Теневая экономика: причины возникновения, формы, последствия для национальной экономики (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.

Содержание работы

Введение…………….…………………………………………………....……4
1. Определение теневой экономики и причины её возникновения………………………………………………………………………….…5
1.1 Определение теневой экономики……………………………..……………..5
1.2 Причины возникновения теневой экономики…………….………………...6
2. Формы и масштабы теневой экономики………………..….…9
2.1 Формы теневой экономики………………………….……………………….9
2.2 Масштабы теневой экономики……………………………………………...10
3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности…………………………………….……….....12
3.1. Влияние теневой экономики на налоговую и бюджетную сферы……….12
3.2. Негативное влияние теневой экономической деятельности на эффективность макроэкономической политики и денежно-кредитную сферу…………13
3.3. Основные формы криминальной экономической деятельности, влияющие на структуру экономики………………………………………………………….14
3.4. Воздействие теневой экономики на экономический рост инвестиционный процесс…………………………………………………………………………….16
3.5. Влияние теневой экономики на конкуренцию, занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда……………………………………..17
4. Особенности теневой экономики в Республике Беларусь……….............................................................................................................19
4.1. Этапы теневой экономики……………………………………………………19
4.2. Механизм регулирования теневой экономики в Беларуси………………....25
Заключение ……………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Ежегодная утечка части  ВНП за рубеж негативно сказывается  на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций.

 Отток капиталов  ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление либо вывозятся за рубеж, где тоже в основном идут на потребление.

 В целом негативное  воздействие на инвестиционный  процесс оказывает организованная  преступность, которая стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

 Организованная криминальная  деятельность в России подрывает  также иностранные инвестиции  и торговлю вследствие увеличения риска капиталовложений. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами. [15]

 

3.5. Влияние  теневой экономики на конкуренцию, занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда

Влияние теневой экономики  на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некриминальная часть теневого сектора имеет  рыночный и конкурентный характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая теневиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят налогов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законодательно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия теневого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране.

 В результате нарушения  правил конкуренции некоторые  легальные предприятия теряют  рынки сбыта, несут убытки и  разоряются. Это побуждает их  владельцев снижать цены. В результате  вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные предприятия не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения сырья, уклонения от уплаты налогов и социальных платежей.

Особо деструктивно влияние  на режим конкуренции организованной преступности, одна из ключевых целей которой - установление монопольного контроля над рынками и сферами деятельности. Среди других форм криминальной экономической деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются незаконное пользование авторскими правами, интеллектуальной собственностью, средствами индивидуализации продукции юридического лица, коммерческий подкуп. Способность организованной преступности производить крупные капиталы, проникать в законный бизнес и с помощью контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную угрозу будущему любого общества.

 Предприятия, приобретенные  лицами, входящими в организованные  преступные группировки имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, об издержках производства и о выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил, что сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить больше денег. Чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных институтов. [12]

 Кроме предпринимателей  в теневую экономику вовлечены  и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная часть теневой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников. При этом теневая активность играет роль социального стабилизатора, сглаживающего противоречия между «верхами» и «низами» и облегчающего людям тяготы переходного периода.

 Последствия работы  на подпольных предприятиях негативны  для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. [15]

Таким образом роль теневой экономики в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

 

ГЛАВА 4 Особенности теневой экономики в

Республике Беларусь

4.1. Этапы теневой экономики

Результаты проведенного логического анализа теневых экономических процессов, итоги расчётов показателей теневой экономики на макроуровне, исчисления незаконной экономической деятельности, а также определение индикаторов состояния теневой экономики Республики Беларусь за 1999-2011 позволяют сделать вывод, что состав, структура и динамика явлений теневой экономики во многом обусловлены характером государственного регулирования и социально - экономической ситуацией. В зависимости от этих факторов в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить три этапа:

1) 1960 - 1990 гг. Административно-командная теневая экономика,

 2) 1991 - 1998 гг. Теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;

3) 1998 - 2011 гг. Теневая экономика смешанного типа.

На первом этапе (советский  период) теневая экономика Республики являлась составным компонентом всей теневой системы Советского Союза, уровень которой колебался от 10 до 20% от ВВП. Ее специфика определялась особенностями советской экономики; плановым ведением хозяйства, централизмом управления, жестким государственным контролем за ценами, отсутствием конкуренции, приоритетом государственной формы собственности. [9]

 Планово-командное  развитие экономики не было  ориентировано на потребителя, отсутствовала производственная гибкость, вследствие чего образовывалась диспропорции между производством средств производства и предметом потребления, существовал дефицит ряда потребительских товаров. В результате возникли и получили распространение в 70 - 90-ые годы такие виды теневой экономической деятельности, как: нелегальная торговля государственными товарами, пользующимися спросом, нелегальная торговля за валюту, спекуляция товарами и валютой; организация нелегальных и полулегальных производств потребительских товаров.

 Необходимость выполнения  и перевыполнения плановых заданий  стала одним из факторов развития  фиктивной экономики. Особые формы  теневой деятельности присутствовали в сельском хозяйстве, торговле: источниками нелегального дохода служили завышение естественной прибыли, пересортица товаров, неучтенная продукция.  Были распространены неформальные отношения, взяточничество, использование служебного положения. Кроме того, для узкой прослойки лиц (руководящие работники) существовал доступ к дешевым дефицитным товарам и услугам, закрытый для большинства населения.

 Таким образом,  отличительными чертами административно-теневой  экономики являлись: неформальная занятость в сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная экономика, взяточничество, использование служебного положения. [9]

 На втором этапе  (1991 - 1999 гг.) после развала СССР (1991г.) и начала реформирования экономики теневая деятельность приобретает новые признаки и может быть классифицирована как «теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям». Ее объемы резко возрастают и по сводным оценкам к 1995 г. достигают 42% от ВВП.

 В процессе разрушения  командной экономики СССР сначала  происходит накопление кризисного и инфляционного потенциала (1991 - II полугодие 1993 г.), затем - спад производства и последующее раскручивание инфляционной спирали, причем пик кризиса приходится на 1994 - 1998 гг. В то же время появляются определенные элементы рыночных связей, о чем свидетельствует постепенное расширение индивидуальной и частной предпринимательской деятельности, развитие малого бизнеса. Только по официальным данным в 1992 г насчитывалось 11055 малых предприятий (МП), кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью (ООО), в 1994 число малых негосударственных предприятий увеличилось на 28%. Одновременно происходил рост числа не учтенных статистикой сверхмалых предприятий со средней численностью занятых 2-5 человек и индивидуальных предпринимателей (неофициальная экономика). [14]

В условиях резкого падения  уровня жизни: в 1995 г. реальная заработная плата снизилась на 44% по сравнению с 1990 г, - одним из каналов выживания для населения стало развитие личных подсобных хозяйств (неформальный сектор), которые давали свыше 20% общего дохода семей.

В третьем этапе (1999 - 2011 гг.) теневая экономика в республике представляет ярко выраженную специфику, которая обусловлена развивающейся стагнацией производства и изменением форм государственного регулирования. В 1999 - 2000 гг. путем проведения жесткой монетарной политики, ограничения безресурсной эмиссии денег, применения положительных процентных ставок, ужесточения системы ответственности хозяйствующих субъектов за использование заемных средств, искусственной стабилизации рубля осуществлен выход из гиперинфляции, начинается общее оживление экономики, которое продолжается и в настоящее время. Но несмотря на рост объемных показателей, эффективность экономической деятельности снижается, рыночное реформирование экономики замедляется. В этом периоде из всей совокупности факторов, определяющих характер теневой деятельности, целесообразно выделить следующие:

1.Усиление директивных  элементов в государственном  регулировании, ужесточение финансового контроля, отсутствие льгот для предпринимателей, сдерживание отпускных цен на товары отечественного производства ведут к сокращению числа мелких фирм, индивидуальных предпринимателей, к уменьшению объёмов неформальной экономики росту доли скрытой деятельности.

2.Жесткая централизация  управления экономикой и частичное  возвращение к социалистическим формам хозяйствования обусловили  увеличение доли государственной теневой экономики, то есть концентрацию  теневых потоков в высшем звене управления.

3.Не преодолен общий  кризис в экономике, о чем  свидетельствует спад производства (в 2001 г по сравнению с 1990 г. ВВП снизился на 7,8%),  сокращение производства в традиционно развитых отраслях - сельском  хозяйстве (-27%), промышленности (снижение на 39% в 1995 г. и рост в  2001г. всего лишь на 6,4% по сравнению с 1990 г.), науке (в 2,6 раза ниже,  чем в 1990 г), строительстве (-66%). Начавшееся наращивание объемов  производства на уровне 104 - 105% в год сопровождается ростом  дебиторской и кредиторской задолженности, увеличением числа убыточных  предприятий, снижением рентабельности, повышением коэффициента износа  основных средств, слабой конкурентоспособностью продукции,  неравновесным ростом заработной платы, ухудшением результатов  внешнеэкомической деятельности. Все это, с одной стороны, указывает на  сужение границ производства в теневом секторе, с другой стороны - на  возможней рост оттока капитала.

4.Слабое экономическое  законодательство, неэффективная налоговая  система (прогрессивная шкала налогообложения и для физических, и для юридических лиц ,высокий уровень налогов- 27% в ВВП) в сочетании с продолжающейся инфляцией накладывают столь большую нагрузку на издержки производства, что в большинстве случаев оно становится нерентабельным. А это, в свою очередь, ведет к образованию хозяйственных единиц без регистрации, скрытой занятости, сокрытие доходов.

5.Инвестиционная пассивность  (в 2001 инвестиции в основной капитал составили лишь 48% от уровня 1990),ограничение международных контрактов, сужение внешнего рынка(53% экспорта и 65% импорта приходится на Россию) способствует вывозу капитала за границу.

6.Снижение уровня  жизни населения (среднемесячная зарплата приближается к границе минимального потребительского бюджета, уровень бедности в 2000 составил 44%) двояко влияет на размер теневой экономики: а) вынуждает население к поиску сомнительной работы, вторичной, неформальной занятости б) вынуждает население ведет к снижению платежеспособного спроса населения, что не способствует накоплению первоначального капитала и отрицательно влияет на рынки сбыта, в частности в мелком бизнесе, а значит, обуславливает сужение сферы индивидуального предпринимательства.

7. По расчетам МВФ, валовой долг правительства Беларуси в 2011 г. достиг рекордных 49,8% к ВВП. По состоянию на 1 сентября 2012 г. совокупный внутренний и внешний государственный долг (с учетом обязательств по гарантиям правительства) снизился до 35,9% к ВВП. [13]

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, последствия для национальной экономики (на примере Республики Беларусь)