Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теневая экономика в современной России.

1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
Механизм функционирования теневой экономики. ________________ - 9
Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16

Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. _____________________________________ -40
Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
Правоохранительная деятельность таможенных органов. __________ -58
Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72

Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Файлы: 1 файл

“Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов”.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через .таможенную границу Российской Федерации;

4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Каждая группа перечисленных  таможенных правонарушений в отдельности  или в совокупности друг с другом при наличии других признаков  образуют соответствующие составы  нарушений таможенных правил.

Субъектами ответственности  за нарушения таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

- предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (т.е. субъекты, объединяемые родовым обозначением "юридическое лицо");

- физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

- должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Говоря о субъектах ответственности, необходимо отметить, что Таможенный кодекс предусматривает две особенности, ранее неизвестные таможенному праву:

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к административной ответственности и физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Например, если при перемещении  недекларированного груза, абстрактного акционерного общества, таможня выяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника юридического лица по ст. 288 ТК РФ (невыполнение должностными лицами требований, действующих в таможенном деле), допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответственности также юридическое лицо по ч.1 ст.279 ТК. РФ (недекларирование или недостоверное декларирование товаров). Наличие конкретного виновника не лишает таможенный орган права на возбуждение административного преследования против юридического лица.

В то же время, если имеются  основания для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица или работника юридического лица по признакам ст.194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей), данное обстоятельство не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в так называемом торговом обороте.

2. Юридические лица в отличие от физических и должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил только при наличии умышленной или неосторожной вины, привлекаются к ответственности только при наличии признаков объективной стороны. Субъективная сторона здесь роли не играет и, следовательно, доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил не подлежит.

Единственным обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица, является совершение нарушения таможенных правил вследствие действий непреодолимой силы.

За совершение нарушений  таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий, перечень которых дается в ст.242 ТК РФ и охарактеризованных в других статьях ТК РФ:

 1. Предупреждение.

Как мера ответственности  за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в письменной форме, о  чем составляется постановление по делу.

 2. Штраф (ст.243 ТК РФ).

- исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения;

  • исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.
  1. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

Данный вид взыскания  имеет специфических субъектов и может применяться к:

  • владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;
  • таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;
  • специалистам по таможенному оформлению.

4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Ныне действующий Таможенный кодекс РФ установил 40 видов нарушений  таможенных правил. Отметим только самые распространенные из них:

Ст.250 «Не уведомление при ввозе товаров о пересечении таможенной границы РФ»;

Ст.252 «Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы»;

Ст.254 «Выдача без разрешения таможенного органа РФ, утрата или не доставление в таможенный орган РФ товаров, транспортных средств и документов на них»;

Ст.259 «Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими»;

Ст.260 «Грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможенных органов РФ»;

Ст.262 «Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств»;

Ст.263 «Нарушение сроков представления таможенному органу РФ таможенной декларации, документов и дополнительных сведений»;

Ст.267 «Нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними»;

Ст.271 «Невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств»;

Ст.274 «Несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ»;

Ст.276 «Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля»;

Ст.277 «Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ»;

Ст.278 «Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации»;

Ст.279 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств»;

Ст.282 «Действия направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение»;

Ст.284 «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей».

В настоящее время  преступления в сфере таможенного  дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным  преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. По данным ООН, в преступном бизнесе в России участвуют 3млн. человек, 5700 криминальных группировок, 200 из которых хорошо организованы. Трудность борьбы с мафиозными группировками состоит в том, что они пронизывают все государственные структуры. В секретном отчете ЦРУ за 1994г. говорится, что 10 из 25 крупнейших российских банков связаны с организованной преступностью. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Как отмечалось на Международной  конференции по проблемам отмывания  криминальных денег, проходившей в  США в 1995г., доходы преступного мира составляют сегодня 750 млрд. долларов в год, в 150 млрд. долларов оцениваются ежегодные обороты российских «грязных» денег, что составляет 15-20% всего мирового криминального денежного оборота. Москва становится одним из крупнейших перевалочных пунктов контрабанды наркотиков и оружия.

Деятельность таможенных органов как органов дознания только за 1996 год характеризовалась следующим образом: всего возбуждено 3011 уголовных дел ( в 2,3 раза больше,  чем в 1995 году ).  Из них по статье 188  УК РФ ( контрабанда ) - 634 дела на сумму 15 миллиардов рублей.

Одной из самых серьезных остается проблема организации  эффективной борьбы  с  незаконным оборотом оружия,  " благодатной почвой " для которого являются незатухающие военные конфликты в «горячих точках» и криминализация обстановки в стране.

Российскими таможенниками ежегодно пресекаются сотни попыток незаконного перемещения (в тои числе и в большом количестве ) через границу различных видов оружия и боеприпасов.

Наиболее опасной для  населения является контрабанда  наркотиков. Так в России в 1990г. было зарегистрировано 1,5 млн. наркоманов, а в 1996г. их количество составило около 6млн. человек.

 Результаты деятельности таможенных органов за период существования российской таможенной службы с 1991года, характеризуется следующими данными: в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, пересекающих таможенную границу РФ и проведения оперативных мероприятий, в 4424 случаях задержано 30867 кг наркотических и психотропных средств, изъято 36.155 миллионов таблеток, капсул и ампул наркосодержащих и лекарственных препаратов, во взаимодействии с зарубежными таможенными органами проведено 104 контролируемые поставки.

В системе правоохранительных органов РФ деятельность таможенной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков выглядит следующим образом:

 

 

1994год

1995год

1996год

1997год

МВД России

50,514 т

49,098 т

43,529т

Около 50 т

ГТК России

3,127 т

6,457 т

6,857 т

8,452 т

ФСБ России

1,892 т

2,553 т

Около 5 т

Около 2,5 т


 

Незначительная доля таможни объясняется «прозрачностью»  границ со странами СНГ, неразвитой оператино-розыскной деятельностью и нехваткой кадров (так в системе МВД РФ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков занято около 80 тыс. сотрудников, в системе ГТК РФ – 4500 сотрудников.).

Контрабанда наркотиков является наиболее экономически выгодным видом контрабанды, так как цена наркотика на пути от производителя к потребителю увеличивается примерно в 5000-10000 раз. За счет таких сверхприбылей наркодельцы могут содержать наиболее высокоорганизованные мафиозные организации.

Помимо, контрабанды огромный ущерб экономики России наносят незаконные валютные операции и невозвращение валютных средств из-за границы.

По данным газетных источников, в результате экспортно-имортных операций, ежегодно в Россию, в период 1991-1995гг. не репатриировалось до 40 млрд. долларов США, что составляет до 40% всех операций.

По данным ГТК РФ, с  введением в 1994г. технологии таможенно-банковского контроля, непоступление валютной выручки в сроки, превышающие установленные для текущих операций (180 дней) составляет гораздо меньший процент, около 4% от общего объема контролируемых операций. Однако даже этот показатель, в последние годы, суммарно превышает сумму в 10 млрд. долларов США.

Можно выделить несколько  самых распространенных способов сокрытия валютной выручки:

  1. можно провести так называемый незадекларированный экспорт, при котором товар экспортируется скажем по цене 1,5млн. долларов, по документам же товар оценивается в 0,5млн. долларов. Теоретически у таможни может возникнуть вопрос о занижении таможенной стоимости, однако скорее всего таможня даст добро, так как ни закон «О таможенном тарифе», ни существующие инструкции ГТК РФ и Центробанка РФ не регламентируют определение таможенной стоимости при экспортных операциях, декларация таможенной стоимости при экспорте не подается и все вопросы отдаются на усмотрение таможенников, так как банк вообще не интересуют вопросы определения таможенной стоимости. В результате  500тыс.долларов возвращается в Россию, а остальное остается.
  2. При бартерной операции экспортируется товар на сумму к примеру 1млн.долларов, а встречная поставка осуществляется на 500тыс.долларов, оставшаяся часть остается за рубежом (спорный метод, так как сегодня все бартерные сделки оформляются по паспортам бартерной сделки выдаваемым Министерством торговли РФ; однако возможен из-за недостаточного контроля таможенной стоимости при экcпорте).
  3. Экспортная или импортная операция проводится российским нерезидентом (российской компанией зарегистрированной за рубежом в одной из оффшорных зон). Деятельность таких компаний не попадает под существующий в России валютный контроль.
  4. Завышение стоимости товара при импортной операции, скажем вы договариваетесь со своим иностранным партнером и покупаете гнилые помидоры за 1млн.долларов, реальная цена которых 100тыс.долларов, 900тыс.долларов оставляете за рубежом (слишком грубая операция, однако иногда проходит, особенно если у вас есть коррумпированные связи с таможней, кроме того законодательство не всех зарубежных стран разрешает проводить такие явные операции по отмыванию денег).
  5. Перевод денег за рубеж за несуществующие услуги, скажем за оказание маркетинговых или туристических услуг (способ малореален, так как легко контролируется налоговыми службами, но возможен).
  6. Самый простой способ, не связываться ни с какими переводами, а вести деньги, как физическому лицу, на электронной кредитной карточке(Visa,Мастер-кард и т.п.). Даже если на таможне у вас обнаружат кредитную карточку, то не станут проверять сколько там долларов, нет законов по которым бы запрещалось вывозить электронные деньги.

Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов