Теневая экономика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:43, реферат

Описание работы

В последние четыре года в Казахстане образовалась устойчивая тенденция высоких темпов экономического роста. Среднегодовые темпы развития экономики в последние четыре года составляют 10 %, реальный рост денежных доходов населения - 6 %. Однако, несмотря на эти достижения, в тени находится около 21 % экономики. Главным фактором в этом процессе продолжает оставаться невысокий уровень развития экономики страны и, соответственно, благосостояния населения по сравнению с развитыми странами и значительным количеством развивающихся стран.

Файлы: 1 файл

реферат АР.docx

— 21.12 Кб (Скачать файл)

Определение теневой экономики.

На вопрос о том, что такое теневая экономика, в социально-экономической и юридической литературе даются самые разные ответы. Так, высказывается мнение, согласно которому теневая экономика – это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые «подпитывают» уголовные преступления различной степени тяжести. Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимается неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных ресурсов, денежных средств, различных благ. В соответствии с третьей точкой зрения к теневой экономике относятся прежде всего виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение деструктивных потребностей, культивирующих в человеке различные пороки (производство и продажа оружия, наркотиков и др.).

В международной практике существуют следующие определения теневой экономики:

1) незаявленные и скрытые  виды экономической деятельности;

2) все виды экономической  деятельности, которые по тем  или иным причинам не учитываются  официальной статистикой и не  облагаются налогами;

3) неконтролируемые обществом производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Причины появления и источники развития.

Причины, мотивирующие сокрытие доходов в глобальной экономике, практически одинаковые, но в зависимости от уровня развития конкретной страны они оказывают разное воздействие на общий процесс. Эти причины можно объединить в следующие блоки:

1) невысокий уровень  развития экономики и благосостояния  населения;

2) несовершенство законодательства, регламентирующего разделение дохода  между государством и остальной  экономикой;

3) зарегулированность процедур открытия и ведения бизнеса, что порождает коррупционную деятельность;

4) несовершенство методов  оценки скрытой экономики и  обмена между государственными  органами информацией по этой  проблеме;

5) недостаточно развитая  материально-техническая база органов  администрирования и борьбы с  экономическими преступлениями;

6) преобладание наличной  формы расчета и слабый уровень  развития сети приема платежных  карточек.

В последние четыре года в Казахстане образовалась устойчивая тенденция высоких темпов экономического роста. Среднегодовые темпы развития экономики в последние четыре года составляют 10 %, реальный рост денежных доходов населения - 6 %. Однако, несмотря на эти достижения, в тени находится около 21 % экономики. Главным фактором в этом процессе продолжает оставаться невысокий уровень развития экономики страны и, соответственно, благосостояния населения по сравнению с развитыми странами и значительным количеством развивающихся стран.

 

Этапы и факторы развития теневой экономики в Казахстане

 

Формирование теневой экономики имеет историю развития, и ее условно можно разделить на несколько этапов.

1 этап (с середины 1980-х  гг.) характеризуется возникновением  тенденции к формированию и  развитию теневой экономики, связан  с развитием кооперативного сектора (1989 г.) Динамика численности занятых в кооперативном секторе экономики СССР в 1988 г составила 152000 чел, (против 88000 чел. в 1987 г.); она резко увеличилась до 5 млн., чел.

2 этап - 1989—1992 гг., Отличительной  чертой данного периода является  криминализация промышленности  и торговли и ее экспансия   в сферу деятельности благотворительных  организаций и фондов, имеющих  налоговые льготные режимы.

3 этап - 1992—1993 гг. К началу  массовой приватизации (1993 г.) в орбиту теневой экономики были втянуты не только торгово-коммерческие, но и финансовые структуры (банки, инвестиционные компании и фонды), накапливающие ресурсы, извлекаемые из государственного сектора экономики, с целью использования их в процессе приватизации.

4 этап - конец 1993—1998 гг. Характерной особенностью этого периода является коррупции в сфере управления. Согласно результатам экспортного опроса, коррупция наиболее развита в таких сферах, как:

  • административно-хозяйственной (министерства и ведомства) - 1 место (75%);
  • хозяйственно-экономической {национальные компании и государственные предприятия) - IIместо (66,3%);

— правовой (судебно-правоохранительные и налоговые органы) - III место (55%).

5 этап — с 1999 г. по настоящее время Проблема теневого оборота принимает национальные масштабы, вопрос о легализации и амнистии теневого капитала выносится на широкое публичное обсуждение.

В числе основных причин и источников развития теневого сектора в Казахстане является;

  • общая социально-экономическая ситуация в стране, характеризующаяся высоким уровнем безработицы, преступности, низким уровнем качества жизни населения.
  • неадекватность нормативно-законодательной базы развитию предпринимательства, а также несовершенство налогового законодательства:
  • низкая эффективность деятельности контрольно-ревизионных и правоохранительных органов.

Направления по ограничению теневого бизнеса

По оценке К. Келимбетова, сегодня доля теневой экономики в Казахстане составляет от 30 до 40% от ВВП. «В развитых европейских странах доля теневой экономики составляет до 12% от ВВП. В менее развитых странах ЕС - порядка 20%. В развивающихся странах от 30 до 40%», - сказал он. Между тем, по данным Агентства РК по статистике, размер ненаблюдаемой экономики в нашей стране составляет 22% от ВВП.

Для уменьшения доли теневой экономики  наше правительство утверждает ряд законопроектов, программы и совершенствует нормативно- правовую базу. Для решения данной проблемы  посвящено Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2005 года № 969 О Программе «Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005-2010 годы»

Основной целью Программы на период до 2010 года являются создание условий по снижению мотивации ухода экономики в тень и сокращение размеров ненаблюдаемой экономики в стране путем совершенствования экономических, законодательных и административных методов государственного регулирования и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и физических лиц.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение благосостояния населения;

проведение административной реформы, направленной на снятие необоснованных барьеров на пути развития предпринимательства и сокращение коррупции;

обеспечение совершенствования методов оценки размеров теневой экономики путем обмена информацией между государственными органами;

повышение уровня материально-технического обеспечения органов, занимающихся сбором налогов и платежей в бюджет, раскрытием экономических преступлений;

продолжение работы по совершенствованию системы разделения доходов между государством и остальной экономикой;

сокращение теневого оборота в отраслях и сферах экономики, где преобладает наличная форма оплаты и переход на цивилизованные формы взаиморасчетов.

Основные направления государственной политики по решению задач, обеспечивающих сокращение размеров теневой экономики:

  • 1. Повышение уровня развития экономики и благосостояния населения
  • Долгосрочная комплексная экономическая и социальная политика, направленная на повышение уровня развития экономики и благосостояния населения, определена в главных программных документах страны, таких как: Стратегия развития Казахстана до 2030 года,

Основные направления по сокращению размеров теневой экономики в строительстве следующие:

  • 1) усиление контроля и дисциплины в отношении строителей и контролирующих органов (в виде наказаний, материальной и уголовной ответственности) за несоблюдение строительных стандартов и стандартов по строительству дорог и ремонту дорожных покрытий (завышение объемов работ или затрат на строительство, допуск необоснованных расхождений);
  • 2) осуществление строительства государственного социального жилья, государственных объектов общего образования, здравоохранения и массового физического воспитания населения, имеющие малые мощности (вместимость, пропускную способность) по проектам с основными технико-экономическими показателями, соответствующими нормативным удельным показателям сметной стоимости строительства, трудоемкости, расхода основных строительных материалов с учетом поправочных коэффициентов, установленных для регионов (места строительства);
  • 3) усиление государственного надзора по безопасности объектов промышленного и гражданского строительства.

 

 

 

 


Информация о работе Теневая экономика РК