Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является экономика России в аспекте институциональных преобразований, способствующих ликвидации теневой экономики и повышению уровня экономической безопасности страны.
Предметом исследования выступает ликвидация теневой экономики как направление обеспечения экономической безопасности России.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к исследованию сущности, универсальных причин и форм теневой экономики, ее размеров и влияния на экономику страны.
Предложить классификацию методов оценки теневой экономики и направлений минимизации ее негативных воздействий на социально-экономическое развитие страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Понятие теневой экономики 6
1.2 Причины возникновения теневой экономики 14
1.3 Механизмы функционирования теневой экономики 21
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК 25
2.1 Оценка теневого бизнеса в России 25
2.2 Анализ международной динамики ухода экономики в тень 27
2.3 Опыт развитых стран по легализации хозяйствующих субъектов и выхода их из теневого сектора 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

!!!!курсовая.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

3. Традиционная теневая  деятельность как стереотип национального  поведения и национального менталитета (неформальные сделки, шабашничество  в странах Евразийского союза  и др.), когда иной вариант экономического  повеления просто не рассматривается.

4. «Идейная» теневая деятельность. В ее основе лежит убежденность в невозможности иного способа действий, поскольку экономика государства представляет собой тупиковый вариант экономической системы с теневой ориентацией.

В мировой практике обычно выделяют следующие факторы (тенденции), определяющие масштабы и динамику "теневой" экономики:

1. Общее состояние экономики. Активное формирование теневого  сектора в переходной экономике  является следствием обшей нестабильности (предкризисное, кризисное, посткризисное  состояние). При нестабильном состоянии  легальной экономики деятельность в ее «теневом» секторе имеет свои преимущества: более четкие, стабильные и понятные правила «игры» в отсутствие соответствующей нормативно-законодательной и правовой базы и связанных с ней громоздких, зачастую дорогостоящих бюрократических процедур; строгая ответственность субъектов теневой экономики. В то же время нестабильное состояние экономики вынуждает искать более привлекательную нишу для своей деятельности, например "теневой" сектор.

2. Степень свободы бизнеса. Тенденция устранения государства  от своих регулирующих и надзорных  функций ведет к росту теневого  сектора экономики. Снятие всех  запретов, преобладание технократических  подходов и концепций "экономического  романтизма" в управлении государством; отсутствие и/или несовершенство  необходимой нормативно-законодательной  и организационно-правовой базы  приводит, как правило, к существенному  свертыванию регулятивных и надзорных  функций государства в ряде  секторов экономики' и в конечном  итоге к потере его экономической  безопасности.

3. Отсутствие и/или несовершенство  нормативно-законодательных и организационно-правовых  актов, регулирующих отношения в  области предпринимательства и  бизнеса. Наличие пробелов в этой  сфере законодательства государства  позволяет достаточно комфортно  работать в теневом секторе  экономики, ограничивая тем самым  возможности государства реализовать  свои регулирующие функции, а  исполнительным органам власти  – должным образом контролировать  ситуацию. У налоговых служб и  правоохранительных органов отсутствуют  инструменты, при помощи которых  они могли бы воздействовать  на теневой бизнес.

Кроме того, наличие непрозрачного механизма предоставления налоговых льгот способствует коррумпированности власти и сдерживает развитие конкурентной среды в экономике.

4. Тяжесть налогообложения. Уровень налогов и социальных  отчислений в 33% оценивается в  мировой практике критическим  в плане провоцирования распространения "теневой" экономики. А налоговое  изъятие свыше 50%, как правило, лишает  предприятие стимулов к производственной  деятельности вообще и к легальному развитию производства, в частности. Как известно, чрезмерно высокие акцизы и пошлины создают криминальный импорт, увеличивают контрабанду товаров, способствуют уходу товаров в теневой сектор экономики и снижают поступление налогов.

5. Незащищенность прав  собственности. Одной из важных  причин, влияющих на динамику  развития теневой экономики, является  незащищенность прав собственности: отсутствие четких гарантий защиты  прав собственности приводит  к тому, что используется малейшая  возможность избежание уплаты  налогов.

6. Неплатежи между хозяйствующими  субъектами активно способствуют  развитию бартерных отношений  и преобладанию наличной формы  платежей, что приводит к уменьшению  налогооблагаемой базы.

7. Отсутствие привлекательных  условий для инвестирования доходов  населения. Экономика стран Евразийского  союза ориентирована на движение  наличных денежных средств как  основных средств платежа, преимущественно  долларов США. Нестабильность финансового  рынка, последствия азиатского фондового  и российского системно-экономического  кризисов, недоверие к банковской  системе, отсутствие возможности  легитимного инвестирования своих  свободных денежных средств в  экономику государства (посредством  приобретения акций, участия в  тендерах по приватизации госсобственности  и др.) способствуют оттоку капитала  за рубеж.

8. Неблагоприятный социальный  фон. Заметным явлением становится «теневая» занятость. На фоне ухудшения ситуации на рынке труда, тенденции падения уровня жизни населения, безработицы, внутренней и внешней миграции, происходит резкий отток занятых из легального сектора экономики в теневую и серую экономику, криминалъную среду, прежде всего малообеспеченных слоев населения и мигрантов в тех регионах, где выше уровень безработицы, слабо развито малое предпринимательство. Занятость в легальных секторах экономики все более приобретает неформальные черты. Так, растущие объемы незаконного предпринимательства в сфере торговли ведут к возрастанию доли товаров, опасных для здоровья и жизни потребителей. Кроме того, занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание различных услуг частным лицам, нерегулярный характер занятости приводит к частичной утрате квалификации и профессиональных навыков, отвыканию от систематической работы. Стимулировать легальную занятость возможно путем уменьшения начислений на заработную плату.

9. Деформация морально-этических  требований. Существенная деградация  морально-этических требований в  обществе приводит к тому, что  у индивида происходит переоценка  ценностей и он уже ничего  плохого не видит в уклонении  от налогов, даче взяток, удовлетворении  любыми путями жажды накопительства. При этом он, несомненно, может  стать активным субъектом "теневой" экономики. Это в свою очередь  провоцирует отток квалифицированных  и перспективных работников из  формального сектора и отрицательно  сказывается на его работе

1.2 Причины возникновения теневой экономики

Ярким примером широкомасштабного развития неформальных отношений в экономической и других сферах жизни страны может служить Россия, которая на сегодняшний день стала одним из «лидеров» по масштабам и сфере их распространения.

В России развитие неформальных отношений имеет ряд особенностей. В первую очередь это преемственность системы неформальных связей с их высокой коррупционной составляющей, которая досталась России в «наследство» от советского прошлого. [1, c.59]

Феноменом неформальных отношений в советской экономике, их ролью и результатами, ряд отечественных и западных исследователей заинтересовался еще в 1970-е годы. На время он стал предметом пристального научного внимания: проводились научные конференции, велась оживленная полемика в научной литературе. В оценках истоков теневой экономики  в то время преобладало мнение, согласно которому она является результатом подавленной частной инициативы в сфере хозяйствования. Почти единодушно утверждалось, что достаточно устранить  неоправданные ограничения, и соответствующая часть экономики заработает на благо обществу.

Однако некоторые исследователи еще тогда обращали внимание на односторонность подобного подхода, подчеркивали многофакторность происхождения и развития «теневого» хозяйствования. Это подтверждалось  и практикой начавшейся перестройки. Так, принятие в 1986 году Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», фактически легализовавшего часть существовавших в то время видов «теневой» хозяйственной деятельности, отнюдь не привело к снижению преступлений и других правонарушений в сфере экономики в последующие годы. С разрушением социалистической системы интерес к проблеме неформального в плановой экономике спал, и многие исследования в этой области были свергнуты. Ю. Латов подчеркивает, что «именно неадекватное понимание особенностей советской теневой экономики породило радужные надежды на быстроту и безболезненность рыночных реформ».

Поэтому сейчас многие исследователи вновь обращаются к вопросам о природе, роли и функциях неформальных отношений в советской социально-экономической системе. [2, 96]

Одним из первых серьезных обращений к вопросу о неформальной оставляющей социалистического хозяйства были работы американского советолога Г. Гроссмана, прежде всего его исследование «Вторая экономика в СССР». Гроссман выделял в качестве теневых экономических отношений те, которые нарушали советское законодательство и были направлены на получение частной выгоды.

Тезисы автора о росте неформальных доходов от севера к югу, от городских центров к сельским поселениям, рассмотрение второй экономики как побочного продукта специфических  дисфункций советской экономики придавали неформальной экономической деятельности черты некоторой исключительности.

Интересна классификация рыночных отношений в якобы тотально  планируемом советском хозяйстве бывшего советского экономиста, эмигрировавшего в Америку, А. Каценелинбойгена. В рамках его подхода теневые отношения являются одним из компонентов системы рыночных связей. Он выделяет шесть разновидностей рынка, которые действовали в экономике СССР и различались и по субъектам, и по объектам, и по степени легальности. Половина из них – рынки теневые. Легальные рынки – красный, розовый, белый, открыто поддерживаемые правительством и людьми; полулегальный – серый – рынок, признаваемый народом, на который правительство «закрывает глаза»; нелегальные рынки – коричневый и черный – запрещенные правительством, но признаваемые хотя бы некоторой частью населения. Таким образом, Каценелинбойген прелагал рассматривать советскую экономику как неразрывный синтез официально-плановых отношений с рыночными. По сути, это свидетельствовало о скрытой многоукладности советского хозяйственного строя.

   В 80-е годы некоторые советологи стали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР  фактически скрывается экономическая система смешенного типа, где неформальное, неконтролируемое производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное. [5, c.84]

Точных данных, характеризующих масштабы неформальной деятельности в советский период, нет, поэтому трудно сказать, какой вес имели отдельные ее виды. Но можно предположить, что наибольшее распространение имели сокрытие части легальной экономической деятельности, осуществляемой в рамках зарегистрированных производств, и фиктивная экономика, в первую очередь как экономика приписок, взяточничества и спекуляций. Широкое распространение получили также домашняя и межсемейная экономическая деятельность.

Есть несколько свидетельств, которые, характеризуя отдельные параметры неформальной деятельности в советский период, могут дать примерное представление о ее масштабах. Так, согласно работе американских исследователей Г. Офера и А. Винокура, основанной на информации о семейных бюджетах эмигрантов из СССР в Израиль,  около 10-12% семейного дохода горожан в конце 1970-х годов давал частный сектор и, примерно 18% всех потребительских расходов совершались частным образом. На основе этих данных и официальной советской статистики западногерманский советолог П. Вилес оценил доход от «второй экономики» в 12-13% личного дохода на душу населения.

Советологи рассматривали развитие теневой экономики как проявление ущербности советской модели, ее неспособности вырабатывать приемлемые для всех правила хозяйственной жизни. Однако зарубежные исследователи подчеркивали, что многие виды теневой экономической деятельности  - уклонение от уплаты налогов, вторичная занятость, коррупция, искажение официальной отчетности – встречаются как при социализме, так и в обществах массового благосостояния. [3, c.124]

Они считали, что в целом люди мало различаются по своим основным недостаткам.

К выводу  о неразрывности природы неформальной экономики с ее формальной «базой», сходности их  очертаний, универсальности и о всеобъемлющем характере неформального пришло большинство исследователей, занимавшихся проблемами теневой экономики в советской России последних десятилетий.

Некоторые считают, что теневая деятельность в СССР к началу 1980-х годов уже не носила случайный характер, а приобрела фактически статус экономического института советского общества. Ю. Латов отмечает, что если в 1970-1980-х годах советскую экономику рассматривали как «дуалистическую, где плановому государственному сектору противостоит сектор рыночный», то уже после гибели СССР стало очевидным, что она образует единую систему, в которой «легальная  и теневая экономики определенным образом дополняют друг друга, образуют два неразрывно связанных компонента одной головоломки.

Таким образом, история исследований неформальных отношений в советской России шла от выделения неформального компонента  экономики, как феномена особого рода, к признанию универсальности неформальных отношений, их неразрывной и естественной связи с формальной экономикой. Специфической особенностью неформальной деятельности в советский период была система неформальных персонифицированных связей между людьми, статус и возможности (экономические, политические, социальные) которых определялись их  формальным положением в существовавшей административной иерархии. Этот феномен был порожден самой советской системой.  Фактически он компенсировал отсутствие института частной собственности и рыночных отношений путем создания специфических неформальных рынков, благодаря которым за счет коррупции всей системы обеспечивалось и поддерживалось благосостояние членов общества в соответствии с их административным статусом.

В российском варианте наиболее распространенный путь включения субъектов в неформальную деятельность – обретение ими определенного официального статуса, дающего право распоряжения благами  и обеспечивающего вытекающие отсюда возможности неформальной деятельности. И правда, большинство имевших место неформальных действий – от бартерных обменов на промышленных предприятиях и взяток в аппарате государственной власти до выноса продукции с предприятия – связаны с приближенностью их субъекта к государственным ресурсам и зависят от его статуса в административной и номенклатурной иерархии.

Информация о работе Теневая экономика