Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
2. Структура теневой экономики……………………………………….7
3. Масштабы теневой экономики………………………………………9
Глава 2 Причины и последствия теневой экономики
1. Причины возникновения теневой экономики…………………..11
2. Эволюция теневой экономической деятельности…………….13
3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности…………………..16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России……………………………………………………..27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики……………….35
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….39

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

В общем, поскольку  в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.

Не более  благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно  репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как 
«относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

Существует  мнение о том, что предлагаемый вариант  легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии  важно принять во внимание следующие  очевидные обстоятельства.

Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под 
«дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). 
Экономические последствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «с ...

пать спокойно».

Однако это  лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики»-хозяиственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.

Наиболее активными  критиками идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу  службы они обязаны бороться с  любыми нарушениями закона, а вся  «теневая» сфера в большей или меньшей степени криминализирована. Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман — не вор».

Итак, какую  же политику и действия проводить  государству? Следует учесть, что  основа теневого оборота и роста  преступности –неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. 
Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая: 
. Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота; 
. Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; 
. Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов; 
. Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация  предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. 
Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. 
Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах  обеспечить внедрение инноваций  и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения  социальными благами (прежде всего  образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. 
В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции тенового капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее  время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. 
Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

Заключение

Приведенная информация представляет собой средний обзор  масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая  экономика на все сферы нашей  жизни.

Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. 
Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. 
Список использованной литературы: 
Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 22 марта 1991 г. 
Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 
26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.) от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ 
Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" 
Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992 г.) 
Законопроект «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»

1) Е г о  р ш и н В.М., К о л е с н и к о в В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд “Университет”, 2000

2) К у д  р я в ц е в В.Н., Л у  н ... е е в В.В., Н а у м о в А.В.

Организованная  преступность и коррупция в России (1997 – 1999). М.:

ИНИОН, 2000.

3) К л я м к и  н И.М., Т и м о ф е е  в Л.М. Теневая Россия: Экономико-  социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000

4) Косалс Л. Теневая  экономика как особенность российского  капитализма. -

Вопросы экономики. - 1998

5) Л а т о в Ю.В.  Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001

6) С к о б л и  к о в П.А. Имущественные  споры и криминал в современной

России. М.: Дело, 2001. 344 с

7) С а т у е в  Р.С., Ш р а е р Д.А., Я с  ь к о в а Н.Ю. Экономическая  преступность в финансово-кредитной сфере. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

8) С е р г е е  в Е. Теневики. Борьба с дельцами  теневой экономики. М.:

ООО “Фирма “Хельга””, 2000.

9) С и г о в В.И., С м и р н о в А.А.  Теневая экономика: генезис, современные  тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1999. 
10) С л и н ь к о И.А. Вторичная занятость, задолженности по заработной плате, уклонение от налогов и предложение на российском рынке труда.

М.: Российская экономическая школа, 1999 
11) Свенссон Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1997 
12) П и н к е в и ч Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика, система, особенности квалификации.

Ставрополь, 1999. 
13) П а н о в а Е.И. “Теневой” сектор и экономический рост. М.: Российская экономическая школа, 1998 
14) Т и м о ф е е в Л.М. Институциональная коррупция: Очерки теории. М.:

РГГУ, 2000. 
15) Ш е с т а к о в А.В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М.: Издат. дом

”Дашков и К”, 
16) Исправников В., Куликов В.: «Как «высветлить» реформируемую экономику», РЭЖ №5-6, 1997 г. 
17) Кузнецова Т.: «Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в

России», Вопросы экономики  №9, 1998г 
18) Матвеев А.: «Экономика и жизнь» Январь 1999 № 01 (8747) 
19) Телешун С.: «Теневая политика - явление не всегда отрицательное»,

Ведомости, 8.08.97 
20) Щербакова Л.: «Сереем «всем миром» », Эко №6, 1997 г http://newasp.omskreg.ru/ http://chinovnik.uapa.ru/old/index.html http://corruption.rsuh.ru/index.html http://www.anti-corr.ru/ http://www.russ.ru/antolog/predely/4/kordon.htm http://www.ruseconomy.ru/nomer1_200101/ec27.html

----------------------- 
[1] !2 . -:>=>2K5 0A?5:BK B5=52>9 M:>=>AA88// >?@>AK M:>=>=>См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998. № 3. 
[3] См.: Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. М.: ОНиРИО 
Московского института МВД России, 1997. 
[4] См.: Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. - М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1997. 
1 См.: Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. - М.: Экономика, 1989. 
2 См.: Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР. - Вопросы экономики. - 1990. 
-№ 3. 
3 См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в 
России// Вопросы экономики. 1998. № 3. 
4 См.: Ginsburgh. V., Michel. P. and Padoa Shioppa. F. (1985) 
Macroeconomicpolicy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy. Ed. By W. Gaerther, and Wenig. 
1 См.:Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР - Вопросы экономики. - 1990. - 
№ 3 . - С. 33. 
2 См.:Исправников В.О., Куликов В.в. Теневая экономика: иной путь и третья сила. - М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1997. - С. 16. 
1 Эксперт, №12 (223) от 27 марта 2000. 
1 Капитаны теневых капиталов рвутся к власти// Российская газета. 1997. 1 октября. с.3 
2 Шмелев Н. Неплатежи - проблема номер один российской экономики//Вопросы экономики. 1997. №4. с. С. 27.

1 Шмелев Н. Неплатежи  - проблема номер один российской  экономики//Вопросы экономики. 1997. №4. с. 28.

1 Проблема влияния скрытой  экономической деятельности на  структуру экономики глубоко  исследована в работах Бруно  Даллаго. 
1 Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - 
Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 76-77. 
1 Свенссон Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1997, - С. 72-73. 
1 Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9. - С. 63.

 

 

 


Информация о работе Теневая экономика