Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:30, курсовая работа
И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи. Теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.
Введение…………….…………………………………………………....……4
1. Определение теневой экономики и причины её возникновения………………………………………………………………………….…5
1.1 Определение теневой экономики……………………………..……………..5
1.2 Причины возникновения теневой экономики…………….………………...6
2. Формы и масштабы теневой экономики………………..….…9
2.1 Формы теневой экономики………………………….……………………….9
2.2 Масштабы теневой экономики……………………………………………...10
3. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности…………………………………….……….....12
3.1. Влияние теневой экономики на налоговую и бюджетную сферы……….12
3.2. Негативное влияние теневой экономической деятельности на эффективность макроэкономической политики и денежно-кредитную сферу…………13
3.3. Основные формы криминальной экономической деятельности, влияющие на структуру экономики………………………………………………………….14
3.4. Воздействие теневой экономики на экономический рост инвестиционный процесс…………………………………………………………………………….16
3.5. Влияние теневой экономики на конкуренцию, занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда……………………………………..17
4. Особенности теневой экономики в Республике Беларусь……….............................................................................................................19
4.1. Этапы теневой экономики……………………………………………………19
4.2. Механизм регулирования теневой экономики в Беларуси………………....25
Заключение ……………………………………………………………………27
Список литературы …………………………………………………………28
Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций.
Отток капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление либо вывозятся за рубеж, где тоже в основном идут на потребление.
В целом негативное
воздействие на инвестиционный
процесс оказывает
Организованная криминальная
деятельность в России
3.5. Влияние
теневой экономики на конкуренц
Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некриминальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентный характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая теневиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят налогов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законодательно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия теневого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране.
В результате нарушения
правил конкуренции некоторые
легальные предприятия теряют
рынки сбыта, несут убытки и
разоряются. Это побуждает их
владельцев снижать цены. В результате
вначале происходит общее сниже
Особо деструктивно влияние
на режим конкуренции
Предприятия, приобретенные лицами, входящими в организованные преступные группировки имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, об издержках производства и о выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил, что сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить больше денег. Чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных институтов. [12]
Кроме предпринимателей в теневую экономику вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная часть теневой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников. При этом теневая активность играет роль социального стабилизатора, сглаживающего противоречия между «верхами» и «низами» и облегчающего людям тяготы переходного периода.
Последствия работы
на подпольных предприятиях
Таким образом роль теневой экономики в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.
ГЛАВА 4 Особенности теневой экономики в
Республике Беларусь
4.1. Этапы теневой экономики
Результаты проведенного логического анализа теневых экономических процессов, итоги расчётов показателей теневой экономики на макроуровне, исчисления незаконной экономической деятельности, а также определение индикаторов состояния теневой экономики Республики Беларусь за 1999-2011 позволяют сделать вывод, что состав, структура и динамика явлений теневой экономики во многом обусловлены характером государственного регулирования и социально - экономической ситуацией. В зависимости от этих факторов в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить три этапа:
1) 1960 - 1990 гг. Административно-командная теневая экономика,
2) 1991 - 1998 гг. Теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;
3) 1998 - 2011 гг. Теневая экономика смешанного типа.
На первом этапе (советский период) теневая экономика Республики являлась составным компонентом всей теневой системы Советского Союза, уровень которой колебался от 10 до 20% от ВВП. Ее специфика определялась особенностями советской экономики; плановым ведением хозяйства, централизмом управления, жестким государственным контролем за ценами, отсутствием конкуренции, приоритетом государственной формы собственности. [9]
Планово-командное развитие экономики не было ориентировано на потребителя, отсутствовала производственная гибкость, вследствие чего образовывалась диспропорции между производством средств производства и предметом потребления, существовал дефицит ряда потребительских товаров. В результате возникли и получили распространение в 70 - 90-ые годы такие виды теневой экономической деятельности, как: нелегальная торговля государственными товарами, пользующимися спросом, нелегальная торговля за валюту, спекуляция товарами и валютой; организация нелегальных и полулегальных производств потребительских товаров.
Необходимость выполнения
и перевыполнения плановых
Таким образом,
отличительными чертами
На втором этапе (1991 - 1999 гг.) после развала СССР (1991г.) и начала реформирования экономики теневая деятельность приобретает новые признаки и может быть классифицирована как «теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям». Ее объемы резко возрастают и по сводным оценкам к 1995 г. достигают 42% от ВВП.
В процессе разрушения
командной экономики СССР
В условиях резкого падения уровня жизни: в 1995 г. реальная заработная плата снизилась на 44% по сравнению с 1990 г, - одним из каналов выживания для населения стало развитие личных подсобных хозяйств (неформальный сектор), которые давали свыше 20% общего дохода семей.
В третьем этапе (1999 - 2011 гг.) теневая экономика в республике представляет ярко выраженную специфику, которая обусловлена развивающейся стагнацией производства и изменением форм государственного регулирования. В 1999 - 2000 гг. путем проведения жесткой монетарной политики, ограничения безресурсной эмиссии денег, применения положительных процентных ставок, ужесточения системы ответственности хозяйствующих субъектов за использование заемных средств, искусственной стабилизации рубля осуществлен выход из гиперинфляции, начинается общее оживление экономики, которое продолжается и в настоящее время. Но несмотря на рост объемных показателей, эффективность экономической деятельности снижается, рыночное реформирование экономики замедляется. В этом периоде из всей совокупности факторов, определяющих характер теневой деятельности, целесообразно выделить следующие:
1.Усиление директивных элементов в государственном регулировании, ужесточение финансового контроля, отсутствие льгот для предпринимателей, сдерживание отпускных цен на товары отечественного производства ведут к сокращению числа мелких фирм, индивидуальных предпринимателей, к уменьшению объёмов неформальной экономики росту доли скрытой деятельности.
2.Жесткая централизация
управления экономикой и
3.Не преодолен общий
кризис в экономике, о чем
свидетельствует спад
4.Слабое экономическое законодательство, неэффективная налоговая система (прогрессивная шкала налогообложения и для физических, и для юридических лиц ,высокий уровень налогов- 27% в ВВП) в сочетании с продолжающейся инфляцией накладывают столь большую нагрузку на издержки производства, что в большинстве случаев оно становится нерентабельным. А это, в свою очередь, ведет к образованию хозяйственных единиц без регистрации, скрытой занятости, сокрытие доходов.
5.Инвестиционная пассивность (в 2001 инвестиции в основной капитал составили лишь 48% от уровня 1990),ограничение международных контрактов, сужение внешнего рынка(53% экспорта и 65% импорта приходится на Россию) способствует вывозу капитала за границу.
6.Снижение уровня
жизни населения (среднемесячна
7. По расчетам МВФ, валовой долг правительства Беларуси в 2011 г. достиг рекордных 49,8% к ВВП. По состоянию на 1 сентября 2012 г. совокупный внутренний и внешний государственный долг (с учетом обязательств по гарантиям правительства) снизился до 35,9% к ВВП. [13]