спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование  этих по природе рыночных явлений  в нерыночном общественном секторе  обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами  необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический  оборот общественного сектора. В  рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается  равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных  институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную  особенностями спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия насубъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

 

 

3.2 Общественный сектор российской экономики: контуры государственного регулирования

Государство выступает специфическим  субъектом экономического пространства, в том числе в общественном секторе экономики, где рыночные механизмы функционируют своеобразно.

Особенностью данного  сектора является объективно обусловленное  использование методов государственного регулирования в целях достижения экономического равновесия между спросом  и предложением производимых им общественных благ.

В настоящее время большинство  экономистов признает необходимость  и целесообразность сочетания частной  рыночной инициативы и государственных  усилий в решении социальных и  экономических вопросов. Однако между  ними существуют достаточно серьезные  разногласия относительно пропорций  этого сочетания, контуров государственного регулирования экономических процессов и форм общественного контроля социальной политики государства [2, с. 21].

Активное участие государства  в хозяйственных процессах обусловлено  ограниченной эффективностью механизма  рыночного регулирования в ряде сфер экономической жизни. Рынок  оказывается малоэффективным в  процессе перераспределения доходов, при организации денежного обращения, предоставлении общественных товаров  и решении экологических проблем. Невозможно обеспечить чисто рыночными  методами правовое поле функционирования экономики, поддержание конкурентной среды, гарантию права на труд, проведение антимонопольной и антиинфляционной профилактики, развитие фундаментальных  научных исследований с длительными  сроками окупаемости и другие важные народнохозяйственные процессы. Совокупность подобных общественных нужд определяет максимально допустимые границы государственного регулирования  экономического пространства и минимально необходимые границы регулирования  реального рынка.

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную, отличную от рыночного, конструкцию и специфику, связанную с особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ предполагает равномерное удовлетворение спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что оно реализуется государственными и негосударственными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ покрывают потребители в виде налогов и добровольных платежей.

Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, а равновесие между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие» [6, с. 53]. Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения общественных благ и, с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъекты хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ [6, с. 56].

Стратегия государственного регулирования экономического пространства направлена сегодня на постепенное  сокращение прямого управления при  усилении косвенного воздействия государства. Размеры поддержки отраслей, производственных комплексов и предприятий за счет средств бюджетов разных уровней  крайне малы, при этом происходит переход  от бюджетного финансирования крупных  программ к поддержке отдельных  эффективно работающих компаний. Представляется, однако, что поспешный уход государства  из определенных сфер деятельности является преждевременным, а масштабы и формы, в которых оно продолжает осуществлять контроль в тех сегментах экономики, где еще сохраняет свое присутствие, далеко не всегда можно считать адекватными.

При исследовании общественного  сектора следует говорить о необходимости  возрастания государственного регулирования. Так, например, доля бюджетных ассигнований на образование, на инвестиции в человека, включая здравоохранение, на развитие, включая науку, в России составляют примерно 20%, а в развитых странах  эта доля составляет 80% [3]. Получается, что государство недофинансирует  образование (в 2,5 раза по отношению  к среднемировым пропорциям) и  здравоохранение (в 2 раза).

Если превратить средства Стабилизационного фонда (на 1 января 2007 г. его величина составляла 89,13 млрд долл., а на 1 апреля 2007 г. – уже 108,11 млрд долл.) [5] в бюджет развития, направив эти деньги на образование, науку, здравоохранение и стимулирование инвестиций, то Россия по доле расходов бюджета ВВП вышла бы на уровень европейских стран, а по пропорциям расходов на здравоохранение, образование и науку приблизилась бы к среднемировым стандартам.

Информация о работе Тенденции развития общественного сектора