Теневая экономика: понятие, виды, последствия, проблемы ее эффективного ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 00:35, реферат

Описание работы

Для выяснения объемов и масштабов, факторов и условий функционирования теневой экономики, а также истории ее возникновения, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Теневая экономика очень трудный для исследования предмет, поскольку практически вся информация, которую удаётся получить ученому-экономисту, является конфиденциальной. Важная причина недостаточной изученности теневой экономики, её структуры и степени влияния на хозяйственную деятельность – отсутствие однозначной трактовки самого термина.

Содержание работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………......... 3
1.1 Сущность и понятие теневой экономики…………………………… 3
1.2 Структура теневой экономики…………….……………………….….. 5
1.3 Причины и последствия формирования теневой экономики……...… 7
2. АНАЛИЗ ТЕВЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...…
2.1 Методы оценки теневой экономики в Республике Беларусь…........... 11
11
3.
2.2 История развития теневой экономики в Республике Беларусь..…....
МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО СНИЖЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………... 13
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 19

Файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 67.71 Кб (Скачать файл)

 «Методы открытой проверки проводят специально созданные контролирующие органы, которые выявляют и пресекают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм. Результаты, полученные при применении методов открытой проверки, например, налоговой проверки, используются в учетно-статистических целях.

Сравнение доходов и расходов. Данный метод реализуется путем сопоставления всех доходов домашних хозяйств со всеми расходами. Как правило, обнаруживается, что доходов значительно меньше, чем расходов.

 Альтернативные оценки макроэкономических  показателей. Данный метод используется для определения величины теневого сектора путем сравнения объема ВВП, полученного с использованием косвенных данных, с данными официальной статистики»[17].

«В оценке теневой экономики в Республике Беларусь Министерство по налогам и сборам ссылается на данные Национального статистического комитета (Белстат).

Здесь методы оценки теневой экономики объединяются в следующие:

-интегральная метод макроэкономических показателей, включающая оценку теневой экономической деятельности. Например, оценка производства продукции растениеводства в хозяйствах населения исходя из данных о площади посева в этих хозяйствах и средней урожайности;

-прямой метод неформальной экономической деятельности и ее отдельных элементов, основанная на статистических данных (информации) об этой неформальной экономической деятельности;

-косвенный метод оценки скрытой экономической деятельности и ее отдельных элементов, основан на информации об отдельных фактах, явлениях или на сравнительном анализе данных, полученных из разных источников.

-балансовый метод, который предполагает составление балансов ресурсов и использования по отдельным товарам и услугам. Этот метод применяется в расчетах производства и использования сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах»[18, с. 125].

 Выбор метода расчета и  оценки неформальной экономической  деятельности определяется практическими  возможностями получения наиболее  достоверной информации для оценки. В целях повышения достоверности  оценки неформальной экономической  деятельности используются различные  источники информации и производятся  расчеты разными методами, сопоставляя  их результаты.

2.2 История  развития теневой экономики в Республике Беларусь

«Теневая экономика начинает рассматриваться отечественными учеными в 80-х годах. В то время частично автономная Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) находилась в составе СССР. В советское время теневая экономика охватывала виды хозяйственной деятельности, находившиеся вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления.

Теневой бизнес стал захватывать значительные места в отдельных секторах официальной экономики. Основой для этого стали массовые приписки, которые обеспечивали выполнение планов, покрывали разворовываемые сырье и материалы»[19, с.185].

«Кардинальные перемены произошли после принятия закона «О кооперации». Легализация бизнеса стала прибыльней продолжения теневого. Теневой сектор хотя и сократился, поменял свою направленность, но сохранился.

Таким образом, на первом этапе (советский период) теневая экономика республики являлась составляющим компонентом всей теневой экономики Советского Союза, уровень которой колебался от 10 до 20% от объема ВВП.

В переходный период образовалась система свободных от законов зон экономики. В результате деятельность в сфере теневого бизнеса юридически трудно доказуема. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета были введены льготы по налогам для многих организаций, тем самым были созданы условия и прецеденты для теневого бизнеса.

По оценкам экспертов, доходы теневого бизнеса в 1991 году колебались в пределах от 100 до 350 млрд. рублей, а функционирование теневого рынка было обусловлено высокими темпами роста экономической преступности. Источниками его товарного обеспечения являлись примерно на 5/6 товары, полученные криминальным путем, из них 1/3 приходилась на хищения, столько же на вымогательства, поборы, спекуляцию и контрабанду»[20, с.163].

«На втором этапе (1991–1995) этапе начала реформирования экономики теневая деятельность приобретает новые признаки и может быть классифицирована как теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям. Макроэкономическая ситуация характеризуется разрушением административно-командной экономики, распадом хозяйственных связей, переходом к галопирующей инфляции, спадом производства. Резко возрастают объемы теневой экономики: по сводным оценкам, к 1995 году они достигают 35% от ВВП.

На третьем этапе (1996–2003) теневая экономика в республике приобретает ярко выраженную специфику, которая обусловлена продолжающейся стагнацией производства и изменением форм государственного регулирования. Это сопровождалось снижением объема теневой экономики и изменением ее структуры. В частности снизилась доля неучтенной деятельности в отраслях материального производства, увеличилась доля скрытой и нелегальной экономики, увеличился удельный вес государственной теневой экономики, снизились объемы теневой экономики. Доля теневого сектора в общем объеме ВВП в этот период колебались от 40–45% (конец 1990-х гг.) до 25–35% (начало 2000-х гг.)»[21, с. 118].

«В 2003 году заместитель генпрокурора Беларуси Виктор Прус обнародовал данные об удельном весе теневой экономики в нашей стране: 17–18% ВВП.

В этом же году заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Василий Каменко на пресс-конференции в Минске (октябрь 2007) заявил о том, что, согласно данным республиканской статистики, «теневая» экономика в Беларуси составляет 15% от ВВП страны и потери государства при этом ежегодно составляют шесть триллионов рублей.

Позже РБ была затронута довольно мощным экономическим кризисом. По расчетам Анны Башлаковой, теневая экономика в Беларуси в докризисный период  составляла 22% от ВВП. Однако потом был кризис, в ходе которого закономерным образом в «тень» ушла и часть легального сектора. В 2009-2010 годах МНС оценивало долю теневой экономики в Беларуси в 10-15% ВВП»[22].

«В настоящее время (2013г.) объем  скрытой экономической деятельности Белстатом оценивается в 12-13% ВВП. То есть это и будет официальная оценка объемов теневой экономики в Беларуси.

Министр по налогам и сборам Владимир Полуян в августе 2013 заявил, что объем теневой экономики в Беларуси оценивается в 8-10% ВВП. Примечательно, что в версии министра в эти 8-10% включены также доходы от приусадебных хозяйств граждан, реализации личного имущества. Такие доходы домашних хозяйств учитываются в скрытой экономической деятельности, которую считает Белстат. Но на пресс-конференции Президента Республики Беларусь для представителей российских региональных СМИ  Владимир Зиновский сообщил, что ежегодный размер теневой экономики в Беларуси – 12-13% от ВВП, ненаблюдаемой – 20-22%»[22].

Изучив и проанализировав историю и размеры теневой экономики в Республике Беларусь представим динамику объема теневой экономики за период 2001-2012г. в таблице 2.1

 

Таблица 2.1- Динамика объема теневой экономики в РБ (в текущих ценах)

 

2001г.

2007г.

Абсолютный прирост 2007; млрд руб.

Темп роста 2007; %

Темп прироста 2007; п.п.

2012г.

Абсолютный прирост 2012; млрд руб.

Темп роста 2012; %

Темп прироста 2012; п.п.

Объем теневой экономики; млрд руб.

3864

14579

10711

377

277

68560

53985

370

270


Источник: собственная разработка на основе источников [22, 23].

 

Проанализировав динамику объема теневой экономики в Республике Беларусь за период 2001-2012г., видим что абсолютный прирост равен 10711 млрд руб., темп роста в 2007г. по сравнению с 2001г. составил 377%,  а темп прироста равен 277%. Сравнивая объемы теневой экономики в 2007г. и 2012г., видим что абсолютный прирост равен 53985 млрд руб., темп роста составил 370%, а темп прироста- 270%.

В таблице 2.2 представим долю теневой экономики в общем объеме ВВП в Республике Беларусь за период 1995-2012г.

 

Таблица 2.2- Доля теневой экономики в общем объеме ВВП в РБ

 

1995г.

1999г.

2001г.

2003г.

2007г.

2010г.

2012г.

Доля теневой экономики в общем объеме ВВП; %

35

42

30

18

15

12

13


Источник: собственная разработка на основе источников [22, 23].

По этим данным построим гистограмму (рисунок 2.1).

 

 

Рисунок 2.1- Доля теневой экономики в общем объеме ВВП в РБ

Источник: собственная разработка на основе источника [23].

 

Проанализировав долю теневой экономики в общем объеме ВВП в Республике Беларусь за период 1995-2012г., видим, что теневая экономика в 1995г. состовляла 35% от общего  размера ВВП, в 2003г.- 18% от общего размера ВВП, а в 2012г.-13%. Следовательно, можно сделать вывод что размеры теневой экономики в РБ постепенно уменьшаются. Но следует сказать, что, размеры теневой экономики в любое время могут как повышаться, так и понижаться.

В заключение, для борьбы с данным феноменом пока не найдено определенных и общепринятых мер, как и не выявлен единый метод оценки масштабов данного феномена. Наибольшая эффективность, как в оценке масштабов, так и в борьбе с теневым сектором, достигается при использовании комплексных мер и мероприятий.

 

3 МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО СНИЖЕНИЯ  ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой очень сложную задачу. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

«В настоящее время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации белорусского общества. Главные направления его воздействия следующие.

Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Альтернативные теневые механизмы налогообложения оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.

Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций.

В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия.

В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к "размытости" социальных норм.

Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики, многоаспектны, то и методы борьбы с ней, способы её снижения должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом»[25, с. 81].

Главная целью эффективного ограничения теневого сектора в РБ является создание высокоэффективного механизма государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства. Чтобы добиться этой цели нужно решить следующие задачи [26, с. 87]:

1. придание противодействию теневой экономики приоритетности в системе социально-экономического развития РБ;

2. проведение широкой идеологической и просветительной компании для разъяснения стратегической значимости и выгод от снижения уровня теневой экономики;

3. стратегическое долгосрочное и среднесрочное планирование развития малого и среднего предпринимательства;

4. дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования сектора малого и среднего предпринимательства;

Информация о работе Теневая экономика: понятие, виды, последствия, проблемы ее эффективного ограничения