Теневая экономика: причины возникновения, формы, последствия для национальной экономики (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.

Содержание работы

Введение…………….…………………………………………………....……4
1. Определение теневой экономики и причины её возникновения………………………………………………………………………….…5
1.1 Определение теневой экономики……………………………..……………..5
1.2 Причины возникновения теневой экономики…………….………………...6
2. Формы и масштабы теневой экономики………………..….…9
2.1 Формы теневой экономики………………………….……………………….9
2.2 Масштабы теневой экономики……………………………………………...10
3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности…………………………………….……….....12
3.1. Влияние теневой экономики на налоговую и бюджетную сферы……….12
3.2. Негативное влияние теневой экономической деятельности на эффективность макроэкономической политики и денежно-кредитную сферу…………13
3.3. Основные формы криминальной экономической деятельности, влияющие на структуру экономики………………………………………………………….14
3.4. Воздействие теневой экономики на экономический рост инвестиционный процесс…………………………………………………………………………….16
3.5. Влияние теневой экономики на конкуренцию, занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда……………………………………..17
4. Особенности теневой экономики в Республике Беларусь……….............................................................................................................19
4.1. Этапы теневой экономики……………………………………………………19
4.2. Механизм регулирования теневой экономики в Беларуси………………....25
Заключение ……………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, относительный  показатель государственного долга  Беларуси находится в пределах порога экономической безопасности (не более 55-60% к ВВП). При этом в 2017 г. валовой долг правительства Беларуси снизится, предположительно, до 25,4% к ВВП и будет несколько превышать показатель 2008 г. (21,7% к ВВП).

 Рассмотренные факторы  подчеркивают существование следующих  особенностей теневой экономики в течение 1996-2011гг:

- тенденция сужения размеров теневого сектора;

- увеличение удельного веса скрытой экономической деятельности;

- определенное снижение объемов неучтенной деятельности малых

- предприятий и неформальной занятости в сфере отраслей

- материального производства;

- рост вывоза капитала за границу;

- увеличение удельного веса государственной теневой экономики.

4.2. Механизм  регулирования теневой экономики в Беларуси

 Механизм регулирования  теневой экономики многие экономисты  видят в использовании четкой трехступенчатой схемы:

1) оценка показателей  теневой экономики, определение и прогнозирование ее тенденций;

2) выявление группы  факторов, стимулирующих теневую  деятельность на анализируемом  временном отрезке; 

3) разработка комплекса  мероприятий, ослабляющих действие  выделенных групп факторов.

 В настоящее время в области долговременного регулирования теневой экономики представляется целесообразным поиск оптимального сочетания репрессивного и либерального подходов. Возможными направлениями регулирования могут служить:

 а) совершенствование системы налогообложения;

 б) совершенствование системы оплаты труда;

 в) разработка эффективного механизма стимулирования малого бизнеса, основанного на льготном налогообложении и упрощение процедуры создания МП;

 г) проведение политики стабилизации экономического положения путем развития сферы материального производства и реструктуризации экономики за счет привлечения как государственных и иностранных инвестиций, так и отечественных теневых капиталов,

 д) амнистия незаконного вывоза капитала;

 е) усиление контроля за вероятными каналами оттока капитала за границу (международная банковская деятельность, внешняя торговля);

 ж) создание единого информационно-аналитического центра по проведению мониторинга теневой экономики.

 В Беларуси, по разным оценкам, уровень теневой экономики варьируется от 15 до 50 процентов ВВП. Так, например, еще в 2010 году Всемирный банк опубликовал данные, согласно которым скрываемые доходы в Беларуси составляют около 50% ВВП. Официальные власти говорят о намного меньшей цифре. Так, по данным Министерства по налогам и сборам, объем теневой экономики в Беларуси составляет порядка 15% ВВП.

Но даже если принять  во внимание последний показатель, то объем теневого рынка исчисляется в нашей стране в миллиардах долларов.

Косвенным подтверждением тому, что в Беларуси существует теневой бизнес, могут служить и официальные данные. Про такие финансы можно узнать из сведений о платежном балансе нашей страны. Так, по данным за январь-сентябрь 2012 года статистические расхождения платежного баланса, связанные с неучтенными потоками капитала, составили плюс 986,3 миллионов долларов. Эта цифра наводит на некоторые размышления.

К тому же, вхождение Беларуси в Таможенный союз и Единое экономическое пространство значительно увеличило объемы внешнеэкономических операций, в том числе, конечно, и теневых.

В частности, в показателях  двусторонней внешней торговли Беларуси и Казахстана, опубликованных национальными  статистическими службами, содержатся существенные расхождения, связанные с теневым движением товаров и услуг. В результате бенефициарами создания регионального интеграционного объединения являются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности и криминальные структуры.

Так, по данным Агентства  Республики Казахстан по статистике, объем двусторонней внешней торговли между нашими странами в январе-августе 2012 г. составил 483,3 млн. долларов против 647,5 млн. долларов по версии Белстата (расхождение составило 164,2 млн. долларов).

Учитывая, что статистическое расхождение между данными о  внешнеторговом обороте (164,2 млн. долларов) является обобщающим сальдовым показателем, реальные объемы теневых экспортно-импортных операций между нашими странами в абсолютном выражении выглядят еще выше. К слову, расхождения между внешнеторговыми показателями зафиксированы практически по всем позициям взаимной внешней торговли товарами Беларуси и Казахстана. [7]

Очевидно, отметил аналитик, что в текущей ситуации правоохранительные органы и силовые ведомства России, Беларуси и Казахстана должны усилить совместные действия для сокращения трансграничной экономической преступности в рамках ТС и ЕЭП. И, кстати говоря, это уже происходит: по оценкам Александра Мухи, к концу 2012 года расхождения в данных статистических агентств по внешнеторговой деятельности значительно уменьшились.

Как отмечают многие эксперты, сократить долю теневой экономики  в Беларуси можно, если создать приемлемые условия для бизнеса по «выходу из сумрака», например, через снижение и упрощение налоговой базы. Еще одним шагом в этом направлении могла бы стать амнистия теневого капитала. Все эти действия могли бы привнести в нашу страну дополнительные валютные средства. Но хотя разговоры об подобных реформах в законодательстве идут в правительстве не первый год, решится на их власти так пока и не смогли. Вполне возможно, что пиковые выплаты госдолга, которые предстоит сделать нашей стране в 2013-2014 годах, ускорят принятие данных решений. [15]

Таким образом, в Республике Беларусь, как и во многих других странах, параллельно легальной  экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной легальной системе. Однако теневая экономика наше страны имеет свои особенности, с которыми нельзя не считаться, а наоборот, нужно всячески изучать эти явления и пытаться их если не предотвратить, то хотя бы попытаться избежать их.

 

 

Заключение

 В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Одновременно с легальной  экономикой возникла и теневая, сопоставимая с ней по масштабам. В теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий с особым типом поведения.

В целом, теневая экономика  представляет собой вполне закономерное явление, причины которого связаны с реакцией неприятия институциональными единицами ограничительных мер государственного регулирования, с желанием населения увеличить реальные доходы.

Теневая экономика характеризуется  разнородностью состава, поэтому имеет  разветвленную классификацию.

На данном этапе сформировались разнообразные механизмы функционирования теневой экономики.

В Республике Беларусь функционирование теневого сектора происходит по тем же принципам, что и во всем мире. Однако присутствуют так же и специфически белорусские особенности и механизмы.

Важным условием повышения  эффективности борьбы с теневой  экономикой является расширение международного сотрудничества, особенно в области информации о незаконных финансовых операциях.

Борьба с “отмыванием” денег — многогранный процесс, который  должен рассматриваться комплексно. Так, для более эффективной борьбы с легализацией преступных средств необходимо не только знание законов, директив и инструкций, но и основ экономической деятельности. Особенностью данного процесса является то, что легализация незаконных средств является вторичной на фоне основного преступления, в результате которого появились эти деньги. При этом она хорошо замаскирована в легальном бизнесе. В международной практике борьбы с “отмыванием” незаконных доходов считается эффективным обязательное соблюдение банковскими структурами принципов, изложенных в Венской конвенции ООН 1988 г.

Большую роль в объединении усилий по противодействию отмыванию денег играет именно FATF. На сегодняшний день в ее состав входит 26 стран, однако Республика Беларусь к FATF пока не присоединилась. С принятием закона Республики Беларусь “О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем”, учитывающего многие положения и нормы FATF, созданы реальные предпосылки для вступления Республики Беларусь в качестве наблюдателя в эту международную организацию, ведущую активную работу с отмыванием денег.

Введение в научный  оборот понятия «теневая экономика», осознание необходимости исследования данной сферы экономики и социальной жизни людей, выработанные материалы  и методы проведенных исследований дают основание полагать, что сформирована новая междисциплинарная область научного знания. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и той ситуации, которая в настоящее время сложилась в Республике Беларусь.[15]

 

Список литературы

1).А.Дадалко “Теневая  экономика и кризис власти: проблемы  и пути решения”, Минск 2000.

2)Бокун Н.Ч. “Теневая  экономика: понятия, цели, методы  исследования” Минск 2002,При Министерстве Статистики и Анализа.

3) К.Р. Макконнелл С.Л.  Брю ”Экономикс” 14-е издание. Москва 2002

4) Картрайт Г. Грязные  деньги / Прев. с англ., 2005

5) Карпец И.И. Актуальные  проблемы борьбы с организованной  преступностью. М.,2006.

6) Эксперт, №12 (223) от 27 марта 2000.

7) Аслаханов А.А Преступность  в сфере экономики (криминологические  и уголовные проблемы) М 2007 .

8) Н.Ч.Бокун, В.Н.Тамашевич. Теневая экономика: проблемы количественного измерения. //Белорусский экономический журнал, 2001, № 1.

9) Журнал “Предпринимательство  в Беларуси” № 31 окт.2000.

 10) В.П. Кунцевич «Возникновение и особенности развития теневой экономики в Республике Беларусь», 2006

11) Н. Лузгин, А. Стах «О мерах борьбы с отмыванием денег в РБ»

12) Н.Ч. Бокун «Измерение теневой экономики: трактовка понятия и основные принципы оценки»/ Экономика и управление.

13) www.belstat.gov.by

14) www.economy.gov.by

 15) www.eurobelarus.info

 


Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, последствия для национальной экономики (на примере Республики Беларусь)