Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является экономика России в аспекте институциональных преобразований, способствующих ликвидации теневой экономики и повышению уровня экономической безопасности страны.
Предметом исследования выступает ликвидация теневой экономики как направление обеспечения экономической безопасности России.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические подходы к исследованию сущности, универсальных причин и форм теневой экономики, ее размеров и влияния на экономику страны.
Предложить классификацию методов оценки теневой экономики и направлений минимизации ее негативных воздействий на социально-экономическое развитие страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Понятие теневой экономики 6
1.2 Причины возникновения теневой экономики 14
1.3 Механизмы функционирования теневой экономики 21
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК 25
2.1 Оценка теневого бизнеса в России 25
2.2 Анализ международной динамики ухода экономики в тень 27
2.3 Опыт развитых стран по легализации хозяйствующих субъектов и выхода их из теневого сектора 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

!!!!курсовая.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

[4, c.53]

Механизм функционирования теневой экономики предполагает наличие «объекта эксплуатации», при этом в роли объекта выступает государство или крупное предприятие.

Например, при предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход.

Подобные сделки трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.

Экономический спад в странах Евросоюза привел к увеличению сектора теневой экономики. По данным всемирного банка удельный вес теневой экономики в мире с 1999 по 2007 год непрерывно рос в 151 стране и за этот период повысился, в среднем, с 32,9% до 35,5% от ВВП. А вот снижение удельного веса теневой экономики было замечено только в 11-ти странах.

Теневая экономика, которая включает в себя необлагаемую налогами торговлю товарами и представление услуг (к примеру, строительные работы или ремонт автомобиля), но не включает криминальную деятельность (наркотики и проституцию), увеличилась в этом году с 0,3% до 0,9% в 14 наиболее благополучных странах ЕС. [11, c.64]

Наиболее высокий - до 9% - рост теневой экономики приходится на Ирландию, Великобританию и Испанию. В то же время Бельгия, Австрия и Германия занимают самую низкую позицию.

Изменения в показателях теневой экономики в странах ЕС произошли впервые после 15-летнего спада активности на "черном рынке" в то время, когда официальная экономика ЕС сокращается на 2%. Также возросла преступная активность.

Размеры теневой экономики варьируются в зависимости от региона. На севере Европы и в Скандинавии она находится в пределах 10-18% от реального ВВП, в странах Средиземноморья: Португалии и Италии – от 20% до 25%.

Многие бывшие советские страны имеют теневой сектор на уровне стран Средиземноморья. Но в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии цифры достигают от 36 до 39%.

В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину от экономической деятельности, на Украине - около 57%, в Грузии – 68%, утверждается в исследовании.

Итак, в данном подпункте были приведены цифры теневой экономики зарубежья. Кризис неблагоприятно подействовал на экономику, он помог развитию теневого сектору и создал для него благоприятную среду.

2.3 Опыт развитых стран по легализации хозяйствующих субъектов и выхода их из теневого сектора.

Полностью устранить теневую экономику невозможно, ибо нельзя искоренить такие виды деятельности, которые запрещены законом, но которыми определенные лица занимаются исходя из логики «риск велик, но велик и возможный доход». В этой связи возникает вопрос: каков количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики? Согласно мировой практике, стандарт здесь — 5—10% ВВП.

Сопряженный вопрос: можно ли выйти на этот количественный рубеж с помощью лишь силовых методов? Отрицательный ответ очевиден, и приходится формулировать третий вопрос — об алгоритмах такой легализации части теневых отношений, которая не наносила бы вреда общественному производству и обществу в целом. В этом контексте нельзя не констатировать, что в последние годы легализация теневых доходов фактически происходила, причем в крупных масштабах. Это связано, прежде всего, с реализацией приватизационной модели, с разделом не только имущества предприятий, но и госфинансов. Факты, однако, таковы, что легализованные доходы не вошли в нормальный хозяйственный оборот, а попали либо за границу, либо в «тень» упрочив основу ее расширенного воспроизводства. А значит, коль скоро речь идет о легализации, надо найти те способы, которые позволили бы направить теневые доходы в производство, причем в первую очередь в сферы, работающие на потребителя, и наукоемкие отрасли. Иными словами, задача состоит в том, чтобы соответствующие средства не просто легализовать, но и сделать их фактором структурной народнохозяйственной перестройки, без которой наша экономика неизбежно превратится в периферию мирового хозяйства, эксплуатируемую сообществом развитых стран.

Приведенные аргументы сформулированы как бы «от противного», они помогают ответить на вопрос: можно ли решить проблему теневой экономики, если не искать пути ее легализации? Еще более важными представляются аргументы «прямого действия».

Главный из них связан с обосновывавшимся выше тезисом, согласно которому теневая экономика разнородна, и уже в силу этого обстоятельства подход к ней должен быть дифференцирован. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, бороться с ее чисто криминальной частью (это функция правоохранительных органов, которые призваны, как можно лучше выполнять соответствующие обязанности). С другой стороны, необходимо ввести теневую экономику в стандартные размеры, причем так, чтобы это пошло на пользу развития отечественного производства. [7, c.67]

В защиту данного варианта напрашивается еще ряд аргументов.

Первая их группа - политического и социального характера. Ресурсы теневой экономики способны улучшить положение десятков миллионов наших сограждан. А значит, есть резон пойти с ней на компромисс.

Вторая группа соображений — экономического порядка. Из кризиса без широкомасштабных инвестиций не выйти. Трудно отрицать, что в настоящее время легализация теневых капиталов — чуть ли не единственный крупномасштабный внутренний источник инвестирования в отечественную экономику. Правительство «загнало» предпринимателя в тень и теперь обязано предоставить ему возможность из тени выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной утрате страной огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная настоящих реформаторов.

Аргументы третьей группы — от истории. В свое время практика «военного коммунизма» показала: изъять капиталы лишь силовыми методами невозможно; нэп был не только допущением свободного товарооборота, но и легализацией скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составлял не более 25% дохода частника, который моментально активизировался, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда нэп сменился индустриализацией и массовой коллективизацией, налог повысили - сначала до 30%, а потом до 90% и более. «Частник» был практически уничтожен.

Вывод по главе:

Таким образом, теневая экономика как общественное явление, объективна, искоренить ее полностью не представляется возможным. В современной России она воспроизводится устойчиво и расширенно. Теневой капитал неуклонно и ускоренно набирает вес, проникая во все сферы общественной жизни.

Главной причиной ухода в тень остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим «неналоговым фактором» считают коррумпированность государственного аппарата: «неформальные выплаты» при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

Поэтому необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой, - осуществлять специальную программу интеграции здоровой части теневой и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики.//ЭКО,2009
  2. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО. — 2009. — № 8. — с. 21-37
  3. Бажан А.И. (Легализация теневых капиталов и экономическое развитие России// Банковское дело. – 2005. - №8. – С. 7
  4. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий.// ЭКО. – 2008. - №4. – С. 70
  5. Булатов, А. – Вывоз капитала из России: вопросы регулирования//Вопросы экономики №3, 2008.
  6. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” / РЭЖ , №№ 8-9, 2009.
  7. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. «Теневая экономика и легализация преступных доходов», 2006
  8. Исправников, В.О. , Куликов, В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. - М.: «Российский экономический журнал», 2007.
  9. Клямин И.М, Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. М.: РГТУ, 200.- 592 с
  10. Косарева М.В. Международно-правовые аспекты борьбы с преступлениями в сфере экономики: Экономические и правовые реформы в РФ. – М. 2000. – С. 53
  11. Кремлев Н. Д. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки)// Вопросы статистики. 2001. - №2. - С. 38
  12. Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №9, 2006г
  13. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России. Вопросы экономики, 1998 № 3
  14. Николаев И. Теневая экономика //Общество и экономика. №6 2008.
  15. Тонусян Г.А., Викулин А.Ю. Противостояние легализации (отмыванию) денежных средств в финансовой и кредитной системе. – Москва, ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 342 с
  16. «Теневая экономика» / Бунич А.П. , Гуров А.И. и др. / М.: Экономика, 2005.
  17. Теневая экономика. Сост. Дружинин Б.А. – М.:Экономика; 2003.
  18. Улыбин К. Теневая экономика. М.: Экономика, 2007.
  19. Улыбин, К. Теневая экономика. Изд.2 - М.: Экономика, 2005
  20. Фролов Д. Анализ теневой экономики//Экономист. 2008. - №9. – С 65
  21. Шикунова О.Г. Теневая экономика: состояние, проблемы, способы противодействия. — М., Наука, 2009

 

 

 

 


Информация о работе Теневая экономика