Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:56, курсовая работа
Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
2. Структура теневой экономики……………………………………….7
3. Масштабы теневой экономики………………………………………9
Глава 2 Причины и последствия теневой экономики
1. Причины возникновения теневой экономики…………………..11
2. Эволюция теневой экономической деятельности…………….13
3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности…………………..16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России……………………………………………………..27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики……………….35
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….39
Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п.. В настоящее время ее удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
По данным опроса руководителей
предприятий и организаций, 38,3% из
них в прошлом (2000 г.) регулярно или
периодически занимались выпуском "левой"
продукции, 57,6% – постоянно или достаточно
часто нанимают работников без официального
оформления. На частных предприятиях практика
нелегального труда наблюдается чаще,
чем государственных. Проникновение теневой
экономики в разные отрасли народного
хозяйства показывают такие примеры. В
декабре 2000 г. (только за один месяц) осуществляли
на теневом рынке пошив и ремонт одежды
19,9% опрошенного населения, ремонт квартир
и сантехники –
15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались
услугами автосервиса –
10,9%, покупали стройматериалы и заказывали
строительные работы – 10,5% и т.д.
Приведенные факты говорят о величине
вклада теневой экономики в удовлетворение
массовых потребностей населения. Этот
вклад также заслуживает внимательного
учета при разработке мер воздействия
на нее.
Учета как в плане насыщения рынка товарами
и услугами, так и в связи с ценами, ибо
теневой рынок более адекватен нежели
официальная экономика платежеспособности
населения.
Четвертая особенность развития
ситуации проявляется в том, что теневая
экономика образует симбиоз с теневой
деятельностью представителей органов
власти и активно утверждается в социальной
и духовно–психологической сферах общества.
Проникновение теневых отношений в органы
правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация
бюджетных учреждений таковы, что вряд
ли стоит рассчитывать на их самоочищение.
Во–первых, в различных структурах государственной
службы пустила глубокие корни чуть ли
не отлаженная система поборов; во–вторых,
при, в принципе, самом негативном отношении
общества к поборам многие граждане предпочитают
откупаться при решении жизненно важных
вопросов.
Однако проблема столь остра, что противодействие
ее разрастанию требует решительных мер.
Бюрократическое вмешательство в экономику,
инициируемое с целью наживы, глушит легальную
экономическую деятельность, стимулирует
развитие теневых отношений и превращает
в фарс борьбу государства с их распространением.
Кроме того, наличие теневых отношений
в системе государственных учреждений,
в здравоохранении, образовании, науке,
культуре резко ускоряют процесс утраты
правовых и нравственных ограничителей
в обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно
осуждали "левую" работу в рабочее
время 71% опрошенного населения, в настоящее
время – только 28,2%. Раньше торговлю вне
магазинов считали зазорной 85%, ныне –
42,2% населения и т. д.
Самопроизвольное оздоровление общественной
морали и правового сознания маловероятно.
Лобовые призывы к населению от имени
налогового ведомства типа "Уплати
налоги и спи спокойно" недостаточны,
чтобы исправить ситуацию.
По данным опроса, только 23,5% руководителей
предприятий видят реальную опасность
быть уличенными в уклонении от налогов;
считают допустимым не платить налоги
с доходов от индивидуальной трудовой
деятельности 64,3% населения.
В то же время в обществе
имеются социально–
Несмотря на то, что в 2001 г. в сравнении
с 1990 г. в оценках теневой экономики утратила
значение ориентира идеологическая сторона,
вектор распределения мнений о ней изменился
от положительного полюса к отрицательному.
Среди руководителей предприятий, опрошенных
в феврале 2001 г., примерно такое же распределение
мнений: ответили, что от теневой экономики
больше пользы 2,7%, и польза, и вред – 29,5%,
больше вреда –
54,9%, затруднились ответить – 12,9%.
Такое массовое настроение в принципе
является благоприятной основой для инициатив
высших эшелонов государственной власти
по оздоровлению экономических отношений
и упорядочению системы их регулирования.
2.3 Социально-экономические
последствия теневой и
экономической деятельности
Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части пункта.
Здесь рассматриваются пр ... еимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.
Негативные
последствия теневой и
| |деформация налоговой сферы; |
| |деформация бюджетной сферы; |
| |влияние на эффективность макроэкономической
политики; |
| |воздействие на кредитно-денежную сферу;
|
| |деформация структуры экономики; |
| |влияние на экономический рост и развитие;
|
| |влияние на инвестиционный процесс;
|
| |влияние на состояние природной среды;
|
| |деформация структуры потребления; |
| |влияние на режим конкуренции и эффективность
рыночного механизма; |
| |влияние на систему международных экономических
отношений; |
| |Позитивные стороны теневой экономики.
|
| | |
| | |
1. Деформация налоговой сферы
находит проявление во влиянии
на распределение налоговой
Сокрытие экономической деятельности
от контроля и уклонение от уплаты налогов
приводит к возрастанию налогообложения
доходов, получаемых законопослушными
налогоплательщиками. Возрастание налоговой
нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие
доходов от налогообложения, усиливает
неоправданную дифференциацию доходов
и собственности. Последствием нелегальной
занятости является вытеснение из сферы
общественно-полезного труда легальных
работников. Общий объем производства
не увеличивается, а официальная его часть
становится меньше, что приводит к снижению
налоговых поступлений. Таким образом,
сокрытие даже разрешенной законом экономической
деятельности вызывает перераспределение
доходов и собственности путем деформации
налоговой политики и налоговых отношений.
2. Деформация бюджетной сферы проявляется
в сокращении расходов государственного
бюджета и деформация его структуры.
Сокращение доходов бюджета является
причиной недофинансирования государственных
институтов регулирования экономики (контролирующих,
правоохранительных органов), их ослабление
и деградация в тот период, когда наиболее
сильна потребность в обеспечении прав
и законных интересов участников экономических
отношений. Расходы федерального бюджета
на реализацию Программы борьбы с преступностью
в 1996 году профинансированы только на
29% от утвержденного годового показателя
за счет средств, выделяемых МВД России
на основную деятельность. В первом квартале
1997 г. данная программа не финансировалась.
Ни в 1996, ни в 1997 году средства в
Государственный фонд борьбы с преступностью
не поступали1.
Не менее важным результатом
сокращения государственных расходов
является сокращение и недофинансирование
социальных программ. Это происходит в
тот период, когда уровень социальной
дифференциации населения достиг критической
величины и значительная часть населения
живет ниже уровня бедности. Таким образом,
высокая социальная цена реформ усугубляется
неэффективной социальной политикой.
В бедных странах сокращение средств,
предназначенных для осуществления социальных
программ и инвестиций в целях развития,
ставит под угрозу социальную стабильность
и прогресс.
Резкое сокращение государственных расходов
обострило структурный кризис, поставив
в тяжелое экономическое положение предприятия
военно-промышленного комплекса и других
отраслей обрабатывающей промышленности,
где сосредоточены высокие технологии
и наиболее квалифицированный трудовой
потенциал.
Недофинансирование
государственных расходов является
одной из важнейших причин кризиса
неплатежей, охватившего российскую
экономику.
Невыполнение бюджетом своих обязательств
является одной из причин обострения
проблемы неплатежей, ухудшает финансовое
положение предприятий реального сектора,
лишая их оборотного капитала и побуждая
к использованию экстремальных, а порой
и противоправных стратегий выживания.
Прямой вклад долгов бюджета в образование
чистой задолженности экономики в целом
составляет, по экспертным оценкам, 24%2.
Однако с учетом отдаленных последствий
один рубль вовремя не выплаченный бюджетом
по своим обязательствам, порождает 6-7
рублей неплатежей по всей цепи экономических
отношений. С учетом этого бюджет является
причиной до 2/3 всех неплатежей в стране1.
Уменьшается роль государства в поставке
на рынок общественных благ - образование,
здравоохранение, культура, которые финансируются
на 30-50%.
Значительные масштабы имеет неэффективное
распределении бюджетных ресурсов в результате
коррупции и незаконной лоббистской деятельности,
перераспределение экономических возможностей
за счет незаконного предоставления льгот,
лицензий, квот, иных привилегий. В качестве
примера можно привести выявленные факты
злоупотреблений должностных лиц Федеральной
продовольственной корпорации (перерасходование
бюджетных средств, выделенных правительством
на закупку зерна и продовольствия). Государству
возвра ...
щено около 2
трлн. рублей из этого преступного синдиката.
3. Влияние на эффективность макроэкономической
политики проявляется, прежде всего, в
возрастании ошибок макроэкономического
регулирования. Оно связано, как правило,
с отсутствием достоверных данных о масштабах,
структуре и динамике скрытой части производительной
деятельности в легальном и нелегальном
секторе. Можно выделить следующие типичные
ситуации.
А) Если нелегальная экономика растет
более быстрыми темпами, чем легальная,
и этот факт не отражается в статистике,
то правительство может продолжать политику
стимулирования экономического роста
посредством расширения денежной массы
и воздействия на спрос (рост государственных
расходов, смягчение кредитно-финансовой
политики) в то время, как в этом нет необходимости.
Результатом подобной политики может
стать "перегрев" экономики, сопровождающийся
повышением темпов инфляции.
Если, при более динамичном развитии нелегальной
экономики, товары и услуги, предлагаемые
в ней, оказываются дешевле, возникает
риск завышенной оценки темпов инфляции.
Возможен также вариант, когда темпы инфляции
занижаются, так как в расчет не берутся
цены нелегального рынка, масштабы которого
могут увеличиваться при дефиците товаров
на официальном рынке.
Б) Отсутствие адекватного учета масштабов
нелегальной экономики может негативно
отразиться на политике занятости. Если
занятые в нелегальной экономике учитываются
как безработные, то оценка уровня безработицы
окажется выше реальной. Это может подтолкнуть
правительства проводить экспансионистскую
политику в условиях, когда в этом нет
необходимости.
Иными словами, политика будет направлена
на увеличение совокупного спроса, подъем
уровня производства и увеличение занятости
путем смягчения денежно- кредитной политики,
а также увеличения государственных расходов.
Результат тот же - возникновение нехватки
рабочей силы и рост инфляции.
В) Ошибки при разработке экономического
курса могут возникать и по другим причинам,
связанным с недооценкой последствий
нелегальной экономики:
. искажение
реального состояния
. завышение удельных
ВВП, не учитывающего товары и услуги в нелегальном секторе;
. погрешности в оценке
распределения доходов.
Г) Сопоставление размеров денежной массы
с заниженным официальным ВВП может внести
искажение в денежную политику государства.
Если доходы, получаемые от нелегальной
экономической деятельности, растут быстрее,
чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые
на основе официальных экономических
показателей, окажутся меньше тех, которые
определяются реальными потребностями
экономики.
Эффективность макроэкономической политики
снижается также вследствие коррупции,
незаконных форм лоббистской деятельности,
влияющих на формирование и распределение
бюджетных ресурсов.
4. Влияние на кредитно-денежную сферу
проявляется в деформации структуры платежного
оборота, стимулировании инфляции, деформации
кредитных отношений и увеличении инвестиционных
рисков, нанесении ущерба кредитным институтам,
инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу
в целом.
Манипуляции с
валютой, которые осуществляют организованные
преступные группировки с целью
отмывания денег или для получения незаконных доходов,
могут оказывать пагубное влияние на обменные
курсы и банковские системы во многих
странах. Кроме того, наличие крупных,
полученных незаконным путем средств
в отдельной стране создает зависимость,
которую преступные элементы охотно готовы
использовать. Часто результатом описанного
выше положения может стать инфляция.
Неожиданный перевод средств может нарушить
деятельность национальных финансовых
институтов.
Криминальная экономическая деятельность
оказала негативное воздействие и на валютный
рынок за счет массовой конвертации преступных
доходов в иностранную валюты и вывоз
ее за рубеж. Криминальные структуры при
посредничестве некоторых коммерческих
банков скупали валюту по самому высокому
курсу на похищенные деньги. Так, на семи
торгах Московской межбанковской валютной
биржи в 1992 году лишь один из московских
коммерческих банков приобрел 28% всех
проданных долларов США. Как выяснилось,
значительная часть использованных при
этом рублевых средств была похищена.
Преступные организации также представляют
собой серьезную угрозу существованию
финансовых и коммерческих учреждений
как на национальном, так и на международном
уровнях. Внедрение в учреждения, занимающиеся
законной деятельностью, запугивание
их владельцев, извращение целей их функционирования
до такой степени, что они уже не могут
служить ни интересам общества, ни интересам
акционеров, и ослабление управления такими
учреждениями могут привести к злоупотреблению
общественными средствами.
Одной из наиболее драматических страниц
криминального использования финансовых
учреждений является деятельность финансовых
пирамид в России в
1993-1995 гг., когда в результате финансовых
преступлений частным инвесторам был
нанесен ущерб, размер которого оценивается
в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним
из результатов этих злоупотреблений
явилось резкое падение доверия к кредитным
учреждениям.
5. Деформация структуры экономики. Криминальная
экономическая деятельность является
не только следствием деформаций экономической
структуры, но и ее фактором. Это касается
практически всех ее видов. Начиная от
сокрытия разрешенной законом экономической
деятельности1, и заканчивая наиболее
опасными формами организованной преступности.
Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния.
Во-первых, криминальная экономическая
деятельность, как правило, способствует
возрастанию инвестиционны ...