Теневая экономика, её предпосылки и институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сектор теневой экономики его представителей и институты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, состав и подходы к анализу
Рассмотреть основные институты теневой экономики
Рассмотреть представителей теневой экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………… 4
Понятие и система ненаблюдаемой экономики………………………….. 4
Неформальные институты теневой экономики…………………………… 8
2 ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИНСТИТУТЫ………………15
2.1 Наркобизнес как глобальная проблема XXI века……………………… 15
2.2 Основные сегменты теневой экономики в России……………………….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 24
Список использованных источников………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа2.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1998 года органами ФСБ России самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами ежегодно из незаконного оборота изымается в среднем 4 т наркотических средств. В первом полугодии 2001 года по разработкам органов безопасности изъято 634 кг героина, 127 кг опия, 1018 кг гашиша и 801 кг марихуаны.

Годовой оборот наркобизнеса в России достиг значительных масштабов: если в 1997 году он составил более 2,5 млрд. долларов, в 1998 году уже перешагнул рубеж в 3 млрд. долларов15, то в 2003 году он был равен уже 18 млрд. долларов16.

Ежегодно из незаконного оборота  изымается более 60 т наркотиков, в том числе: подразделениями  МВД - до 50 т; таможенной службой - более 8 т; Федеральной пограничной службой  – 2,5-З т17.

За период с 1992 по 1998 год граждане 87 иностранных государств совершали незаконные операции с наркотиками на территории Российской Федерации. В 1998 году из числа лиц, задержанных за правонарушения, связанные с наркотиками, 87,2% были гражданами России, 12,8% - иностранцами и лицами без гражданства.

Анализ оценок степени активности в незаконном распространении наркотиков в России различных этнических преступных группировок выявил следующую картину: армянские составили 9%; среднеазиатские - 51%; грузинские - 12%; прибалтийские - 12%; азербайджанские - 67%; чеченские - 33%; цыганские - 61%. [10]

 

 

 

2.2 Основные сегменты теневой экономики в России

 

Наиболее популярными схемами  ухода от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль стали так называемые фирмы-однодневки. Об этом сообщает газета "РБК Daily" со ссылкой на обзор схем уклонения от налогообложения, составленный управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве по итогам первого квартала 2008 года.

В большинстве описываемых налоговиками схем ухода от уплаты налогов использовались фирмы-однодневки с фиктивными учредителями, которые при опросе мытарей утверждали, что они не вели предпринимательской деятельности, не назначали директоров, не подписывали никаких документов и вообще знать не знают о существовании собственного довольно прибыльного бизнеса. По данным УФНС, торговые компании активно используют цепочки поставщиков, в расчетах между которыми «теряется» НДС и существенно уменьшается налог на прибыль. При этом эти компании имеют одинаковый адрес и совпадающие ФИО руководства. Активно осуществляя (на бумаге) предпринимательскую деятельность и требуя возместить из бюджета значительные суммы НДС, организации имеют два-три человека сотрудников в штате, а расчеты между контрагентами датированы одним днем.

«Налоговики нащупали у компаний слабое звено, недобросовестных контрагентов, и активно этим пользуются, - говорит  главный редактор газеты «Учет. Налоги. Право» Алексей Стариков. - Подобные претензии теперь поставлены на поток». Дело в том, что многие компании по инерции рассчитывают, что раз с бумагами по сделке формально все в порядке, то по крайней мере в суде удастся отбиться. «Сегодня это уже не так, и еще до разбирательства компания должна позаботиться не только о формальностях (то есть идеальных документах), но и доказать реальность сделки, а также отсутствие любых связей с контрагентами, выходящих за рамки деловых», - констатирует Алексей Стариков.

Между тем, по словам г-на Путилина, от перечисленных чиновниками схем большинство компаний отказались полтора-два  года назад, хотя они были весьма популярными  в 2003-2005 годах. Сейчас, если у бизнеса  есть необходимость в использовании  трансфертных цепочек движения товаров  и денег, выстраиваются «защищенные» схемы, где фирмы наделяются признаками компаний, ведущих реальный бизнес. При этом часть фирм часто регистрируют в отдаленном регионе, где есть возможность «договориться» с местными налоговиками о «подтверждении встречных оборотов» в случае запроса на встречную проверку, например из московских инспекций. «Компании не отказываются от схем вообще, поскольку налоговая нагрузка может серьезно снизить прибыльность бизнеса или привести его к банкротству, но они отказываются от лобовых схем», - делает вывод Дмитрий Путилин.

Проблема разграничения законных методов налоговой оптимизации  и схем ухода от налогов в последние  годы волнует финансовых руководителей  практически любого предприятия. В  настоящее время готовятся несколько  законопроектов, призванных четко разграничить эти понятия. Однако вряд ли эти проекты  в ближайшее время превратятся  в законы. Чем же сейчас руководствуются налоговые органы при налоговых проверках и как сами налогоплательщики разграничивают оптимизацию и уход от уплаты налогов, мы попытались выяснить на «круглом столе» с участием представителей компаний, фискальных ведомств и независимых юристов.

Проблема разграничения законных методов налоговой оптимизации  и схем ухода от налогов в последние  годы волнует финансовых руководителей  практически любого предприятия. В  настоящее время готовятся несколько  законопроектов, призванных четко разграничить эти понятия. Однако вряд ли эти проекты  в ближайшее время превратятся  в законы. Чем же сейчас руководствуются налоговые органы при налоговых проверках и как сами налогоплательщики разграничивают оптимизацию и уход от уплаты налогов, мы попытались выяснить на «круглом столе» с участием представителей компаний, фискальных ведомств и независимых юристов. [11]

Быстро растущий рынок художественных изделий и археологических предметов  также привлек внимание организованных преступных элементов. Установлено, что  ежегодно похищается произведений искусства  на сумму 4,5 млрд. долл. для продажи  их на мировом рынке. Сейчас в розыске  находятся 45 тыс. произведений искусства, причем ежемесячно этот список пополняют 2 тыс. новых предметов.

В докладе Генерального секретаря  ООН выделяются две главные категории предметов, которые стремятся приобрести организованные в группировки преступники.

Первая категория - это художественные изделия и ценные антикварные  предметы, которые находятся в  музеях, церквах, галереях и частных  коллекциях главным образом в странах Западной Европы, и в последнее время, благодаря большей открытости границ, в странах Центральной и Восточной Европы, а также в государствах, составлявших ранее СССР.

Ко второй категории принадлежат  художественные предметы, имеющие культурную ценность, которые находятся в основном в местах проведения археологических раскопок (гробницы, храмы, останки древних человеческих поселений), а также в музеях развивающихся стран в Африке, Азии и Латинской Америке.

Если предметы первой категории  поступают на рынок художественных изделий западных стран, где они, иногда при соучастии беспринципных  агентов по продаже художественных изделий, становятся частью частных  коллекций, то изделия второй категории, поступающие из развивающихся стран  в развитые страны, приобретаются  не только частными коллекционерами, но также и некоторыми музеями. Усилия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры добиться возвращения этих предметов в страны их происхождения часто оказываются безуспешными, ввиду якобы неведения тех, кто их приобрел.

Предметы искусства поступают  на нелегальный рынок художественных ценностей из трех основных источников:

хищения из музеев, церквей и частных  коллекций;

 нелегальный вывоз ценностей  их законными владельцами;

 незаконные раскопки археологических  памятников.

Существует множество возможностей пройти таможенный контроль, их трудно даже перечислить, но самыми простыми являются следующие:

если это картина, то она скручивается в рулон и кладется внутрь специального контейнера, какой-либо емкости, либо, к примеру, внутрь ковра, если это живопись по дереву, например, икона, она помещается в двойное дно багажника автомобиля, либо в двойное дно предметов мебели и т. д. Иногда для провоза предметов живописи специально покупаются какие-либо вещи, которые выбрасываются сразу же после прохождения пограничного контроля;

 если это предметы из археологических  раскопок, их могут спрятать в  грузовиках или спальных вагонах  поездов, следующих через границу.  Часто ту или иную вещь могут  разбить с тем, чтобы потом  благополучно склеить вновь; если  это античные монеты, то меняются  их характеристики в таможенной декларации, и они также провозятся через границу.

При попытке незаконного провоза  вещам часто наносится огромный вред, иногда мы находим их совершенно измененными по форме, либо разбитыми на множество кусков. Каждый год в Италии происходит, 1500 - 1800 случаев хищения культурных ценностей, при этом похищается 15000 -20000 предметов. 50% хищений происходит из частных коллекций, 35% из церквей и различных общественных мест, банков, учебных заведений и т. д., 10% составляют кражи из государственных и 3% из личных музеев. Чаще всего похищаются драгоценности, в 20% случаев -античные изделия, в 15% -картины, в 13% -иконы и церковная утварь, в 10% -предметы из археологических раскопок, в 7% -изделия нумизматики, в 5% -скульптура, книги и т. д. Наибольшему риску быть украденными подвергаются ценности, находящиеся в церквях и частных коллекциях, т. к. они, как правило, не имеют никакой охраны.

Уровень латентности данного вида преступности достаточно высок, поскольку  далеко не все пострадавшие заявляют о краже. Причины к тому могут  быть следующие:

художественные ценности могли  быть получены от незаконной деятельности;

может иметь место вымогательство, когда у владельца пытаются выманить деньги за ту или иную украденную вещь;

иногда вещь просто невозможно объявить в розыск, т. к. владелец не может  привести никаких данных об украденной вещи.

Эта разновидность коммерции активно  используется для легализации капитала, полученного преступным путем. Лица, занимающиеся этим, как правило действуют от имени других лиц. Они используют посредников при покупке художественных ценностей, полученных незаконным путем, при этом платят за ту или иную вещь цену меньше реальной. Затем эти вещи перепродаются уже по их действительной стоимости, тем самым успешно обходятся все статьи законодательства, направленные на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем. [12]

          

 

Заключение

 

В ходе работы цель была достигнута, а  поставленные задачи решены. Подводя  итог проделанной работе можно сделать  общие выводы. Следует учесть, что  основа теневого оборота и роста  преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.

Теневая экономика - проблема, с которой  сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.

 Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.

 На мой взгляд, предпочтительным  представляется термин «теневая  экономика», которым логично обозначать  экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

 Доходы от таких видов  деятельности как сокрытие доходов,  неуплата налогов, отмывание денег,  контрабанда, фиктивные финансовые  операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

 К сожалению, полностью уничтожить  теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.

 Рассчитывать на позитивные  сдвиги можно лишь при условии  устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

Информация о работе Теневая экономика, её предпосылки и институты