Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Наличие в экономике теневого сектора всегда сопровождается рядом негативных последствий, к которым относятся сокращение бюджетных доходов, искажение структуры бюджетных расходов, снижение эффективности макроэкономической политики вследствие искажения её информационной базы, повышение уровня макроэкономической нестабильности и кредитного риска, деформация структуры экономики, дестимулирование инвестиционной и инновационной деятельности и т. д.[15,с.2-10]

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Структура, причины и последствия теневой экономики……………………6
1.1 Понятие и классификация теневой экономики…………………………..6
1.2 Причины развития теневой экономики……………………………….....10
1.3 Последствия развития теневой эконимики…………………………...…12
2. Измерение теневой экономики…………………………………………….…14
2.1 Микрометоды измерения теневой экономики…………………………..15
2.2 Макрометоды измерения теневой экономики…………………………..18
3. Особенности развития теневой экономики в Республике Беларусь………21
4. Методы борьбы с теневой экономикой……………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

редактирование курсовой ФИНАЛ.docx

— 588.25 Кб (Скачать файл)

«Итальянский» метод разработан и  применяется Итальянским институтом статистики, который в настоящее  время считается наиболее авторитетным в вопросах определения параметров теневой экономики.

При разработке этого метода специалисты  исходили из того, что собрать достоверные  данные о производстве (особенно о  производстве в малом бизнесе  и сфере услуг) очень трудно. Одна из причин этого — сознательное занижение показателей производства с целью уклонения от налогообложения. Мелкие предприятия вообще трудно отследить, даже хотя бы для того, чтобы внести их в статистический регистр. Между  тем наличие большого количества малых предприятий для итальянской  экономики очень типично.

Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей  силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного  обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании  случайной выборки. Задаваемые при  обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми  в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию об их рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеко-дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.

Существуют следующие разновидности  этого метода:

1) на основе расхождения между фактическим и официально зарегистрированным уровнем занятости;

2) на основе расхождения между  величинами фактически отработанного  за неделю рабочего времени  и официально зарегистрированного.

3. Монетарный метод.

Этот метод основан на одной  важной особенности теневой экономики: если в легальной экономике уже  давно почти все расчеты производят безналичным путем, то в теневой  экономике при совершении сделок предпочтение отдается наличным деньгам.

Существует множество вариантов  конкретного использования данной идеи. Это и анализ объема денежных операций, и анализ спроса на наличные деньги, а также эконометрические методы.

Размер и динамика теневой экономики  могут оцениваться с помощью  наблюдения за объемом денежной массы. Денежная масса в каждой стране эмитируется центральным банком, и ее величина известна.[3,с.10-16]

Так как теневая экономика возникла одновременно с легальной и сопоставима с ней по масштабам, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе, что иллюзорно показывает простоту измерения ”неофициальной” экономики. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий с особым типом поведения, что сопутствует выявлению закономерностей и более точному её измерению, однако, только диверсификация и изобретение новых современных методов будет способствовать эффективной борьбе с негативными последствиями теневой экономики.

 

 

 

 

3. Особенности развития теневой  экономики в Республике Беларусь

 

 

 

Итоги расчетов показателей теневой экономики за 1990 - 2009 гг. позволили сделать вывод, что состав, структура и динамика явлений теневой экономики во многом обусловлены характером государственного регулирования и социально-экономической ситуацией. В зависимости от этих факторов в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить четыре этапа [Приложение Б]:[18,с.200-290]

- 1960 - 1990 гг. Административно-командная теневая экономика;

- 1991 - 1995 гг. Теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;

  • 1996 - 2002 гг. Теневая экономика смешанного типа.
  • 2002 - …….гг. Этап становления и стабилизации.

На первом этапе (советский период) теневая экономика республики являлась составным компонентом всей теневой системы Советского Союза, уровень которой колебался от 10 до 20% от ВВП. Ее специфика определялась особенностями советской экономики: плановым ведением хозяйства, централизмом управления, жестким государственным контролем за ценами, отсутствием конкуренции, приоритетом государственной формы собственности.

В связи с ограничением частной предпринимательской деятельности к теневой сфере в первую очередь относились все индивидуальные услуги по ремонту техники, обуви, пошиву одежды. С 60-ых гг., когда началась садово-огородническое движение, в сфере теневого бизнеса оказалось строительство дачных домов и садово-огороднической инфраструктуры.

Планово-командное развитие экономики  не было ориентировано на потребителя, отсутствовала производственная гибкость, вследствие чего образовались диспропорции между производством средств  производства и предметов потребления, существовал дефицит ряда потребительских  товаров. В результате возникли и  получили распространение в 70 - 80-ые годы такие виды теневой экономической деятельности, как: нелегальная торговля государственными товарами, пользующимися спросом; нелегальная торговля за валюту, спекуляция товарами и валютой; организация нелегальных и полулегальных производств потребительских товаров (цеховики).

Необходимость выполнения и перевыполнения плановых заданий стала одним  из факторов развития фиктивной экономики, т.е. практики приписок Они обеспечивали выполнение плана по валовым показателям, скрывали кражу сырья и материалов. Особые формы теневой деятельности существовали в сельском хозяйстве, торговле: источниками нелегального дохода служили завышение естественной убыли, пересортица товаров, неучтенная продукция.

Были распространены неформальные отношения, взяточничество, использование  служебного положения. Кроме того, для  узкой прослойки лиц (руководящие  работники) существовал доступ к  дешевым дефицитным товарам и  услугам, закрытый для большинства  населения.

Таким образом, отличительными чертами  административно-теневой экономики  являлись: неформальная занятость в  сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная  экономика, взяточничество, использование  служебного положения.

На втором этапе (1991 - 1995 гг) после развала СССР (1991 г.) и начала реформирования экономики теневая деятельность приобретает новые признаки и может быть классифицирована как «теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям». Ее объемы резко возрастают и по сводным оценкам к 1995 г. достигают 42% от ВВП.

В процессе разрушения командной экономики  СССР сначала происходит накопление кризисного и инфляционного потенциала (1991 - 2 полугодие 1992 г.), затем - спад производства и последующее раскручивание инфляционной спирали, причем пик кризиса приходится на 1994 - 1995 гг. В то же время появляются определенные элементы рыночных связей, о чем свидетельствует постепенное расширение индивидуальной и частной предпринимательской деятельности, развитие малого бизнеса. Только по официальным данным в 1992 г. насчитывалось 11055 малых предприятий (МП), кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью (ООО), в 1994 г. число негосударственных малых предприятий увеличилось на 28%. Одновременно происходил рост числа не учтенных статистикой сверхмалых предприятий со средней численностью занятых 2-5 человек и индивидуальных предпринимателей (неофициальная экономика).

Расширилась социальная база теневой  экономики: если раньше ее ядро составляли представители командно-бюрократического аппарата, то в 90-ые годы теневым бизнесом занимаются практически все слои трудоспособного населения - молодежь, интеллигенция, лица пенсионного возраста и т.д. Распространенным явлением становится юридически не оформленная вторичная  или третичная занятость, «челночный»  бизнес.

В условиях резкого падения уровня жизни: в 1995 г. реальная заработная плата  снизилась на 44% по сравнению с 1990 г., - одним из каналов выживания  для населения стало развитие личных подсобных хозяйств (неформальный сектор), которые давали свыше 20% общего дохода семей.

Появились дополнительные факторы, стимулирующие  развитие скрытого производства: противоречивость экономического законодательства, сложность  новой налоговой системы, введение налоговых льгот для ряда предприятий  в сочетании с ростом налоговых  отчислений. В результате многие организации  в качестве основного вида деятельности указывают не действительно существующий, а тот, который пользуется налоговыми льготами. Для малых предприятий становится характерным выполнение работ без оформления договоров за наличный расчет, для средних и крупных - занижение рентабельности, завышение расходов на оплату труда, учет сырья и материалов по завышенным ценам с целью снижения налогооблагаемой базы, завышение показателей выпуска продукции, продажа продукции ниже себестоимости для получения средств на выплату заработной платы, преобладание неденежных форм расчета, бартерных сделок, что свидетельствует о наличии скрытых форм производства. Широко распространяется практика ведения незаконной или полулегальной предпринимательской деятельности: получение взяток за закупку сырья у конкретных коммерческих структур, производство и реализация на площадях предприятия неучтенной продукции, создание фиктивных фирм-однодневок для пополнения неучтенных фондов наличной валюты на госпредприятии и т.д.

Сложность процесса создания частных  предприятий, невозможность получения  кредита привели к возникновению  государственного рэкета, т.е. рэкета чиновников на всех стадиях организации бизнеса - от регистрации и лицензирования до получения сертификата качества.

Открытый характер экономики, в  которой внешнеторговый оборот по своей  величине превышает размеры ВВП (в среднем 109% от ВВП), способствовал  интернационализации нелегальных  экономических отношений в области  наркобизнеса, торговли оружием, угона  автомобилей и т.д.

Вследствие слабости правовой базы и нестабильности системы управления экономика Беларуси становится удобным  объектом для осуществления операций по «отмыванию» и легализации  незаконных доходов, в том числе  принадлежащих зарубежным и международным  преступным группам.

Обобщая рассмотренные тенденции  можно сделать вывод, что для  теневой экономики Беларуси в  течение 1991 - 1995 гг. были характерны те же явления, что и для других стран  постсоветского пространства, а именно: резкий рост объемов теневой деятельности, в частности расширение неформальной занятости, неучтенной деятельности малых  предприятий; развитие скрытого производства; преобладание в нелегальной экономике  краж, должностных преступлений, наркобизнеса, торговли оружием, преступлений по угону  транспортных средств.

На третьем этапе (1996 - 2002 гг.) теневая экономика в республике приобретает ярко выраженную специфику, которая обусловлена продолжающейся стагнацией производства и изменением форм государственного регулирования.

В 1996 - 1997 гг. путем проведения жесткой  монетарной политики, ограничения безресурсной эмиссии денег, применения положительных  процентных ставок, ужесточения системы  ответственности хозяйствующих  субъектов за использование заемных  средств, искусственной стабилизации рубля осуществлен выход из гиперинфляции, начинается общее оживление экономики, которое продолжается и в настоящее время. Но несмотря на рост объемных показателей, эффективность экономической деятельности снижается, рыночное реформирование экономики замедляется. В этом периоде из всей совокупности факторов, определяющих характер теневой деятельности, целесообразно выделить следующие:

1. Усиление директивных элементов в государственном регулировании, ужесточение финансового контроля, отсутствие льгот для предпринимателей.

2. Жесткая централизация управления экономикой и частичное возвращение к социалистическим формам хозяйствования обусловили увеличение доли государственной теневой экономики, то есть концентрацию теневых потоков в высшем звене управления.

3. Не преодолен общий кризис в экономике, о чем свидетельствует спад производства (в 2001 г. по сравнению с 1990 г. ВВП снизился на 7,8%), сокращение производства в традиционно развитых отраслях – сельском хозяйстве (-27%), промышленности (снижение на 39% в 1995 г. и рост в 2001г. всего лишь на 6,4% по сравнению с 1990 г.), науке (в 2,6 раза ниже, чем в 1990 г.), строительстве (-66)

4. Слабое экономическое законодательство, неэффективная налоговая система (прогрессивная шкала налогообложения и для физических, и для юридических лиц, высокий уровень налогов - 27% в ВВП) в сочетании с продолжающейся инфляцией накладывают столь большую нагрузку на издержки производства, что в большинстве случаев оно становится нерентабельным. А это, в свою очередь, ведет к образованию хозяйственных единиц без регистрации, скрытой занятости, сокрытию доходов и т.д.

5. Инвестиционная пассивность (в 2001 г. инвестиции в основной капитал составили лишь 48% от уровня 1990 г.), ограничение международных контактов, сужение внешнего рынка (53% экспорта и 6,5% импорта приходится на Россию) способствует вывозу капитала за границу.

6. Снижение уровня жизни населения (среднемесячная реальная заработная плата приближается к границе минимального потребительского бюджета, уровень бедности в 2000 г. составил 44%) двояко влияет на характер теневой экономики: а) вынуждает население к поиску дополнительной работы, вторичной, неформальной занятости; б) ведет к сжатию платежеспособного спроса населения, что не способствует накоплению первоначального капитала и отрицательно влияет на рынки сбыта, в частности в мелком бизнесе, а значит обуславливает сужение сферы индивидуального предпринимательства.

7. Неверие населения в возможность успешного реформирования экономики, а также растущая социальная незащищенность, в частности, неэффективность служб занятости, малые размеры социальных выплат, способствуют развитию неформальной деятельности, сокрытию доходов, оттоку капитала и эмиграции, т.е. оттоку за границу и материальных, и трудовых ресурсов.

Сегодня мы являемся свидетелем четвёртого этапа  развития сектора теневой экономики, который можно охарактеризовать как этап становления и стабилизации. Таким образом, теневая экономика в Беларуси в докризисный период (2008 год) составляла 22% и именно на эту величину, по ее мнению, должна быть осуществлена корректировка ВВП (разумеется, в сторону увеличения), подсчитанного Белстатом.

 

Таблица 3.1 - Соотношение теневого и легального ВВП в Беларуси.

 

Год

%

2003

29,4

2004

28,3

2005

25,3

2006

24,8

2007

22,4

2008

22,3

2009

22,9


Примечание - источник: [1].

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней