Теневая экономика, её предпосылки и институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сектор теневой экономики его представителей и институты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, состав и подходы к анализу
Рассмотреть основные институты теневой экономики
Рассмотреть представителей теневой экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………… 4
Понятие и система ненаблюдаемой экономики………………………….. 4
Неформальные институты теневой экономики…………………………… 8
2 ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИНСТИТУТЫ………………15
2.1 Наркобизнес как глобальная проблема XXI века……………………… 15
2.2 Основные сегменты теневой экономики в России……………………….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24
Список использованных источников………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа2.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет

имени М.Т.Калашникова»

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему «Теневая экономика, её предпосылки и институты»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:         студент гр. Б 02-511-1

Малкова М.О.

 

Научный руководитель:      к.э.н., доцент

Е.Б. Хоменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2012

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………….… 4

    1. Понятие и система ненаблюдаемой экономики………………………….. 4
    2. Неформальные институты теневой экономики…………………………… 8

2 ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИНСТИТУТЫ………………………………………. 15

2.1 Наркобизнес  как глобальная проблема XXI века……………………… 15

2.2 Основные  сегменты теневой экономики в  России……………………….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24

Список  использованных источников………………………………………… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономической науке  есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления  и степень его изученности  были бы настолько несопоставимы. Эта  проблема теневой экономики, которая  охватывает все сферы жизнедеятельности  общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего  влияния на протекание большинства  обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа. На основе выше перечисленного рассматриваемая мною в курсовой работе тема является актуальной.

Цель работы - рассмотреть сектор теневой экономики его представителей и институты.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность, состав и подходы к анализу
  2. Рассмотреть основные институты теневой экономики
  3. Рассмотреть представителей теневой экономики

 

 

 

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПРОБЛЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

    1. Понятие и система ненаблюдаемой экономики

 

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, то есть запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей.

«Теневая» экономика, или, лучше сказать, ненаблюдаемая экономика,- явление, присущее всем странам мира. Сегодня  его следует рассматривать в  качестве мощного социально - экономического фактора. Национальная статистическая служба, формирующая основные макроэкономические показатели, призвана обеспечить измерение общего размера экономики страны вне зависимости от того, в какой степени респонденты сотрудничают с национальным правительством и со статистическим ведомством. Вот почему официальная статистика должна выявить взаимосвязи легальной экономики с её «теневым» сектором, институциональные особенности  национальной экономики, стимулирующие «уход» экономических агентов «в тень», типичные проявления «теневой» активности и способы сбора сведений о них. «Существует много областей экономики, где о качестве информации мы имеем лишь самое слабое представление, поскольку по ним вообще отсутствуют данные», - писал О. Моргенштерн [3, с. 7]. Именно поэтому статистические наблюдения должны быть ориентированы на получение оценок «масштабов действительной фальсификации в экономической статистике» с тем, чтобы иметь возможность корректировать макроэкономические характеристики. [3, с. 8].

Скрытое производство включает в себя законную деятельность, которая скрывается или приуменьшается с целью уклонения от уплаты налогов, взносы в социальные фонды, выполнения административных обязанностей (соблюдения трудового законодательства, требований безопасности, ведения отчётности и т.д.). Бесспорно надёжность измерений экономических процессов зависит от качества организации статистических наблюдений, но при этом нельзя не согласиться с О. Моргенштерном, когда он пишет, что « … результаты могут быть крайне сомнительными в основном из-за наличия той весьма существенной части информации, которая намеренно искажается из-за боязни платить налоги».

Неформальная деятельность осуществляется не корпоративными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам, для обеспечения дохода и занятости их членов, а также теми предприятиями, где отношения между нанимателем и работниками не оформлены юридически.

Для организации статистического  наблюдения следует учитывать различные типы институциональных единиц, участвующих в нерегистрируемой экономической деятельности:

·  национальные корпорации;

·  иностранные корпорации;

·  некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам.

Первые два типа делятся на крупные, средние и малые предприятия. Это деление не основано на юридических нормах, а ориентировано исключительно на реализацию статистических целей [3, с. 9].

В некорпоративных предприятиях, принадлежащих  домашним хозяйствам, выделяется:

·  домашние хозяйства, производящие продукты для собственного потребления;

·  домашние хозяйства, производящие товары и услуги на рынок;

·  зарегистрированные индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Главной действующей силой в  области ненаблюдаемой экономики  является население.

Взаимодействие населения (домашних хозяйств) и «теневой» экономики осуществляется следующим образом. Во-первых, домашние хозяйства производят затраты денежных средств (или обменные операции товарами и услугами) в секторах экономики, связанных с «теневой» деятельностью, т.е. в данном случае домашнее хозяйство выступает в роли потребителя продукции «теневой» деятельности. Во-вторых, домашние хозяйства получают доходы и осуществляют затраты труда в секторах связанных с теневой экономикой, иначе говоря, выступают в роли получателей доходов от «теневой» занятости и использования активов. В-третьих, домашние хозяйства представляют собой непосредственно часть «теневой» деятельности, осуществляемой некорпоративными предприятиями домашних хозяйств и не учитываемой официальной статистикой. Примерами последнего могут служить личное подсобное сельское хозяйство без продажи продукции, строительство для собственных нужд и др. Эти явления получили заметное развитие В России и других странах с переходной экономикой.

Учитывая высокую склонность населения  скрывать доходы, можно смело утверждать, что подавляющая часть лиц, имеющих  вторичную занятость, не показывает свои доходы (по крайней мере, полностью) в налоговых декларациях и в статистической отчётности. Иначе говоря, вторичная занятость представляет собой тот социально-экономический феномен, который способствует развитию «теневой» экономики и, в свою очередь, зависит от степени её распространённости.

Аспекты изучения теневой деятельности:

Разработка методов измерения  теневой и нелегальной деятельности, в частности, важна не только для  получения представления о масштабах  и тенденциях развития теневой экономики, но и для повышения достоверности показателей официальной статистики. Этим определяются два аспекта в изучении теневой и нелегальной экономике:

-   оценка теневой экономической  деятельности государственной статистикой как компоненты национальной экономики;

-   изучение теневой экономической  деятельности как самостоятельного объекта.

Разработка первого аспекта  затруднена наличием ненаблюдаемой  неофициальной и нелегальной экономики, ошибками измерения, нехваткой методик, недостатками методов измерения.

Подходы к измерению нелегальной  экономической деятельности также  можно разделить на две группы:

- оценка нелегальной экономической деятельности как части теневой экономической деятельности;

- исследование отдельных составляющих нелегальной экономической деятельности.

Государственная статистика России использует понятие «ненаблюдаемая экономика», которое включает следующие элементы:

1.  Скрытая экономическая деятельность  – законная деятельность, преуменьшаемая с целью уклонения от уплаты налогов;

2.  Неформальная деятельность, то  есть деятельность индивидуальных  производителей, домашних хозяйств, которая не охватывается официальной  отчётностью;

3.  Нелегальная экономическая  деятельность, охватывающая производство товаров и услуг, запрещённое существующим законодательством. [2, с.9].

Неформальная экономика представлена, как правило, предпринимателями, уклоняющимися от налоговых платежей (полностью или частично). Рост масштабов нелегальной экономики может отражать и чрезмерную тяжесть налогового бремени. Поэтому во всех странах государство, с одной стороны, определяет оптимальный уровень налоговых платежей, а с другой – административными мерами преследует неплательщиков налога, поскольку эта неуплата препятствует проведению эффективной социальной политики (рост размеров пенсий, пособий, стипендий, развитие образования и здравоохранения, проведение природоохранных мероприятий и др.).

Криминальная экономика связана  с преступными источниками дохода (производство подделок, контрабанда, финансовые аферы, наркобизнес, сутенёрство, рэкет и т.д.), из которых самым социально опасным признаётся коррупция – взяточничество государственных служащих.

Коррупция делает государственное  регулирование экономики неэффективным, поскольку в результате её общественные средства распределяются и используются вопреки соображениям социальной целесообразности, исходя из размеров взятки. Социальная опасность коррупции в том, что она подчиняет ресурсы общества интересам преступного сообщества, поддерживает и защищает это сообщество. Поэтому борьба с коррупцией признаётся во всём мире в качестве основного условия социальной и экономической эффективности деятельности государственного аппарата (особая проблема здесь порождается тем, что борьбу с чиновничьей коррупцией должен вести сам чиновничий аппарат) [7, с.367].

 

1.2 Неформальные институты теневой экономики

 

Возникшие в основном после  распада СССР и прекращения руководящей роли КПСС, новые теневые институты - неоднородны. В их состав входят две основные группы.

Первая группа - институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур - политических, правовых, хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Поэтому сегодня есть все основания говорить о наличии "сквозных" теневых экономических институтов. Такими "сквозными" (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются: 1) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки); 2) теневой сбыт продукции; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) обналичивание; 5) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата; 6) теневые экспортно-импортные операции; 7) теневой отток капитала; 8) теневое инвестирование; 9) теневая занятость; 10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция. Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как "теневой нарост на теле" официальных, в том числе и государственных организаций. Остановимся подробнее на некоторых из них.  [1, с.15]

Нецелевое использование бюджетных средств - направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Наиболее часто это происходит в случае передачи средств федерального бюджета в регионы. Их использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления  1) решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории и 2) воровство государственных средств. В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства "отмываются" через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.

Информация о работе Теневая экономика, её предпосылки и институты