Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическую ситуацию в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явление исследование теневой экономики и изучение её влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.
В связи с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Дать определению понятия «теневая экономика», рассмотреть её структуру, формы и виды;
2. Изучить причины возникновения и последствия развития теневой экономики;
3. Определить особенности и масштабы теневой экономики в России;
4. Рассмотреть методы борьбы с теневой экономикой.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» на тему- «Теневая.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Методы  борьбы с теневой экономикой

Очевидно, что причина теневой экономики кроется в несовершенстве законодательной системы России, а также в моральных устоях и благосостоянии общества.

Инициаторами борьбы с  теневым бизнесом выступают, как  правило, наиболее заинтересованные в  его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации (рис.2.6).

Рис.2.6. Основные участники борьбы с теневым бизнесом

Наибольший  ущерб от функционирования незаконного  предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях [4].

В российской экономике на официальном  уровне используются два основных подхода в борьбе с теневой экономикой.

Первый – радикально-либеральный. Он реализуется с конца 1991 – начала 1992 г. Этот подход ориентирован на крайне высокие темпы первоначального накопления капитала. Результатом этого стало возникновение крупных финансово-производственных кланов. Как следствие – дискриминация более мелких предпринимателей и вытеснение их с рынка.

Второй – репрессивный. Основное направление данного подхода ориентировано на ужесточение нормативно-правовой базы, расширение подразделений МВД, ФСБ, ФНС и другое. Важным аспектом для данного подхода является развитие взаимодействий между названными органами [5].

Особенность репрессивного контроля заключается в наличие института тотального контроля и доносительства. Однако нельзя сказать, что такой подход устраняет само явление теневой экономики, он скорее направлен на преследование граждан и вторжение в их частную жизнь.

Способы борьбы государства с теневым  бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:

-  На предотвращении втягивания  в теневой бизнес легальных  предпринимателей и наемных работников;

-  На мерах по сокращению  численности контингента незаконных предпринимателей;

-  На формировании благоприятных  условий для функционирования  легального предпринимательства.

По первому направлению государство  действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ  теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием  организаторов теневого бизнеса.

Третье направление борьбы с  теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

-        Улучшение  налогового климата;

-        Снижение  административного давления на  легальный бизнес;

-        Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

-        Помощь в  кредитовании бизнеса;

-        Устранение  системы поборов и вымогательства  в любых формах;

-        Создание  системы бизнес-инкубаторов, обучения  и переобучения предпринимателей  с участием государственных средств  и ресурсов.

С целью увеличения эффективности  мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая  значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:

-     Легальный бизнес  включает во внутренние кодексы  корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;

-     Предпринимательские  объединения, ассоциации и союзы,  действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;

-     Легальный бизнес  отказывается от сотрудничества  с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;

-     Под патронажем легального  бизнеса осуществляются научные  исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;

-     Легальный бизнес  осуществляет большую профилактическую  и разъяснительную работу по  широкому спектру вопросов, связанных  с незаконным предпринимательством. На вебсайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.

Очень важна в борьбе с теневым  бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время существует большое количество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу. К таким организациям относятся:

-     Всемирная организация  труда и соответствующие национальные  организации, отстаивающие интересы  наемных работников. Поскольку у  лиц, занятых в теневом секторе,  многие права нарушаются (право на медицинское и пенсионное страхование, на отпуск по беременности, на безопасные условия труда и проч.), указанные организации всячески противодействуют незаконному предпринимательству, добиваясь перевода трудовых отношений в законное русло;

-     Всемирная организация  интеллектуальной собственности  и родственные ей ассоциации и союзы также выступают единым фронтом против теневого бизнеса, так как многие сферы незаконного предпринимательства основаны на копировании литературных и музыкальных произведений, программных продуктов, видеофильмов и иных материалов. Отстаивая законные интересы авторов этих произведений, соответствующие организации принимают необходимые меры против теневого бизнеса;

-     Международное общество  защиты прав потребителей, а также национальные организации аналогичного назначения ведут интенсивную борьбу с теневым бизнесом, представители которого каждодневно нарушают права покупателей и потребителей их продукции. Осуществляя практическую помощь населению, общества защиты прав потребителей выполняют огромный объем работы по судебному преследованию изготовителей некачественной продукции, произведенную с нарушением установленных законом норм и правил;

-     Научные организации  и фонды. В направлении противодействия теневому бизнесу объемная работа проводится международными научными фондами (фондом Макартуров, Карнеги, Форда и др.) и при реализации соответствующих научных программ (например, в рамках программы TACIS). Под эгидой этих организаций и программ осуществляется финансирование научных грантов и исследований, посвященных теневой экономике, проводятся научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы, выпускается научная и научно-популярная литература по проблемам функционирования теневого бизнеса [4].

В целом для страны и для положительной  репутации в мировом сообществе борьба с теневой экономикой необходима. Для этого нужно применять как меры наказания, так и поощрения, например, применять льготные налоговые ставки, амнистии и другие меры экономического и правового воздействия при выводе бизнеса из тени [5].

Осуществляя деятельность по всем указанным  направлениям, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнесу [4].

 

Заключение

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта.

По связи с официальной экономикой выделяют «беловоротничковую», «черную» и «серую» теневые экономики; с точки зрения официальной отчетности: скрытую и фиктивную формы; с точки зрения легальности теневую экономику подразделяют на легальную и нелегальную; по характеру результатов экономической деятельности выделяется продуктивная, фиктивная и криминальная теневая экономика; по социально-нормативным характеристикам поведения субъектов экономики: теневая экономика формальных, неформальных связей, традиционных и криминальных связей.

Факторы, способствующие развитию теневой  экономики можно разделить на несколько групп: финансово-экономические факторы, социальные факторы,  правовые факторы, административные факторы, общественно-политические факторы.

Существует ряд «классических» причин роста теневой экономики, а именно: возникновение структурного и экономического кризиса, массовая иммиграция из стран «третьего мира», характер государственного вмешательства в экономику, открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, эволюция трудовых отношений в сторону их большей неформальности.

Выделяются три основные позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве: «экономическая смазка»; «социальный амортизатор»; «встроенный стабилизатор».

Можно выделить следующие дестабилизирующие  теневой экономики: перераспределение  доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп; деформация налоговой системы; дезорганизующая функция; дестабилизирующая функция; блокирующая функция; криминализация общества; расширение неконтролируемой торговли низкокачественными товарами; асоциальная функция; социальная незащищенность; влияние на кредитно-денежную сферу; исключение долгосрочного инвестиционного развития; разрушение системы централизованного управления экономикой.

Среди сфер экономики, в которых  «теневые» отношения наиболее активны, выделяют кредитно-финансовую сферу, сферы приватизации государственной собственности, инвестирования, внешнеэкономической деятельности, потребительский рынок, армию, систему высшего образования.

Сектор неформальной экономики  РФ в 2011 году вырос на 13% по численности занятых в нем по сравнению с 2010 годом. Росстат в апреле 2011 года оценил теневую экономику в 16% ВВП, Всемирный Банк – 56%, TJN – 43,8%.

Инициаторами борьбы с теневым  бизнесом выступают государство, легальный бизнес и общественные организации. В российской экономике используются два основных подхода в борьбе с теневой экономикой: радикально-либеральный и репрессивный. Способы борьбы с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях: на предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников; на мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей; на формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

Существует большое количество общественных организаций, противодействующих теневому бизнесу: Всемирная организация труда, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международное общество защиты прав потребителей, Научные организации и фонды и др.

 

Список использованной литературы

  1. Абдуллаева Т., Таксанов А. Теневая экономика: краткая история и масштабы [Электронный ресурс] // ЦентрАзия.- Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1051094400.
  2. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Юнити-Дана, 2011. – 598 с.
  3. Бренделева Е. А. Теневая и неформальная экономика – объективная реальность [Электронный ресурс] // Бизнес, менеджмент и право. – Режим доступа: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=239.
  4. Галкин В. Способы борьбы с теневым бизнесом [Электронный ресурс] // Портал: «vadim-galkin.ru». – Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/politics/tenevaya-ekonomika/sposoby-borby-s-tenevym-biznesom.
  5. Загайнова Н.Л., Ларионова Н.И. Сущность и специфика функционирования теневой экономики в России // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 11.
  6. Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб.пособие для вузов /  Л. А. Кормишкина,   О. М. Лизина. –  Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 136 с.
  7. Корчагин Ю. Левая работа // Российская Бизнес-газета. -2012. -№ 844.
  8. Корчагин Ю. Прячутся в тени // Российская Бизнес-газета. -2011. -№ 795.
  9. Латов Ю. В., Ковалев С. Н. Теневая экономика. Учебное пособие для вузов / под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В.Я. Кикотя; д.э.н., проф. Г. М. Казиахмедова.  - М.: «Норма», 2006. - 336 с.
  10. Новикова А. И. Потенциальная доля налоговых доходов теневого сектора в федеральном бюджете РФ  // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 20-22.
  11. Опалев С. Первые два срока правления Путина увеличили долю теневой экономики [Электронный ресурс] // Slon. – Режим доступа: http://slon.ru/fast/russia/pervye-dva-sroka-pravleniya-putina-uvelichili-dolyu-tenevoy-ekonomiki-786260.xhtml.
  12. Причины роста теневой (неформальной) экономики [Электронный ресурс] // Экономическая и личная безопасность. – Режим доступа: http://ubep44.ru/index.php?page=prichiny-rosta-tenevoj-neformalnoj-ekonomiki.
  13. Россия заняла 4 место в мире по уходу от налогов [Электронный ресурс] // Финмаркет. – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/article/2625451.
  14. Силантьев А. В. Специфика теневой экономики России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2007. - №7. – С. 50-52.
  15. Термин теневая экономика [Электронный ресурс] // Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу.  - Режим доступа: http://termin.bposd.ru/publ/20-1-0-29110.
  16. Чернов С. Теневая экономика // Наука и жизнь. - 1998.- №4.
  17. Экономика теневая [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/node/42994?page=0,0.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическую ситуацию в стране