Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 00:35, реферат
Для выяснения объемов и масштабов, факторов и условий функционирования теневой экономики, а также истории ее возникновения, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Теневая экономика очень трудный для исследования предмет, поскольку практически вся информация, которую удаётся получить ученому-экономисту, является конфиденциальной. Важная причина недостаточной изученности теневой экономики, её структуры и степени влияния на хозяйственную деятельность – отсутствие однозначной трактовки самого термина.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ………......... 3
1.1 Сущность и понятие теневой экономики…………………………… 3
1.2 Структура теневой экономики…………….……………………….….. 5
1.3 Причины и последствия формирования теневой экономики……...… 7
2. АНАЛИЗ ТЕВЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ...…
2.1 Методы оценки теневой экономики в Республике Беларусь…........... 11
11
3.
2.2 История развития теневой экономики в Республике Беларусь..…....
МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО СНИЖЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………... 13
17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 19
«Методы открытой проверки проводят специально созданные контролирующие органы, которые выявляют и пресекают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм. Результаты, полученные при применении методов открытой проверки, например, налоговой проверки, используются в учетно-статистических целях.
Сравнение доходов и расходов. Данный метод реализуется путем сопоставления всех доходов домашних хозяйств со всеми расходами. Как правило, обнаруживается, что доходов значительно меньше, чем расходов.
Альтернативные оценки
«В оценке теневой экономики в Республике Беларусь Министерство по налогам и сборам ссылается на данные Национального статистического комитета (Белстат).
Здесь методы оценки теневой экономики объединяются в следующие:
-интегральная метод макроэкономических показателей, включающая оценку теневой экономической деятельности. Например, оценка производства продукции растениеводства в хозяйствах населения исходя из данных о площади посева в этих хозяйствах и средней урожайности;
-прямой метод неформальной экономической деятельности и ее отдельных элементов, основанная на статистических данных (информации) об этой неформальной экономической деятельности;
-косвенный метод оценки скрытой экономической деятельности и ее отдельных элементов, основан на информации об отдельных фактах, явлениях или на сравнительном анализе данных, полученных из разных источников.
-балансовый метод, который предполагает составление балансов ресурсов и использования по отдельным товарам и услугам. Этот метод применяется в расчетах производства и использования сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах»[18, с. 125].
Выбор метода расчета и
оценки неформальной
2.2 История развития теневой экономики в Республике Беларусь
«Теневая экономика начинает рассматриваться отечественными учеными в 80-х годах. В то время частично автономная Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) находилась в составе СССР. В советское время теневая экономика охватывала виды хозяйственной деятельности, находившиеся вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления.
Теневой бизнес стал захватывать значительные места в отдельных секторах официальной экономики. Основой для этого стали массовые приписки, которые обеспечивали выполнение планов, покрывали разворовываемые сырье и материалы»[19, с.185].
«Кардинальные перемены произошли после принятия закона «О кооперации». Легализация бизнеса стала прибыльней продолжения теневого. Теневой сектор хотя и сократился, поменял свою направленность, но сохранился.
Таким образом, на первом этапе (советский период) теневая экономика республики являлась составляющим компонентом всей теневой экономики Советского Союза, уровень которой колебался от 10 до 20% от объема ВВП.
В переходный период образовалась система свободных от законов зон экономики. В результате деятельность в сфере теневого бизнеса юридически трудно доказуема. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета были введены льготы по налогам для многих организаций, тем самым были созданы условия и прецеденты для теневого бизнеса.
По оценкам экспертов, доходы теневого бизнеса в 1991 году колебались в пределах от 100 до 350 млрд. рублей, а функционирование теневого рынка было обусловлено высокими темпами роста экономической преступности. Источниками его товарного обеспечения являлись примерно на 5/6 товары, полученные криминальным путем, из них 1/3 приходилась на хищения, столько же на вымогательства, поборы, спекуляцию и контрабанду»[20, с.163].
«На втором этапе (1991–1995) этапе начала реформирования экономики теневая деятельность приобретает новые признаки и может быть классифицирована как теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям. Макроэкономическая ситуация характеризуется разрушением административно-командной экономики, распадом хозяйственных связей, переходом к галопирующей инфляции, спадом производства. Резко возрастают объемы теневой экономики: по сводным оценкам, к 1995 году они достигают 35% от ВВП.
На третьем этапе (1996–2003) теневая экономика в республике приобретает ярко выраженную специфику, которая обусловлена продолжающейся стагнацией производства и изменением форм государственного регулирования. Это сопровождалось снижением объема теневой экономики и изменением ее структуры. В частности снизилась доля неучтенной деятельности в отраслях материального производства, увеличилась доля скрытой и нелегальной экономики, увеличился удельный вес государственной теневой экономики, снизились объемы теневой экономики. Доля теневого сектора в общем объеме ВВП в этот период колебались от 40–45% (конец 1990-х гг.) до 25–35% (начало 2000-х гг.)»[21, с. 118].
«В 2003 году заместитель генпрокурора Беларуси Виктор Прус обнародовал данные об удельном весе теневой экономики в нашей стране: 17–18% ВВП.
В этом же году заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Василий Каменко на пресс-конференции в Минске (октябрь 2007) заявил о том, что, согласно данным республиканской статистики, «теневая» экономика в Беларуси составляет 15% от ВВП страны и потери государства при этом ежегодно составляют шесть триллионов рублей.
Позже РБ была затронута довольно мощным экономическим кризисом. По расчетам Анны Башлаковой, теневая экономика в Беларуси в докризисный период составляла 22% от ВВП. Однако потом был кризис, в ходе которого закономерным образом в «тень» ушла и часть легального сектора. В 2009-2010 годах МНС оценивало долю теневой экономики в Беларуси в 10-15% ВВП»[22].
«В настоящее время (2013г.) объем скрытой экономической деятельности Белстатом оценивается в 12-13% ВВП. То есть это и будет официальная оценка объемов теневой экономики в Беларуси.
Министр по налогам и сборам Владимир Полуян в августе 2013 заявил, что объем теневой экономики в Беларуси оценивается в 8-10% ВВП. Примечательно, что в версии министра в эти 8-10% включены также доходы от приусадебных хозяйств граждан, реализации личного имущества. Такие доходы домашних хозяйств учитываются в скрытой экономической деятельности, которую считает Белстат. Но на пресс-конференции Президента Республики Беларусь для представителей российских региональных СМИ Владимир Зиновский сообщил, что ежегодный размер теневой экономики в Беларуси – 12-13% от ВВП, ненаблюдаемой – 20-22%»[22].
Изучив и проанализировав историю и размеры теневой экономики в Республике Беларусь представим динамику объема теневой экономики за период 2001-2012г. в таблице 2.1
Таблица 2.1- Динамика объема теневой экономики в РБ (в текущих ценах)
2001г. |
2007г. |
Абсолютный прирост 2007; млрд руб. |
Темп роста 2007; % |
Темп прироста 2007; п.п. |
2012г. |
Абсолютный прирост 2012; млрд руб. |
Темп роста 2012; % |
Темп прироста 2012; п.п. | |
Объем теневой экономики; млрд руб. |
3864 |
14579 |
10711 |
377 |
277 |
68560 |
53985 |
370 |
270 |
Источник: собственная разработка на основе источников [22, 23].
Проанализировав динамику объема теневой экономики в Республике Беларусь за период 2001-2012г., видим что абсолютный прирост равен 10711 млрд руб., темп роста в 2007г. по сравнению с 2001г. составил 377%, а темп прироста равен 277%. Сравнивая объемы теневой экономики в 2007г. и 2012г., видим что абсолютный прирост равен 53985 млрд руб., темп роста составил 370%, а темп прироста- 270%.
В таблице 2.2 представим долю теневой экономики в общем объеме ВВП в Республике Беларусь за период 1995-2012г.
Таблица 2.2- Доля теневой экономики в общем объеме ВВП в РБ
1995г. |
1999г. |
2001г. |
2003г. |
2007г. |
2010г. |
2012г. | |
Доля теневой экономики в общем объеме ВВП; % |
35 |
42 |
30 |
18 |
15 |
12 |
13 |
Источник: собственная разработка на основе источников [22, 23].
По этим данным построим гистограмму (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1- Доля теневой экономики в общем объеме ВВП в РБ
Источник: собственная разработка на основе источника [23].
Проанализировав долю теневой экономики в общем объеме ВВП в Республике Беларусь за период 1995-2012г., видим, что теневая экономика в 1995г. состовляла 35% от общего размера ВВП, в 2003г.- 18% от общего размера ВВП, а в 2012г.-13%. Следовательно, можно сделать вывод что размеры теневой экономики в РБ постепенно уменьшаются. Но следует сказать, что, размеры теневой экономики в любое время могут как повышаться, так и понижаться.
В заключение, для борьбы с данным феноменом пока не найдено определенных и общепринятых мер, как и не выявлен единый метод оценки масштабов данного феномена. Наибольшая эффективность, как в оценке масштабов, так и в борьбе с теневым сектором, достигается при использовании комплексных мер и мероприятий.
3 МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО СНИЖЕНИЯ
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой очень сложную задачу. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.
«В настоящее время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации белорусского общества. Главные направления его воздействия следующие.
Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Альтернативные теневые механизмы налогообложения оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.
Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций.
В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия.
В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к "размытости" социальных норм.
Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики, многоаспектны, то и методы борьбы с ней, способы её снижения должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.
Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом»[25, с. 81].
Главная целью эффективного ограничения теневого сектора в РБ является создание высокоэффективного механизма государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства. Чтобы добиться этой цели нужно решить следующие задачи [26, с. 87]:
1. придание противодействию теневой экономики приоритетности в системе социально-экономического развития РБ;
2. проведение широкой идеологической и просветительной компании для разъяснения стратегической значимости и выгод от снижения уровня теневой экономики;
3. стратегическое долгосрочное и среднесрочное планирование развития малого и среднего предпринимательства;
4. дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования сектора малого и среднего предпринимательства;