Теневая экономика: причины возникновения, формы, последствия для национальной экономики (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.

Содержание работы

Введение…………….…………………………………………………....……4
1. Определение теневой экономики и причины её возникновения………………………………………………………………………….…5
1.1 Определение теневой экономики……………………………..……………..5
1.2 Причины возникновения теневой экономики…………….………………...6
2. Формы и масштабы теневой экономики………………..….…9
2.1 Формы теневой экономики………………………….……………………….9
2.2 Масштабы теневой экономики……………………………………………...10
3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности…………………………………….……….....12
3.1. Влияние теневой экономики на налоговую и бюджетную сферы……….12
3.2. Негативное влияние теневой экономической деятельности на эффективность макроэкономической политики и денежно-кредитную сферу…………13
3.3. Основные формы криминальной экономической деятельности, влияющие на структуру экономики………………………………………………………….14
3.4. Воздействие теневой экономики на экономический рост инвестиционный процесс…………………………………………………………………………….16
3.5. Влияние теневой экономики на конкуренцию, занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда……………………………………..17
4. Особенности теневой экономики в Республике Беларусь……….............................................................................................................19
4.1. Этапы теневой экономики……………………………………………………19
4.2. Механизм регулирования теневой экономики в Беларуси………………....25
Заключение ……………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 В результате воздействия  этих факторов социальная жизнь  общества протекает на уровне уже деформированных моральных требований.

3) правовые факторы:

- несовершенство законодательства создает условия для процветания теневой экономики и не позволяет административным органам должным образом контролировать ситуацию.

 Незащищенность прав  собственности порождает у предпринимателя  психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и соответствующее законодательство и правоприменительная практика не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму, не заботясь о перспективах развития.

- недостаточная деятельность  правоохранительных структур по  пресечению незаконной и криминальной деятельности;

- несовершенство механизма  по борьбе с экономической  преступностью. 

 Таким образом,  теневая экономика является неотъемлемой частью национальной экономики, обладает отличительными характеристиками в зависимости от уровня развития страны, имеет свои своеобразные причины возникновения, самыми главными из которых выделяют — с одной стороны, жесткость законов, с другой - невозможность государства обеспечивать их безусловное выполнение. [2]

 

ГЛАВА 2 Формы и масштабы теневой экономики

2.1 Формы теневой  экономики 

 Все теневые экономические  деяния можно разделить на  три группы.

Первая - это неофициальная  экономика (ее еще называют “серой). Это законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах)

 Вторая группа - это  фиктивная экономика. За ширмой  официально зарегистрированной организации (коммерческой или общественной), совершаются противоправные действия. Например, вывоз капитала за границу по фиктивным контрактам или неуплата налогов. Этот вид “теневой” экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть “теневой” экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды. [3]

 К фиктивной экономике  также относится легализация  криминального капитала, так называемый, отмывание грязных денег. Ежегодный  доход организованных преступных группировок достигает громадной суммы. Здесь важно помнить следующее. Во-первых, за подобными капиталами действительно стоят преступления, и не только финансовые, но зачастую самые настоящие уголовные. Во-вторых, обладатели преступных денег вовсе не ставят перед собой патриотических целей. Легальные деньги нужны им, чтобы не надо было скрывать большие траты. В третьих, грязные деньги, превратившись в чистые, вновь идут на финансирование преступных организаций, то есть реинвестируются в криминальную деятельность. По имеющимся данным, до 50% доходов преступных сообществ идут на подкуп государственных должностных лиц.

 Третья группа теневой  экономики - черная экономика:  производство и продажа наркотиков, разбой, грабежи, кражи, вымогательство  и иные преступления, в результате которых одни люди обогащаются, нанося вред другим, обществу и государству. К этой же группе относятся монополистические действия на рынке, ограничение конкуренции. [5]

 Итак, теневая экономика  проявляется в трех формах: неофициальной,  фиктивной и черной. Надо отметить то, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны относится к черной экономике (взяточничество), а с другой стороны - к фиктивной (отмывание незаконно полученных денег).

 

  2.2 Масштабы теневой экономики

 Измерение теневой  экономики, оценка ее масштабов  является достаточно сложной  задачей. Это связано с самой  ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, используя результаты исследований представленные в журнале “Эксперт”.

 Всего в мире  в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику, как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США-страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. [1]

 Во второй половине 90-х годов в развитых странах  теневая экономика была эквивалентна  в среднем 12% ВВП, в странах  с переходной экономикой - 23%, а  в развивающихся - 39% ВВП.

 В странах с развитой  рыночной экономикой отмечается  постоянный рост масштабов теневого сектора. В 2011 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд. долларов, в Италии - 310 млрд., а в Великобритании - 190 млрд. долларов.

 Наибольших масштабов  достиг теневой сектор экономики  в развивающихся странах. Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте(68%),в Боливии(66%),в Панаме(62%). Постсоциалистические страны. Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%),Беларуси ( до 35  и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике. [8]

 

ГЛАВА 3 Социально-экономические последствия теневой  экономической деятельности

3.1. Влияние  теневой экономики на налоговую  и бюджетную сферы

Теневой сектор играет в  переходных экономиках неоднозначную  роль. С одной стороны, его скрытость  от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы занятым в нем работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, функционирование теневого сектора наносит ущерб государственному бюджету и другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

 Сокрытие экономической  деятельности от государственного  контроля и уклонение от уплаты  налогов приводят к значительному  сокращению доходной части бюджета,  что является причиной недофинансирования  социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономикой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

 В России резкое  сокращение государственных расходов  обострило структурный кризис, поставив  в тяжелое экономическое положение  предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.

Недофинансирование государственных  расходов - одна из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего  российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Кроме того, уклонение от уплаты налогов одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. [15]

 

3.2. Негативное  влияние теневой экономической  деятельности на эффективность макроэкономической политики и денежно-кредитную сферу

 Влияние на эффективность  макроэкономической политики проявляется  прежде всего в возрастании цены ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторах.

Можно выделить следующие типичные ситуации: если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики), в то время как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать «перегрев» экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. Если при более динамичном развитии нелегальной экономики товары и услуги, предлагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.

 Возможен также вариант, когда  темпы инфляции занижаются, так  как в расчет не берутся  цены нелегального рынка, масштабы которого могут увели­чиваться при дефиците товаров на официальном рынке.

Ошибки при разработке экономического курса могут возникать по причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики:

 • искажение реального состояния  платежного баланса, вызываемое неконтролируемым движением через границу товаров и капиталов;

 • завышение удельных показателей  налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, без учета товаров и услуг в нелегальном секторе;

 • погрешности в оценке  распределения доходов.

 Эффективность макроэкономической  политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.

Влияние на денежно-кредитную сферу  проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

 Манипуляции с валютой, которые  осуществляют организованные преступные группировки для отмывания денег или получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов.

 Криминальная экономическая  деятельность оказала негативное  воздействие и на валютный рынок из-за массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюту и вывоза ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.

 Одна из наиболее  драматических страниц криминального  использования финансовых учреждений - деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений частным инвесторам был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Один из результатов этих злоупотреблений - резкое падение доверия к кредитным учреждениям. [15]

 

3.3. Основные  факторы криминальной экономической  деятельности, влияющие на структуру  экономики

Основными факторами  криминальной экономической деятельности, влияющими на структуру экономики являются:

Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что уменьшает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса.

Во-вторых, криминальная экономическая  деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству.

В-третьих, криминальная экономическая деятельность в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда.

В-четвертых, структура  экономики дрейфует в сторону  возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров.

В-пятых, из всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результат - развитие видов деятельности, используемых для облегчения криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.

В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание  затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические  ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности. [15]

 

3.4. Воздействие  теневой экономики на экономический  рост и инвестиционный процесс

Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных.

Инвестиционный климат в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь  следствием высокой криминальной активности, не­совершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возмож­ности выбора государством оптимального экономического курса.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, последствия для национальной экономики (на примере Республики Беларусь)